Дочки-матери
Манилкин Андрей, Екатерина Черничер
Оригинальный сценарий
ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ ДЕНЬ
Цветокор: сепия. Картинка темная, тяжелая. МАМА (40-45) стоит у окна. Окно приоткрыто, ветер развивает мамины волосы. Камера на уровне глаз четырехлетнего ребенка, отчего мама выглядит большой и страшной, как сказочное чудовище. В руках у мамы тряпичная кукла, которой она угрожающе трясет.
МАМА
Опять ты со своими куклами!
Мама разрывает куклу пополам и отбрасывает части в стороны. Сейчас она - самое страшное существо на планете.
ИНТ. ДОМ АНТОНА КОМНАТА НЕВЕСТЫ ДЕНЬ
В доме подготовка к свадьбе. Кругом цветы, праздничный беспорядок. В комнате КАТЯ (25) и её ДОЧКА (4-5) Дочка сидит за столом и рисует жениха с невестой. Катя задумчиво стоит у окна, переживая предыдущий флешбэк. Хлопает дверь. Катя вздрагивает и возвращается в реальность. Входит шумная ПОДРУЖКА (25-30) со свадебным платьем в руках.
ПОДРУЖКА
Смотри, какое шикарное!
Показывает платье Кате. Это классическое свадебное платье с широкой белоснежной лентой, которую накидывают на плечи.
КАТЯ
Ого!
ПОДРУЖКА
Давай помогу надеть.
Кладет платье на стол рядом с рисующей девочкой. Та восхищенно смотрит на белоснежный наряд.
Подружка начинает помогать Кате переодеваться. В этот момент дверь снова открывается и в неё заглядывает АНТОН (25-30) в шикарном костюме жениха.
АНТОН
Как у вас тут?
КАТЯ
(запутавшись в наполовину снятом платье)
Ой!
ПОДРУЖКА
Эй-эй, куда! Не видишь, невеста переодевается!
АНТОН
(улыбаясь)
Можно подумать, я раньше не видел, как она переодевается.
ПОДРУЖКА
Все равно нельзя! Топай-топай!
АНТОН
Ладно.
(показывает Кате жестом)
Пять минут!
ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ ДЕНЬ
Сепия. Бобслей:
Мама рвет платье. Платье рвется плохо. Тогда она хватает ножницы и начинает его резать.
Мама стоит у окна и курит.
Мама моет посуду, вдруг, бросает тарелку в раковину, разбивая ее.
Мама снова рвет платье.
Снова курит у окна с видом строгой училки.
Опрокинутый бумажный пакет из доставки. Часть продуктов разбросана по полу. Из картонного пакета прямо на пол потихоньку выливается молоко. Лужа постепенно расползается. Камера по мере диалога плавно перемещается по разбросанным продуктам. Сперва, голос у мамы строгий, аж звенит, у Кати ласково-терпеливый, но постепенно все переходят на крик. Ни Кати, ни мамы в кадре нет.
МАМА (ЗК)
(голос в телефонной трубке)
Ты где опять шляешься, мерзавка?
КАТЯ (ЗК)
(голос в телефонной трубке)
Мама, я у друзей.
МАМА (ЗК)
Знаю я твоих друзей! Принесешь в подоле, кто будет с ребенком сидеть, я?
КАТЯ (ЗК)
Мама, ну что ты такое говоришь? Ты, кстати, нашла платье, которое я тебе купила? Тебе понравилось?
МАМА (ЗК)
Ну, разве ты не понимаешь, что он тебе не пара? Ну, посмотри на него! Я запрещаю тебе с ним встречаться, он аферист! Сделает тебе ребенка и бросит!
КАТЯ (ЗК)
(раздраженно)
Да ты даже не знаешь, с кем я встречаюсь! Ты представления не имеешь, чего в жизни хочет твоя дочь, кто у неё друзья. Да ты, наверняка, даже не знаешь, где я работаю, сколько получаю и сколько сил мне стоило найти это дурацкое платье, которое ты у меня полгода клянчила!
МАМА (ЗК)
Я клянчила?
КАТЯ (ЗК)
Ну, а кто мне каждый раз, когда этот фильм показывали, тыкал в экран и говорил: «У всех дети, как дети, а мне дочь даже платье не подарит!»
МАМА (ЗК)
Да мне от тебя ничего не надо, эгоистка! Я всю жизнь свою из-за тебя поломала, вместо того, чтобы замуж за того дипломата выйти. А он, между прочим, долго за мной ухаживал! И вот она благодарность! Шляется черте с кем целыми днями, о матери даже не вспоминает!
КАТЯ (ЗК)
О, нет! Вспоминает! Еще как вспоминает! Ты мне своими постоянными нравоучениями настолько мозг вынесла, что я теперь даже когда сексом занимаюсь, тебя из головы выкинуть не могу! А что мама скажет, если я на него сверху заберусь? Интересно, а я минет уже могу делать или мне еще рано?
