Априорные и апосториорные модели обучения

АПРИОРНЫЕ  И АПОСТОРИОРНЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ 
  ПРИ  ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГЕОЛОГИИ И ГОРНОМУ ДЕЛУ
В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
      

        The article discusses implementation issues in educational practice of the concepts of a priori and a posteriori simulations. Shows the necessity of introducing in the educational process principles simulation to provide a basis to predict direct and indirect effects implementation of the specified methods and forms of influence on a managed object ( student). Shows the main properties of existing in the world the main teaching models that reflect their strengths and existing negative points, and incidentally shows the resulting elements of the training models. As a nodal point shown close interaction in practice of activity of educational institutions of different levels, as the key to the implementation in practice of the system of continuous education, emphasized in their joint activities, the necessity of gradual formation of mental actions of the learners.
       Keywords: apriornogo and aposteriori modeling, hierarchical systems, training models, the main components of the learning models, the components of the educational system, the best education technology, the object of training and education, self-education and self-directed learning, the management of the educational process, the levels of the educational system.
   
В статье рассматриваются вопросы  внедрения  в  учебную практику понятий   априорного и апостериорного  моделирований. Показывается  необходимость внедрения  в  учебно-воспитательный процесс  принципов моделирования чтобы  на их основе прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на  управляемый  объект (обучаемого). Показаны   главные   свойства   существующих в  мире основных   обучающих моделей, отражены  их сильные  стороны  и существующие  отрицательные моменты, попутно  показаны  вытекающие  из них    элементы   обучающих моделей.    В качестве узлового момента   показано тесное взаимодействие на практике  деятельности  учебных заведений разного уровня, как  залог    реализации на практике системы непрерывного образования, подчеркивается  в их совместной деятельности  необходимость  поэтапное формирование  умственных действий  обучаемых.   
      Ключевые слова:  априорное и апостериорное  моделирование, иерархические системы, обучающие модели,  основные компоненты моделей обучения, компоненты учебной системы,  оптимальная технология обучения,   объект обучения  и воспитания,  самообразование ,  СРС, управлении образовательным процессом, уровни  образовательной  системы.

При изучении сложных   явлений  и процессов одним  из немногочисленных способов получения обобщенных сведений является моделирование.
Высокая эффективность и возрастающая роль моделирования как общего метода изучения явлений материального мира очевидны и доказано всем ходом развития науки и техники. Сейчас нет, пожалуй, такой отрасли  и сфер  знаний, где бы оно ни применялось. С помощью модели   выявляют наиболее существенные факторы, формирующие те или иные свойства объекта (т.к. модель отражает лишь некоторые основные характеристики исходного объекта).
Модель помогает понять, как устроен  конкретный объект,  а  затем чтобы управлять этим объектом (или  процессом с ним связанным) и определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях; наконец, чтобы прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект. В любом случае модель проще, в некотором смысле грубее изучаемого явления, но зато одну и ту же модель можно использовать для описания широкого класса явлений.
Необходимо отметить, что обучение   и связанный  с ним  процесс   передачи знаний   является  весьма  сложным и многостадийным фактором,   поэтому  для  его реализации  вполне  не только допустимо  моделирование, но даже и необходимо.  Причем  на разных стадиях  приходится  иметь  дело с моделями  разных уровней  и порядков.
С учетом современных требований, предъявляемых к специалистам, процесс обучения все более усложняется, требования к используемым средствам обучения повышаются.Для  выбора подходящей модели  обучения  для представителей  особой категории  специалистов   (геологов и горняков),  специальности которых  в  обществе относятся к категориям как градообразующих, так  и государствопреобразующих необходимо рассмотреть  всю иерархию   возможных  моделей, разбивая при этом полную  модель не только на отдельные  ( подсистемы) ,  но  отдельные  узловые элементные их составляющие.
