Что лучше, свобода или справедливость

     Сегодня России очень трудно идеологически противостоять пропаганде с Запада, прежде всего из США, ввиду отсутствия у народа России и ее руководства какой-то бы ни было общей идеологии, стремления или мечты. В то время как у США и во всех странах Запада такая общая народная идея присутствует.

     Для США это общий принцип свободы и демократии, чтобы людей как можно меньше принуждали делать то, что им не хочется, чтобы каждый мог действовать так как хочет, зарабатывать как может, одеваться, общаться и совокупляться как находит нужным – с одним ограничением, чтобы не нарушать принятые народом США законы!  И чтобы не ущемлять этими нарушениями законов законные интересы, права и свободы окружающих.

     Именно поэтому граждане Запада отстаивают свою свободу выбора, слова, собраний, самовыражения, выезда и въезда, торговли, совести и так далее, но согласно законов принятых народом этих стран!  И заодно бороться с теми режимами в разных странах, которые ущемляют права и свободы людей, которые так или иначе ущемляются в этих странах. С тем, насколько Запад сам верен этим установкам и вообще идеалам свободы и демократии, можно спорить сколько угодно,  но нет сомнений, что такая риторика для него является органичной, привычной  и всё ещё убедительной для своего народа.

     Можно удивляться – почему в ответ на западную пропаганду свободы россияне не упоминают про справедливость и свою к ней приверженность, может быть им мешают дворцы и яхты власть и богатство имущих в России? Это тем более странно, что в России всегда именно к справедливости народ, что называется, «неровно дышал», и даже считалось, что русским людям вообще ничего не надо – только чтоб была эта самая справедливость,  которой при этом, однако, почему-то почти никогда и не было. Впрочем, может, именно поэтому ее недостаток так остро всегда ощущается?

     Но многих в этом выборе между свободой и справедливостью больше всего волнует, понятно, психологический аспект. А действительно – во-первых, странно, что эти две идеи россиянами вообще часто противопоставляются, а во-вторых – а почему одни люди в самом деле больше предпочитают свободу, а другие – справедливость? Что отличает первых от вторых?

     Есть такая гипотеза, что всё зависит от уровня самооценки и уверенности в себе, своих силах. Чем выше самооценка и уверенность – тем более человек «либерал» в подлинном смысле слова, то есть тем более он привержен идее свободы и свободного общества. И наоборот: чем ниже самооценка и слабее уверенность в своих силах – тем больше будет проявляться стремление к свободе и к справедливости, то есть, условно, тем больше человек либерал-социалист, социал-демократ или коммунист.

     Отсюда и приключения самого слова «либерал» в нашем обществе. Можно утверждать, что в новейшей истории России был период, когда было явное большинство либералов, то есть приверженцев явной свободы воли каждого, но люди не называли себя либералами, разве что потому, что само это слово еще не было особо в ходу, но понятия свобода и справедливость всегда были близки. А для этого появилось такое понятие в политических терминах, как социал-либерал. То есть либерал, который не чужд идеалов социальной справедливости! Или либерал-социалист, что в принципе одно и то же!

     Почему люди в самом начале 90-х годов прошлого века, которые увенчались августовской революцией 1991-го прямо жаждали и требовали свободы?   Да потому, что к краху российского коммунистического проекта само население подошло к  пониманию, что вообще никакого коммунизма быть не может! Особенно такого, какой обещали большевики. А никакого другого коммунизма они не знали, кроме «шведского социализма». Но и о нём они имели очень маленькое представление. Знали лишь, что в домах престарелых пенсионеры получают стопроцентную пенсию, несмотря на то, что люди там находятся на полном государственном обеспечении.

     Но всё равно люди в самой бодрой и уверенной психологической форме ощущали «раздвигающиеся горизонты» и «освобождение от оков» опостылевшей советской власти. На чем это было основано? На всеобщей уверенности в своих силах, своем уме и своих перспективах! А в самом деле – чего было опасаться? Образование у всех – самое лучшее (потому что советское), Россия была ещё самая богатая по природным ресурсам, а использовать те несметные богатства, которые останутся после Советской власти, по совести и справедливости как-нибудь сумеем!