МАМА(ЗК)
Ты что такое говоришь? Разве так можно с матерью?
КАТЯ (ЗК)
С матерью можно, это с мамой нельзя! Да только когда ты в последний раз мне мамой-то была? Одни упреки… Сама накосячила, а всё из меня виноватую делаешь…
Я потому домой и не прихожу, чтобы тебя как можно меньше видеть! Я уже готова от первого встречного ребенка заделать, чтобы он только забрал меня к чертовой матери из этого дурдома!
Бросает трубку.
МАМА(ЗК)
(строго)
Алё, алё, Катя?
Набирает номер, это слышно по двухтональному сигналу нажимаемых кнопок. Но в трубке только гудки вызова. Никто не отвечает.
МАМА (ЗК)
Дрянь!
ИНТ. КВАРТИРА ПОДРУЖКИ ВЕЧЕР
Цветокор сепия. Это воспоминание, поэтому картинка чуть размыта, как на старых фотографиях. Катя и подружка сидят перед телевизором на диване. На столике рядом бутылка вина.
ПОДРУЖКА
(с подколом)
Ну, так что: Паша или Сережа? А может Валера?
КАТЯ
(не замечая ее вопросов)
Мне Игорь предложение сделал.
ПОДРУЖКА
(округлив глаза)
Да иди ты! И что? Согласилась?
КАТЯ
(пожимает плечами)
Знаешь… он, конечно, парень хороший…
ПОДРУЖКА
(снова с подколом)
М-да… сложно тебе. Понимаю. Мне бы такой ассортимент!
Катя только качает головой, показывая, что это – ой, как не просто. Возле Кати лежит телефон. Долгий звонок. Катя не реагирует.
ПОДРУЖКА
(смотрит на телефон Кати)
Мама. Не ответишь? Пятый раз уже звонит.
КАТЯ
Нет. Достала.
ИНТ. ДОМ АНТОНА КОМНАТА НЕВЕСТЫ ДЕНЬ
Подружка застегивает на Кате свадебное платье.
ПОДРУЖКА
Нет, ну ты посмотри какая красота!
Поворачивает Катю со всех сторон, чтобы лучше ее разглядеть.
ПОДРУЖКА
Ну-ка… а это у нас что такое?
От широкой белой ленты-накидки отрезан неаккуратный кусок. Дочка увлеченно наклеивает этот кусочек белой ткани на свой свадебный рисунок, делая на фигурке, изображающей маму, крохотное платье невесты. Рядом лежат ножницы.
Подружка замирает с открытым ртом. Катя меняется в лице.
Меняется и цветокор. Сепия. В комнате ощутимо стемнело. Камера уходит вниз на уровень глаз ребенка. Из приоткрытого окна дует ледяной ветер, развивая Катины волосы. Теперь она кажется большой и опасной.
ДОЧКА
(испуганно показывая на рисунок)
Мама, это – ты.
КАТЯ
Опять ты со своими куклами?
Выхватывает рисунок из рук дочки. Та испуганно прячет руки за спину. В глазах дочки дрожат слезы. Она сжимается в комок.
ДОЧКА
Прости меня, мамочка…
ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ НОЧЬ
Сепия. Гремят ключи, открывается входная дверь. Заходит Катя. Из комнаты матери в коридор падает свет.
КАТЯ
(снимая верхнюю одежду)
Мам, я дома!
Проходит к двери в комнату, но не заходит. Хватается за низ живота, как делают беременные женщины, когда им плохо. Все еще держась за живот, садится на пол, прислоняясь к стенке коридора. Долго смотрит внутрь комнаты.
Там на полу без движений лежит мама. По ее позе понятно, что она умерла. Рядом с рукой телефон, по которому она так и не дозвонилась.
КАТЯ
(протягивая в ее направлении руку)
Прости меня, мамочка…
Переход в следующую сцену через глаза: наезд до сверхкрупного, в следующей сцене отъезд до общего.
ИНТ. ДОМ АНТОНА КОМНАТА НЕВЕСТЫ ДЕНЬ
Катя всплывает из воспоминаний в реальный мир. Она больше не страшная. В ее глазах слезы, но теперь она смотрит на дочку с грустной улыбкой. Катя срывает обрезанную ленту с платья, садится на корточки рядом с ребенком, оборачивает лентой дочку и завязывает на девочке красивый белый бант. Теперь они, как две невесты. И улыбка Кати теперь открытая и теплая. Дочка обнимает Катю.
Открывается дверь, снова заглядывает Антон.
АНТОН
Ну, девчули мои, вы готовы?
Катя встает рядом с дочкой. В отдалении (где-то из соседнего помещения) начинает играть свадебный марш. Сверхкрупно: Катя берет дочку за руку, и они вместе шагают в расфокус, к двери, за которой только белый свет.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №223033001841