Выбор  наиболее эффективной  стратегии обучения  следует начать   с  анализа, имеющихся к настоящему времени   парадигм…
Так, например, существующие «классические» образовательные модели можно условно разделить на  европейскую, американскую, советскую и японскую  модели …. Каждая из них имеет свои особенности и отвечает определенным условиям развития общества,, куда входят  ориентация на точные или гуманитарные науки, теоретическую или практическую подготовку, детальное изучение старого или на создание нового. Использование той или иной модели образования приводит к «формированию» в определенных учебно-воспитательных заведениях разных категорий выпускников, а, следовательно, и граждан, по-разному воспринимающих окружающий мир, с различными целевыми установками и степенью готовности жить и творить в современном мире.
Несмотря на различия европейских систем образования, у них есть одна сходная черта – приверженность модели к  формированию у человека привычку делать выбор и нести за него ответственность. Такая модель позволяет студентам самостоятельно выбирать курсы из списков, предложенных в разных учебных заведениях. Если обучаемый  ошибается в выборе, то в следующем году у него есть возможность исправить ошибку и записаться на другой курс. Главное, что это его выбор, его мотивация, его ответственность. Такая образовательная модель приучает учащегося думать самостоятельно, искать дополнительные источники информации, не ограничиваясь знаниями, получаемыми на занятиях. Такая  модель учит учиться, т.е. осваивать новые знания на базе старых, которые и объясняют новые. Иными словами, чем больше человек учится, тем больше он может выучить, что    дает обучаемому видеть вещи целостно … У европейской модели образования есть множество вариаций и оттенков. К примеру, в немецкой школе ценятся, в первую очередь, порядок и послушание; во французской – личные способности и достижения учащихся; в английской - принадлежность к определенному общественному слою и наследственность. 
В последнее десятилетие до уровня   признанных в мире  школ поднялась и образовательная модель Финляндии, этому  государству удалось максимально эффективно внедрить в систему образования новые информационные технологии. Также были приложены все усилия для того, чтобы сделать саму систему более гибкой и способной реагировать на изменяющиеся условия среды.
Соединенные Штаты позаимствовали ее   элемент у европейских государств  – возможность делать выбор, и максимально упростили образовательные программы. Кроме того, они сделали курсы очень практичными. Так обучаемым преподают не теоретические конструкции, а учат решать практические задачки.  В Америке нет унифицированного школьного стандарта, т.е. школы устанавливают перечень и объем предметов, необходимых для выполнения программы начального и среднего образования, самостоятельно. И никто не отвечает за то, что абитуриенты изначально поставлены в разные условия. Американская программа обучения рассчитана преимущественно  на отстающего. Еще в школе детей делят по способностям на несколько групп при помощи стандартизированных тестов, созданных для измерения «коэффициента интеллектуального развития» (IQ). И именно на группы детей, набирающих наименшее количество баллов американцы расходуют большую часть всех затрат на образование (92 %), а наиболее способным и трудолюбивым детям достается менее 1%. В результате такого подхода  США  постоянно нуждаются в студентах, способных учиться на математических и технологических факультетах. Для разрешения этой проблемы в Америку приглашаются студенты и ученые со всего мира. Рядовые же американцы удовлетворены простой и практичной системой образования и продолжают заниматься деятельностью, которая не требует серьезных умственных затрат.
Совсем иначе была устроена советская  система, где высшее образование было преимущественно естественно-техническим и полностью стратегически-государственным. Здесь был реализован государственный заказ на необходимую систему образования. Исходя из своих нужд, страна избрала  гумбольдтовскую, академическую модель высшего образования, направленную на подготовку молодых научных работников и инженеров-исследователей. Так Гумбольдт попытался дать академическую свободу университетам, предоставляя им ответственность перед потребностями государства и общества. Единственным весомым минусом гумбольдтовской модели университета является чрезмерная академичность и усложненность перепрофилирования и подготовки специалистов свободных профессий.  Такая модель образования   представляла собой очень сложный и тщательно сбалансированный комплекс средств и методов, который длительное время гарантировал сочетание сравнительной быстроты, приемлемой стоимости для бюджета и высокого конечного уровня соответствия выпускников государственным стандартам. Но если технические специалисты еще оправдывали свое предназначение и обеспечивали высокий научно-технический уровень разработок, особенно в области вооружений, то в сфере гуманитарных наук, социологии и политологии советская высшая школа, не имеющая в своей массе свободного доступа к источникам информации, явно уступала западным.
