Матренин глаз. Из цикла Герои Лукашкино

  Бабка Матрена жила на слободке, в одиноком полуразвалившемся пятистенке, укрытом от посторонних глаз пышными зарослями сирени с экзотическими соцветиями голубого и желтого окраса. Дом ее прислонился к взметнувшемуся над Лукашкино огромному дубу, черному то ли от грозовых разрядов, то ли от времени. Когда бы не этот благородный исполин, от сирого обиталища Матрены давно бы остался один замшелый фундамент из колотого известняка, да и то если бы соседи на дорожки свои не растащили. Компанию отшельнице неизменно составляла однорогая коза Машка, всегда готовая, стоит только бабке отвернуться,  приобщиться к тому или иному сиреневому кустику, чтобы потом долго кряхтеть, сладострастно закатывая к небу невинные как у Бемби глазенки. Дом свой грузная и неповоротливая, но все еще сочная, как белый налив, Матрена покидала довольно редко. Являла она себя миру, в основном, когда сигналила автолавка. Тогда бабка, тяжело отдуваясь, спешила приволочь домой рюкзак, туго набитый нехитрой снедью- мукой, зеленым горошком, какао и селедкой, которую та любила употреблять, круто посыпав сахаром.
  Помимо наличия у нее непатриотично окрашенной сирени, козы- единорога и тяги к селедке в сахарной глазури, баба Матрена отличалась от односельчан тем, что умела вещать. Не гадать на кофейной гуще, не глубокомысленно раскидывать пасьянсы из игральных карт, а спокойно, сухо, как в справочном бюро, предоставлять нуждающимся потребную им информацию. Со стороны, конечно, сложно судить, правда ли она видела что-то там за астральным горизонтом, но Лукашкинцы, в большинстве своем, свято верили, что ей действительно были ниспосланы третий глаз и особое сокровенное знание.

  При этом народ к ней шел самый разный, от кесаря до слесаря. Обращались не только по ерундовому поводу, как тот же дядя Миша, но и по серьезным жизненным основаниям.
Что касается дяди Миши, то он был, пожалуй, самым частым гостем у Матрены, по три раза на дню заходил на правах соседа.
- Завтра  у Спартака с Зенитом баталия, - с порога провозглашал он, наполняя атмосферу избы фимиамом, в котором угадывались нотки кедровых шишек и полыни. - Глянь, Матрен, чо там случится промеж них интересного-то.
- Можно и глянуть, - отвечала бабка, ставя на стол два стакана с дымящимся какао - непременным атрибутом сеанса прорицания,- Отчего ж не глянуть.
Какао, по мнению Матрены, было первейшим средством для прочистки чакр и восполнения энергетического баланса. В особенности, если класть его не меньше трех ложек на стакан. Тогда и голова соображает яснее, и удовольствие получаешь несравнимое.
После недолгих приготовлений наступал собственно акт священнодействия.
Обычно он заключался в том, что раскрасневшаяся после какао бабка Матрена прикрывала веки и отрешалась от всего мирского. При этом одной рукой она гладила невесть какими судьбами закатившийся в ее горницу шар для боулинга, а другой почесывала за ухом козу Машку, задумчиво сыпавшую свои горохи.
В самый ответственный момент прорицательница погружала лицо в козью шерсть и делала пару глубоких вдохов для ясности ума, после чего, прочихавшись, давала убедительный ответ.
- Один-ноль. Хлусевич на седьмой минуте второго таакую плюшку вобьет. В верхний левый угол прямо. А  с чего тебе оно вдруг далось, тиффози ты старый? Шальных рублей на ставках поднять решил?
- Ты чо, Матрен. Нельзя мне на ставках, сама ж знаешь азартный я, засосет. Да и денег у меня того, - простодушно выворачивал карманы дядя Миша, намекая на то, что Матрена сегодня, впрочем, как и всегда, останется без гонорара. –  Нам с Митяем рыбачить завтра на Перхушке, а тут смотрю- Спартак, дери его в коромысло, по РТР. Ну я и того, чем дело кончится чтоб знать, чтоб от клева мыслями не отвлекаться.
- Рыбалка это хорошо. Сходи-сходи, зорьку встретишь, лягушек послушаешь. Только спиннинг дома оставь. Ни к чему тебе он там. Все равно путного не будет, потеряешь еще не ровен час.
- Эээтто еще с какой сс..тати? - икал дядя Миша, которого (явно не от какао) развозило прямо на глазах, - Шар твой ска…зал?
- Почему сразу шар. Гидрометцентр. Завтра давление какое-то обещают в атмосфере. При таком клева не жди. Да и не до него вам будет, коль с Митяем-то упретесь. Тут  и к  бабке ходить не надо…