     Люди в канун краха СССР в самом деле массово ощущали себя «ильями муромцами», только почему-то лежащими на печи и опутанными при этом кучей ограничений и запретов от власти «рабочих и крестьян», которая, собственно, только одна и мешала богатырям и богатыршам расправить свои исполинские плечи и достигнуть всего, чего пожелается.

     Порвать цепи, скинуть красных бюрократов – и вот тогда заживем, «делай, что хочешь». По опросам начала 90-х почти половина опрошенных видела себя в будущем хозяевами какого-нибудь бизнеса, люди так и говорили –  надоело, мол, «работать на дядю», на государство – хотим работать на себя!

     Но, как уже точно все помнят, описанный период лихорадочной общественной эйфории очень быстро закончился. А на языке психологии это может звучать так – степень самооценки и уверенности в себе у подавляющей части обитателей бывшего СССР стала быстро снижаться и скоро переместилась в отрицательную зону.  Откуда, собственно, не выбралась до сих пор – то есть пребывает в отрицательной зоне вот уже более 30 лет.

     Почему люди с заниженной самооценкой выбирают «справедливость», а не «свободу»? Потому, что это для них самое естественное поведение, ибо они перестают верить в себя, свои силы  и не особо верят в то, что реально в состоянии защищать и отстаивать свои права и свободы. Соответственно, у них обостряется желание, чтобы в государстве были представители служб обеспечения законности и правопорядка, которые будут должны за свою нехилую зарплату защищать его законные права и свободы!

    Люди с низкой самооценкой обычно – люди зависимые. Например, они чаще всего работают по найму и как минимум зависят от работодателя. Кстати, процент людей, мечтающих открыть свое дело в России за эти годы непрерывно снижался и сейчас является одним из самых низких в Европе, а то и в мире, ведь сейчас такие составляют буквально какие-то доли процента от опрошенных.

     Работники по найму, естественно, очень озабочены тем, чтобы им платили «по справедливости». Причём они, как правило, хотят, чтобы всем платили достойно, то есть по количеству и квалификации труда!  Чтобы у работодателя не было «любимчиков» или «блатных», поэтому работающие по найму склонны воспринимать деньги, которые переплачивают «блатным», как буквально «вытащенные из их карманов».

     Вообще, человек с низкой самооценкой заинтересован в ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ всякого рода благ и именно потому, что он считает себя слабее остальных и отдаёт себе отчет, что ему в «обществе равных возможностей» за «равный труд»  будет и доставаться стабильно меньше, чем другим. Отсюда же, кстати, и вытекает то самое противопоставление – неуверенный в себе не любит «слишком свободных» прежде всего из опасения, что свободные – слишком шустрые и ресурсно богатые, они прибегут первыми и заберут себе всё. Лозунг свободы реально пугает неуверенных в себе и, возможно, в этом и стоит искать то самое глубинное противоречие, лежащее в основе постоянной неприязни «глубинного народа» (не только элиты!) к Америке. Оно буквально так и звучит: «Они там слишком свободные (читай – слишком в себе уверенные), мы за ними никогда не поспеем».

     Из-за общего падения личной самооценки, что приняло характер реальной психологической общественной эпидемии в нашем обществе,, возможно, снижается и понятие ценности человеческой жизни и своего собственного существования. А именно это и обусловило удивительную готовность умирать, довольно равнодушное отношение к своей смерти и к перспективе собственной гибели (прекрасная почва для сбора добровольцев на войну).

     Ещё одно печальное следствие низкой самооценки – озлобление. Человек, в глубине души не верящий в свои силы и склонный ставить себя ниже других, в конечном итоге задумывается о «несправедливости» такого положения вещей, когда другим «дано больше, чем другим», и другие оказываются способны на то, что ты сам не в состоянии никогда в жизни этому научиться и тогда приходит зависть!  А с нею и ее непременная спутница – злоба. А когда низкая самооценка настолько распространена – мы в итоге сталкиваемся с фоновым озлоблением целых общественных страт. Что, впрочем, тоже прекрасно становится основой «военного сознания».

     Можно спросить – а почему же, коли всё так прекрасно складывается для торжества идей справедливости, эти идеи не становятся реальной общественной силой?