Современная японская система   направлена на дополнительных и внеурочных занятий, японцы привыкают быть постоянно занятым – в школе, с репетитором, на всевозможных бесплатных кружках при школах. Такой подход воспитывает в молодых японцах усидчивость и трудолюбие, а со временем – и умение видеть перспективы и настойчиво достигать своей цели. В целом японцы более ориентированы на изучение точных наук, что связано с экономическим интересом страны. В школе и университете они получают широкую специализацию, а более узкий профиль приобретают уже на работе в фирме за счет последней. В японских классах и аудиториях царят дисциплина и послушание. Студенты внимательно слушают преподавателя и молча выполняют свои обязанности – домашние задания (которые даются и в учебное время, и на коротких каникулах).
Трудности реформирования образовательной системы   усугубляются тем, что объемы информации увеличиваются очень быстрыми темпами. Однако и эта задача, в общем-то, решаема. Исследователи проблем образования уже давно определились с тем, что передавать надо не знания (как это было заведено в эпоху становления науки и Просвещения (ХVII-ХVIII вв.)), а метод получения этих знаний, метод создания на основе имеющихся знаний новых. То есть надо перенести акценты с получения знаний (они все более доступны людям в век информационных коммуникаций) на методы обучения и развития системного мышления и распределить имеющиеся для достижения поставленных целей ресурсы так, чтобы поэтапно решить все задачи, стоящие перед обществом.
При  освоении  горных  и геологических профессий,  в зависимости  от их специфических особенностей могут  быть   рекомендованы   элементы различные  обучающих моделей:
Активизирующая модель (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и др.), направленная  на повышение уровня познавательной активности обучаемых за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент её -  «познавательный интерес».
Формирующая модель (В.П.Беспалько, И.П.Калошина, Н.Ф.Талызина, С.И.Шипиро и др.),  при которой  в процессе обучения при целенаправленном управлении процессом усвоения знаний и умений можно гарантировать их сформированность с наперед заданными качествами.  Ключевой психологический элемент - «умственное действие».
Развивающая модель (А.З.Зак, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин и др.). В центре внимания этой модели оказывается перестройка учебной деятельности обучаемого в целях появления у него некоторых новых психологических качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности и т.п. Для этого ученик снабжается новыми средствами учебной деятельности. Ключевой психологический элемент - «способы деятельности».
Личностная модель (И.И.Аргинская, Л.В.Занков, И.В.Нечаев и др.),   целью которой  является общее развитие студентов, в том числе их познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и других качеств. Обучение в данном случае ведется на самом  высоком уровне трудности. Ключевой психологический элемент - «целостный личностный рост».
Свободная модель (Р.Штейнер, Ф.Г.Кумбс, Ч.Сильберман и др.). В этой модели максимально учитывается внутренняя инициатива обучаемого. При наличии определенной помощи со стороны преподавателя  студент может сам определять интенсивность своих занятий, их продолжительность, самостоятельно выбирать средства обучения. Ключевой психологический элемент - «свобода индивидуального выбора».
Обогащающая модель (Э.Г.Гельфман, Л.Демидова, Дж. Рензулли, А.И.Савенков, М.Холодная и др.). В ее рамках решаются две задачи: 1) создание условий для актуализации наличного индивидуального ментального опыта (учет индивидуального интеллектуального темпа, индивидуальных познавательных стилей, баланса конвергентных и дивергентных способностей, уровня и характера интеллектуальных притязаний; 2) создание условий для усложнения, обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта обучаемого. Ключевой психологический элемент - «Индивидуальный ментальный опыт».