  Кроме дяди Миши народа у ведуньи бывало много. Редкий день проходил, чтобы к ней какой-нибудь маклер не наведался или дознаватель из местного УВД. Впрочем, не менее охотно принимала она терапевтов и синоптиков.
По осени директор местного агрохолдинга заходил даже, интересовался, какую рожь сеять, яровую или озимую, или лучше всю ниву по весне подсолнечником засадить.
Простой люд больше к ней на огонек шел, какао попить, а заодно и посоветоваться, как с умным и проницательным человеком, зрящим дальше своего носа. Все знали, что никто толковей, чем она не напророчит, делать ли прививку от ковида, или обождать чуток, посмотреть прежде, как там другие оздоровятся, не подскажет с кем на танцы в субботу пойти - с Лешкой - местным зоотехником или Сергеем Михайловичем из дачного кооператива "Заря".
Задавали  ей бывало вопросы мировоззренческие:
- Есть ли на небе Бог, и если да, то почему тогда автобус в райцентр ходит только по понедельникам?
Порой даже интеллектуальные:
- Существует ли связь между идеей вечного возвращения по Ницше и пятыми выборами Прокопия Прохорчука в Главы районной администрации?
Но все-таки больше практические:
- Если  "шестерка" оборотов на холостых не дает, карбюратор это или все-таки раннее зажигание?
- Где " старая барракуда" триста баксов после продажи поросенка припрятала?
- Куда тринадцатую зарплату выгодней пристроить: в запасы макарон вложить, в Сбер ли снести под пять процентов, или все-таки с Митяем прогулять? Хотя тут как раз предельно ясно все.
Брала Матрена за свои таланты вполне демократично- "сколько не жалко" с носа, независимо от социального положения носителя этого носа и сложности его вопроса. Впрочем, и от голытьбы и шибко экономных тоже не отворачивалась.

  Неизвестно сколько  "окормляла" бы так Матрена своих односельчан, обеспечивая им психологический комфорт, а себе еще одну пенсию, когда б громом средь ясного неба не грянул Федеральный закон «Об организации предоставления населению информационных услуг экстрасенсорного и паранормального характера за №135-а ФЗ».
И вот тогда у бабки началась полоса сплошных "пустых хлопот и казенных домов".
Зарегистрировав себя как самозанятую, Матрена, накинула на плечи новый палантин и, прикрепив к кофте медаль «Ветеран труда», кряхтя, отправилась обивать пороги. Днями напролет пропадала она в отделениях Минкультуры, Роспотребнадзора, Росстата, ФСБ, ВЦИОМ и Налоговой, хлопотала насчет регистраций, разрешений, суетилась насчет допусков и аккредитаций.
А вечерам, щуря подслеповатые глаза, выводила цифири по финансовым показателям за прошедший отчетный период и сводила их в общую таблицу.
Кроме того, на нее, как снег на голову, упали разработка и согласование профессиональных стандартов, справки по отдельным запросам, семинары по прорицательскому мастерству, а еще ежеквартальные тесты на подтверждение квалификации.
Неудивительно, что за последние полгода она сильно сдала. У нее обострился радикулит, из темени вылез клок наконец-то поседевших волос, а все тело покрылось какой-то ядовито- зеленой сыпью. Было, правда, и приятное. Неожиданно для себя, Матрена влезла в свой любимый костюм от фабрики Большевичка, который  ей однажды  вручили в совхозном правлении, как делегату ХХVII съезда ВЦСПС.
Но в целом, последствия были, конечно, удручающими.