     Ответ, вероятно, в том, что степень уверенности в той идее справедливости, которую проповедовали большевики, у российских масс ненароком провалилась ниже какого-то контрольного критического значения, после которого эта идея перестала быть справедливой, а веры в какую-то другую справедливость пока нет!  Поэтому и объединяться для отстаивания своей идеи справедливости пока не с кем.

     Эта неуверенность уже переходит в тотальную трусость перед любым объединением, появилась апатия и неспособность отстаивать сообща вообще какие-то политические идеи и цели. Однако не стоит рассчитывать, что в этом есть своего рода «позитивный эффект» и что отныне, в отличие от более уверенных в себе стран и народностей, наше государство надежно гарантировано от любых восстаний и майданов.

     Есть понятие «храбрость труса». В толпе даже самые робкие становятся бесстрашными, но толпа при этом дика и кровава. Как говаривал Наполеон, «самый страшный бунт – бунт пустого желудка».

     И есть вещь, которую в упор не понимают наши «оппозиционеры» – никакие идеи свободы и равноправия, гуманизма и социальной справедливости в России не победят до тех пор, пока к людям не вернется уверенность в собственных силах. Именно в собственных силах – а не в «силе государства и рынка» которые, якобы, могут дать всем свободу и волю, то есть ту идею, которую подложили трудящемуся народу взамен «силы советской власти и коммунистической идеи», которая оказалась извращена большевиками и КПССовцами,  и которые оказались погрязшими в своей собственной ничтожности и подлости.

     Сейчас самое трудное – это вернуть россиянам утраченную уверенность в силе объединяющей идеи социальной справедливости и хорошо понимать, что это такое и какой она должна быть!  Когда это удастся сделать – только тогда мы по-настоящему ужаснемся тому, что натворили в период пребывания в полном ничтожестве и слабости своего индивидуализма, который оказался сродни кулаку-единоличнику, который за похлёбку, за угол под лестницей или за копейки нанимал батраков для своего обогащения. И только тогда слово «либерал-социалист» утратит свое пугающее значение для народных масс.


     Как-то российский журналист спросил у канадского политика, почему в России много бедных и несчастных, хотя рынок наполнен всем необходимым? Тот подумал и говорит: -

     <<Все дело в людях и в принятых законах страны! У нас в правительстве, политике, бизнесе и среди рядовых граждан тоже есть жулики, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, но таких у нас до 20%, а остальные добросовестные и законопослушные, самодостаточные и нормальные граждане.

     Именно такие объединились в свою мощную политическую партию, победили на выборах, приняли для себя мудрые и справедливые социально-экономические законы, чтобы с равным правом честно и добросовестно трудиться на благо общества, в равное узаконенное для всех рабочее время, у всех было равное право иметь от общества достойные человека нормы необходимых каждому благ для жизни!

     Чтобы каждый честный и добросовестный гражданин имел право на относительно равные нормы таких производимых в обществе и необходимых каждому социально-бытовых благ, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактура для одежды, от их общего производимого в стране количества по количеству населения, а также по узаконенному и равному для всех рабочему времени.

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации в единое для всех рабочее время, своего честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, на рабочем месте труда или службы на благо общества в экономике страны! При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества!

     Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии!  Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нам не наплевать на будущее наших внуков и правнуков, а старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую заслугам перед обществом пенсию как заслужившие благополучную старость!

     И мы все счастливо живём по этим законам, следим, чтобы другие их не нарушали и строго наказываем всех нарушителей закона по статьям принятого нами закона. А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха каждого!

     А у вас в России ВСЁ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ!!!

     Объединены в партию все жулики, воры, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, победили на выборах, приняли ДЛЯ СЕБЯ справедливые законы с монополией капитала, властью денег, анархией рынка и живут счастливо, а трудящиеся, как послушные наёмные рабы, им служат и позволяют обирать себя по договору с работодателем, не имея иногда даже зарплаты пропорционально труду, не говоря уже о социально-бытовых благах с законными гарантиями по количеству и квалификации труда.>>

     Может быть действительно, всё так и есть и нет в России такого народа, который бы мог сплотиться в мощную политическую партию с социально прогрессивной программой развития и победить на выборах...

     Или кто-то может назвать страну, где нет избранной народом правящей партии с социально прогрессивной программой своего развития?


Рецензии