Все указанные модели, несомненно, должны учитываться в дидактическом проектировании, т.к. они способствуют повышению эффективности обучения и образования в целом, поскольку на первом плане оказывается обучаемый,  как субъект деятельности, и основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие. Кроме того, необходимо отметить, что на уровне конкретных методических и технологических решений эти модели в той или иной мере взаимно пересекаются, что также весьма важно учитывать в процессе дидактического проектирования  при   ориентации на апостериорную модель обучения.
Чтобы  обучение было успешным  необходимо  знать как можно больше  об  объекте, которым следует управлять  (а попросту обучать). Для этого необходимо получить  необходимые   данные  об априорных знаниях   студентов,  начинающих   обучение в  вузе.
Связи с тем,  что первокурсники    получали   образование   в  разных типах  общеобразовательных учреждениях, где существуют  разные требования,   подходы  к  обучению и критериям знаний выпускников общеобразовательных заведений, их  готовность к обучения  в  вузе различная и колеблется  в значительных интервалах. Кроме того  на  характеристику обучения накладываются  и индивидуальные  достижения (приобретенные ими в пределах пока сравнительно еще недолгой жизни)  каждого конкретного обучаемого.  Связи с этим разброс  потенциальных  для обучения   знаний  и качеств  личности  их существенно различен    по самым   различным   жизненным аспектам.
Исходя  из наличия явной  неподготовленности к  обучению ряда первокурсников перед всем  учебным заведением  и его отдельными составляющими: факультет, кафедра,  преподавательский состав  стоит весьма непростая   задача   путем воздействия   на   объект обучения  на  выходе (по окончании)   вуза  получить   продукт (выпускник вуза) по возможности   самого высокого качества.  Тут уже приходится  вести разговор об  апостериорной модели  выпускаемых специалистов, которая  должна привести  к  минимуму    расхождение  в потенциальных возможностях   выпускаемых специалистов.  Причем  обучение  в вузе  не должно «замыкаться» только на  ознакомление с  узкоспециальной информацией и получением ЗУНов специализации, но  и  уже  ориентируется  также на  получение  студентами  знаний   в области философии, социологии, психологии, педагогики, андрагогики, медицины, права, экономики.  То есть перед образовательным учреждением  стоит задача    подготовить выпускников   к различным аспектам жизнедеятельности:
Профессия и карьера: подготовиться к выбору карьеры, изучить все возможности, предоставляемые той или иной карьерой, получить работу, приобрести необходимые для данной работы умения, справляться с работой, продвинуться в работе, сохранить за собой рабочее место… 
Дом и семья: ухаживание, выбор супруга (супруги), подготовка к заключению брака, планирование семейной жизни, под готовка к рождению детей, воспитание детей, понимание детей подготовка детей к поступлению в школу, помощь детям в школьном обучении, разрешение материальных затруднений, использование семейных советов, ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета, распоряжение деньгами, покупки домашний ремонт, садоводство.
Развитие собственной личности: улучшение навыков чтения письма, говорения, слушания, продолжение общего образования развитие религиозной веры, совершенствование умения принимать жизненно важные решения, развитие способности к само анализу, выявление своей сущности, раскрытие своих способностей, осознание своих ценностей, понимание других людей, обучение самоуправлению, совершенствование своего имиджа установление интимных связей, умение прислушиваться к советам других людей…
Использование свободного времени: выбор хобби, поиск новых друзей, вступление в какие-либо организации, планирование рационального использования времени, семейного отдыха, проведения развлекательных мероприятий, покупка снаряжения.
Здоровье: поддержание формы, планирование диеты, поиск и пользование медицинскими службами, предотвращение несчастных случаев, оказание первой помощи, распознание детских заболеваний, уяснение функционирования человеческого организма покупка и пользование медикаментами, развитие здорового образа жизни, распознавание признаков физической и психической ослабленности.
Коллективная жизнь: отношения с вузом и педагогами, изучение местных нужд, потребностей и возможностей, участие в деятельности и оказание помощи местной общине, изучение способов оказания влияния на других людей, подготовка к участию в голосовании, развитие навыков лидерства, поддержание хороших отношений с окружающими, организация коллективных мероприятий для детей и молодежи.