  А самое главное, что прозорливость у нее от всего этого пострадала, замылилась, спотыкаться бабка стала на каждом шагу.
- С акциями Газпрома говоришь, что делать? А..ммм… Сдавать их надо. Не мешкая. Вон как капитализация  у него просела с как их... с Северными потоками. То ли дело Сбер. Тот да, тот на подъеме.  Хотяя... Слушай сюда, что скажу... Ээээ..Ты свои Сберовские сдавай, что есть. Срочно. Пока в росте. И на вырученные Газпромовских накупи побольше непривилегированных, тех, что упали-то.  По 168 рэ в самый раз брать...Вижу… Хотяя….
Со временем она стала с трудом подбирать слова и порой нет-нет, да и терять нить повествования.
А однажды так вообще чуть Митяя было не угробила.
- Тебе, Митяй, эта… как ее… кастрация нужна, - безапелляционно вынесла вердикт она, потискав свой шар.
- Какая еще кастрация? За чтооо?
- Надо, раз говорю.
- А без нее что, никак уже?-  судорожно сжал колени мужик.
- Не хотела тебя пугать, но без нее...Эээ... как это получше сказать-то...О!... совсем худо будет.  Худо...
- Вот так даже? - задрожал Митяй, - Это что же делается, люди добрые? У меня жена молодая, расстроится,- запричитал в голос он.
- Ну тогда объясни ей, раз молодая и жалостливая, что тут ...эээ... как его... жалеть нечего. Дело житейское.
- Житейское?!
- А то. Поросенок в весе не прибавит, пока ему, так сказать, причиндалы не отмахнешь.
- Не понял я, поросенок-то тут причем?  Причем поросёнок? У меня вопрос был, как мне от бородавок в паху избавиться.
- Да ну? ... Хммм....Не поросенок значит? Надо же проруха. Видно это я с прошлого приема чакры себе не прочистила. Захлопоталась. Ты уж извини, Митяй… Бородавки чистотелом выводи.
- Чистотелом? И все? Уф….- затравлено улыбнулся Митяй, смахнув со лба пот, - Это можно. Чистотелом-то….

  Вот так драматически отразились на качестве бабкиного сервиса последствия государственных реформ.
Впрочем, даже эти сложности были бы еще терпимы и преодолимы, если бы не статистика, которую, как приговаривала бабка Матрена, «хошь не хошь, а вынь, да положь».
И ладно бы еще по-простому - предсказаний столько-то, попаданий столько-то. Точка, дата и подпись. Как бы не так. Люди там наверху с выдумкой ведь сидят, не зря зарплату получают.
- Тьфу ты, срам какой, - плевалась Матрена, наткнувшись в статистическом формуляре на раздел «Половая структура обратившихся за услугами граждан (мужчины, женщины, другое)».
Нарисовав в графе «другое» кукиш, она немного успокаивалась и переходила к следующему разделу "Социальная структура обратившихся за услугами граждан (рабочие, интеллигенция, другое)"
- Вот в Союзе были рабочие и интеллигенция, крестьяне были даже, помнится, а нынче сплошное другое, - сквозь зубы цедила она, ставя в первых двух графах прочерк. После чего, тяжело вздыхая, шла на кухню готовить какао.
Потому, что теперь ей предстояло потеть, разнося полученные данные по возрастным группам –от 0 до 15, от 15- 30, от 30-40, от 40-60, от 60 до 100.
С третьей страницы анкеты ей становилось совсем жарко, а с четвертой дурно, ибо дальше следовали собственно вопросы:
«-На сколько процентов изменилась половая/ социальная структура обратившихся за услугами граждан, по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Посчитать отдельно для каждой возрастной группы обратившихся за услугами граждан.
- Указать, какие ожидания от будущего превалируют у обратившихся за услугами граждан (позитивные, негативные, индифферентные) в зависимости от типа половой/социальной структуры обратившихся за услугами граждан. Нужное/Не нужное подчеркнуть.
- К какой сфере относятся запросы обратившихся за услугами граждан (личная жизнь и здоровье, работа и финансы, общество, другое). Распределить ответ по половой/ социальной структуре обратившихся за услугами граждан отдельно для каждой возрастной группы обратившихся за услугами граждан. Итог представить в процентном соотношении по каждой сфере от совокупного количества обратившихся за услугами граждан.»
Ну и тому подобные головоломки, общим количеством эдак до ста пятидесяти.
Где-то на тридцатой задачке у бабки ум за разум начинал заходить, а на шестидесятой поднималось черепное давление. Часами напролет сидела она, уставившись в ноутбук (освоила-таки), пытаясь вникнуть в суть поставленных перед ней задач.
За недостатком времени она  сначала сократила прием «обратившихся за услугами граждан», следом забыла про послеобеденный сон и селедку в сахарной глазури. Навещавшее ее ночами короткое забытье непременно представляло собой кошмар. Стоило бабке сомкнуть веки, как перед ней начинали кривляться, вертя задами, непонятные половые структуры граждан из графы «другое» и требовать, чтобы их относительное количество в совокупном объёме обратившихся за услугами было указано Матреной в размере не меньшим, чем 150 процентов.