Так  в частности  исходя  из образовательного  стандарта  РУз     в горной и геологической сферах  выпускник  должен:
-быть  знаком  с основными учениями  в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет  использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- владеть системными знаниями мировоззренческого характера; знать основы гуманитарных  и социально-экономических наук, актуальные вопросы текущей государственной политики; быть способным самостоятельно анализировать социальные проблемы и процессы;
- знать историю своей  страны; уметь выражать и научно обосновывать свою позицию по вопросам духовных национальных и общечеловеческих ценностей, иметь активную  жизненную позицию, основанную на идеях  гуманизма и интернационализма;
- иметь  целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в  природе и обществе, понимать возможности  современных научных методов познания природы и  владеть  ими на уровне, необходимом  для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных действий;   
- знать правовые и этические нормы, регулирующие отношение  человека к человеку,  к обществу, к окружающей среде, уметь учитывать их в своей  профессиональной деятельности  и, особенно,  при разработке экологических и социальных проектов;
- владеть методами сбора, хранения, (редактирования) обработки и использования информации; уметь принимать обоснованные самостоятельные решения в своей профессиональной деятельности;   
- иметь конкурентоспособную общепрофессиональную подготовку по соответствующему направлению бакалавриата;
- научиться  самостоятельно, приобретать новые знания, самосовершенствоваться  и на передовой научной основе организовывать свой труд;  быть способным продолжить обучение и  вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
- иметь научное представление и убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;
    - овладеть культурой мышления,  познать его  общие законы, а также способностью к письменной и устной речи  правильно (логично)  оформить  его результаты;
     -    быть  способным в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;            
  -   умеет  приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;
    - понимать   сущность и  социальную  значимость  своей  будущей профессии, основные  проблемы  дисциплин, определяющих  конкретную область его деятельности, видеть  их взаимосвязь в целостной системе знаний;
    -  быть способным   в профессиональной  сфере,  на основе системного подхода,    строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять  их качественный и количественный анализ;
    - методически и психологически  быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над  междисциплинарными проектами.
Говоря  о новой   модели обучения  в  современном  технической вузе, готовящим специалистов  по различным горно-геологическим специальностям следует иметь ввиду тот факт, что если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности. В современных условиях  уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать обучаемым умения и навыки самостоятельно пополнять свои знания, чтобы они затем с их помощью уверенно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической, социально-экономической и жизненно-необходимой (в т.ч. сугубо специфической профессиональной) информации.
Отсюда важнейшей целью образования (наряду с приобретением знаний) становится проблема «научить учиться», т.е. формирование у индивида  умения анализировать состояние своих знаний, распознавать их соответствие объективно складывающимся условиям жизни и отталкиваясь от них постоянно и систематически пополнять свои знания.
Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого, одновременно является одним из путей подготовки человека к жизни, к труду, в условиях постоянно и быстро развивающихся научных знаний, обновляющейся  техники, развития духовной культуры, совершенствования искусства, литературы. 
Быстрые темпы развития науки, техники, производства, а также духовных сфер ставит человека в такие условия, когда ему приходится решать такие задачи, появление которых невозможно было порою и  предвидеть.
Встречи с новой трудовой ситуацией  требуют непрерывной перестройки сознания, отказа от сложившихся установок, освоенных ранее приемов и методов труда и замены их творческой разработкой, соответствующей изменяющимся условиям. Ибо только творческий труд приводит к созданию продуктов деятельности, отличающихся новизной, оригинальностью, представляющих объективно-общественную значимость и ценность.
Развитию творческой личности  должна быть подчинена деятельность любого учебного заведения, но  это в большей мере касается вузов, ибо они  призваны способствовать формированию у студентов готовности к самообразованию ( и даже к самообучению).
Однако никакие меры не дадут ожидаемых результатов, если учебно-воспитательный процесс будет  вестись в рамках традиционно сложившихся педагогических технологий. Смысл новой технологии подготовки специалистов должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы и воспитанию  у них потребности в самообразовании,  стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью  и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности (познавательный)   в  другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей,  действий, поступков, средств, предметов и   конечных результатов.
Отечественная ( можно сказать– узбекская модель)  система обучения    существенно  и в какой-то мере счастливо отличается  от   западной стратегии обучения, прежде всего,   в том аспекте, что процесс обучения - накопления знаний, интеллектуального совершенствования  личности  еще   и дополняется  процессом   воспитания индивида,  т.е.  формированием его личностных и патриотических качеств, в большей мере не характерных для  западной цивилизации. Последнее достигается  наличием   института  кураторства, появлением в вузе  структур  воспитательного характера, направленных   не только на  ознакомление молодежи  с  основными  этическо-моральными   нормативами общества,  но  путем  организации  специальных  общественных мероприятий (лекций общекультурного цикла,  экскурсии  в музеи,   на  определенные производства, посещение   выставок, театров,  участие  в спортивных  состязаниях,   художественных  фестивалях, в различного рода смотрах-конкурсах,   групповые посещения  кинопросмотров, организация комнат-отдыха в общежитиях  и т.д.).  Все  это вместе  приводит   к  особому  интегральному  показателю,  соединяющему воедино  обязательный  цикл обучения  в  вузе   с  дополнительным спектром  «общественных нагрузок».
Все это вместе   зовется  подготовкой    квалифицированных  и компетентных  специалистов   с  широким  кругозором  миропонимания.  Особенно   важно  формирование такой   выпускающей (апостериорной) модели  для  специалистов   горно-геологических направлений, которые  будут  надолго оторваны  от «очагов  цивилизации»   и  должны  для  местного  населения  и   членов своих  экспедиционных коллективов (партий, отрядов), шахт, рудников, добывающих карьеров    быть  «островком компетентности» и  нести  в широкие народные  массы   основы общечеловеческой культуры    и профессиональные знания, но  уже как командиры производства.
Особая  роль  при моделировании рационально-эффективного процесса должна   принадлежать  преподавателям новой формации, где они   из  «источников и распространителей информации»  должны трансформироваться в организаторов  обучающего процесса. Ибо  без  помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении... расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья... При учебной и особенно при индивидуально-самостоятельной работе большую роль играют  их  рекомендации и советы по методике умственного труда: развитию мышления, воли, памяти, организации самой работы и рабочего места и  т.д.
Учитывая факт, что люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста,  предпочтительны пособия, основанные на принципах «графического построения».  Поэтому   в  обучении геологов и горняков   необходимо делать наибольший упор на представление учебной  информации с помощью технических средств  обучения (кино-, и диафильмы, слайды, кодопроекции)   с последующим переходом   на средства  более высокого уровня (дистанционное обучение и другие технологии: кейсовая (портфельная), Интернет, телевизионно-спутниковая  и др.), электронные учебные материалы): а) когнитивная компьютерная графика; б) интерактивная графика и т.д.
Лучшим студентам  же, исходя  из их потенциальных возможностей, следует позволить  проходить  обучение  по  личностным  «траекториям» обучения  быстрее…лучше…и в более короткие сроки.
 
Литература
 1. Александров Г.Н., Шарипов Ф.В. Проблемы формирования модели личности специалиста. -М.: Знание, 1984.100с.
2.Архангельский С.И.. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. –М.: Высшая школа,  1976. 200с.ил.
3. Ломакина  Т.Ю.,  Возиков  В.Г.,  Слюсаренко  В.А. Формирование  различных  моделей  интеграции  начального,  среднего  и  высшего  профессионального образования: Учебное пособие. – М.: ГОУ Московский колледж архитектуры и строительных искусств, 2002. – 156 с.
4. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М., 2008. – 136 с.
5 Профессиональная  педагогика:  Учебник  для студентов,  обучающихся  по  педагогическим  специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное.- М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.


 
 


Рецензии