   И вот, наконец, как-то после традиционного утреннего дождичка в четверг у Матрениного дома остановилась очень навороченная машина с невероятно уважаемыми номерами, из которой вышел чопорный коротко стриженый господин в дорогой атласной двойке. Опасливо толкнув дверь, он исчез в горнице, откуда вскоре послышался запах какао.
Солнечный диск давно перевалил за горизонт, над которым стали сгущаться обычные для этого времени послеобеденные тучи, а посетитель все не выходил.
-Нет, не вижу ничего, - третий час терла виски Матрена, пытаясь ответить на поставленный им вопрос, - Муть одна какая-то стоит перед глазами кромешная. И круги синие. Магнитные бури, наверное.
- А ты, бабка, напрягись, - канючил мужчина, брезгливо держа двумя пальцами стакан с остывшим какао, - Иначе, что я губернатору скажу? Он места себе уж сколько не находит. Неделю в кабинете закрывшись сидит, как сыч, на звонки не отвечает. Встречи отменены, проекты под вопросом. Работа встала совсем. Доходы…доходы упали.
- Нечего мне сказать тебе, мил человек. Худо мне нынче что-то.
- А ты напрягись все же.
Но сколько Матрена ни напрягалась, как ни крутила шар, ни нюхала козий хвост, ни прихлебывала какао, ответ не шел.
- Извини, уважаемый, не знаю я, кто там будет у вас на этот раз президентом. И вообще я сегодня до обеда только. Короткий день у меня, учет…

  Вот так в одночасье и потеряла свой третий глаз бабка Матрена. В каком-нибудь Росстате, наверное, позабыла. А может быть ослеп он, напряженно всматриваясь в загадочные руны бесконечных формуляров, протоколов и служебных инструкций. Ну да и Бог с ним. Пусть на этот счет губернаторы с маклерами всякими переживают. А Лукашкинцам об их будущем и так в свое время все по телевизору расскажут, без утайки …



 


Рецензии
Да, Александр, сотворили вы целый
рОман о житье бытье нынешнем.
Тут и цвета сирени, и чиновничьи заморочки
разные...
Точно, у вас третий глаз прорезался.
И к бабкам ходить не надо.)).
Но рОман впечатлил.
Чем хуже, тем сильнее -
...Ну что сказать, ну что сказать,
Устроены так люди,
Желают знать, желают знать,
Желают знать, что будет...

Сказом задели...
Спасибо!!
Солнышко выглянуло, пока читала
день засветился ))
Светлого вам дня!
С добром,

Дина Иванова 2   31.03.2023 07:47     Заявить о нарушении
Спасибо,Дина,
что увидели в
моей зарисовочке
настоящий рОман о житиии- бытии...)
Хотя если даже сложить вместе все мои четыре рассказао Лукашкино.
и повести не получится.
Но дело ведь не в объеме...)

Александр Пономарев 6   31.03.2023 08:33   Заявить о нарушении