На грани

НА ГРАНИ: СТЕНОКАРДИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Никогда заранее не знаешь: что потеряешь
 И что обретёшь, но что посеешь, то пожнёшь!
Народная мудрость

Пожалуй, на своём веку было увидено и услышано немало
И вот настало время то, когда приходится расплачиваться за всё!
Кажись, нет повода для всевышней расправы,
Но внезапно всплывает за спиной след кровавый!
Ты жил с именем бога, но грешил понемногу, жил жизнью такою,
Что стыд и срам всегда были под рукою
И вот ты должен остаться без  короны
И мгновенно провалиться в Ад бездонный!
Не успел оглянуться и уже не можешь пошевельнуться,
Тут же обращаешься за помощью к Господу-богу,
Потускневшими глазами зришь на грядущую дорогу,
Даёшь богу обещания, но  он хранит презренное молчание!
За что и почему вся нечеловеческая боль направлена к сердцу твоему?
Ведь у тебя на счету немало дел приличных,
Но только в положении статичном можешь спокойно дышать и рассуждать,
Стоит только сделать резкий шаг или один единственный взмах рукой,
Как прах твой вместе с не глупой головой приближает тебя к эшафоту,
Умирать нет особой охоты! Хотя кто же ты в мире огромном?
Только прошлое грузом неподъёмным давит на грудь
И нет возможности даже на краткий миг вздремнуть!
За что такое проклятье? Неужто из-за зависти местной знати?!
Хочется помочь своей гортани и прервать в груди постоянное клокотание!
Неужто ты уже на грани, а смерть исподлобья смотрит со злобой
На тебя в упор и вот-вот она огласит свой прискорбный приговор!
Небесный прокурор будет беспощаден, надо быть всегда наготове
И не бояться моря пролитой крови! Выпить бы за своё здоровье,
Но я  никогда не пил и даже не курил, кажись, праведно жил
Все шестьдесят три года, как мог, так и помогал страждущему народу!
За что мне ниспосланы муки Ада? Они же мне совершенно не надо?
Не хочу я жить в царстве кромешной тьмы и мирской суеты,
Но как вернуться в царство здоровья и свободы?
Неужто грешник так собой возгордился,
И его жизненный стержень стремглав наклонился
И едва ли не переломился? Никто без страха
И по доброй воле не взошёл на плаху,
Боль когтями левую половину груди истязает,
На куски её рвёт и мелкие части разрывает,
Немощное сердце постоянно замирает и тихо стенает!
Я не был ни нищим, ни вором, не был склонен к раздорам,
Был падок к работе и с огромной охотой пахал как вол на операции
И вот итог – близок миг стагнации! Зависти пламя
Постоянно вертится перед страждущими очами,
Я же смиренно смотрел на мир надменный, изредка выходил из строя,
Но не был бесстрашным героем! В тиши безмолвной нет довольства полного,
Болезнь помешкав, злобно смотрит на меня с усмешкой:
Ну, что вояка, каково оно быть в шкуре побитой собаки?
Оказавшись в шкуре горемыки, обращаешься к небесному владыке,
Но этот мир огромен и кто услышит голос твой,
Когда даже морской прибой способен заглушить его
И умертвить твоё естество, превратив его ни во что!
Перенося страдания и муки, нет желания сдаваться палачу в костлявые руки,
Хотя трудно вести спор с судьбиной, чувствуя за собой какую-то провину!
Вначале никто не думал о печали и только опосля,
Когда из-под ног стала уходить земля, осознал,
Что жизнь прожита была не зря, хотя  я не успел все акценты бытия
По своим местам расставить! Червь сомнения душу травит,
Сурово наставляет взвешивать каждое слово! Мне за шестьдесят,
Не трудно меня здравомыслящему человеку сразу понять,
Иной раз хочется, стоя перед могилой, сказать Господу:
«Спаси, сохрани и помилуй и не забирай жизнь силой!»
Мысли темнее тучи носятся по голове дремучей,
Времени для жизни осталось слишком мало,
Кажись, всё погибло, всё пропало! За что страдания эти?
Неужто через них проходят все приличные поэты?
Обратных путей нету, но и не хочется уходить мертвецом с этого света!
Куда свой взор я ни кину, повсюду натыкаюсь на непролазную пучину,
Вокруг шум от народного гуляния, клином в горле  стоит,
Я же этим весельем уже давно по горло сыт!
Одна дорога – в лазарет, иного пути для спасения нет!
Почему, человеку, жившему по уму, прощения нет?
Сердце, как морской прибой, клокочет в страждущей груди моей,
Но никто из королей не прислушивается к сердечной боли моей!
Я же не совершал ни убийств, ни грабежей,
От моих корней отошли прекрасные побеги – им название – добро,
Тогда за что, о, Боже правый, Ты требуешь моей смерти кровавой?
Только холод лютый может внести в душу разнобой и жестокую смуту!
Ещё не сочатся раны, но край желанный смотрит на топор точённый,
А моя звезда вот-вот должна скатиться с небосклона!
Я ничем не болел с детства и применял народные средства,
Но что ни день, чувствую себя всё хуже, хожу, будто контуженный
Или же давно простуженный! Умирать боюсь и своих мыслей стыжусь!
Хоть в гроб ложись, но духом крепись!
Если же над тобой Дамоклов меч навис?
Как быть? Что делать и чем душевную боль облегчить?
Кто угодно тебя в грехах обвинит и даже если ты для общения открыт,
Всё равно тебя захотят умертвить! Поверьте, труден путь к бессмертию!
Наконец и ко мне исподволь подкрадывается полный ****ец!
Я - не паинька и по первому зову не укладываюсь баиньки!
Как хочется разорвать мрак могильный и стать,
Как в былое время, мощным и сильным! Хотя здоровье всё хуже и хуже,
Хотя снаружи признаков стенокардии нет, лишь лёгкая одышка
При нагрузке в миг страстных поцелуев с новой подружкой!
Тот, кто победит болезнь, не умрёт, сам себя и семью спасёт!
Победа или смерть? А коль надежды нет? Чем я заслужил небес проклятье?
Всегда жил по божьим понятьям, в церковь ходил и бога любил,
Книги о Сергии писал и лишь изредка мучился и страдал
От безысходности бытия, бог – мой учитель и судья,
Наверное, он не понял меня до конца! На всё воля Творца!
Неведом мне исход грядущих дней, что-то должно измениться в жизни моей!
Хотел бы я знать: за что меня боги будут карать?
Я же из прошлого самую малость добра извлеку,
Хотя на моём веку я ни раз сгорал от стыда! Болею покуда,
Писать о пороках общества больше никогда не буду!
Рвутся сердечные струны, куда же я их дребезжание засуну?
Слёзы и стон доносятся со всех сторон,
Пожалуй, - это предвестник грядущего обвала!
Кардиограмма хотя и новая, но довольно хреновая,
Инфаркта вроде бы нет, но в глазах блекнет яркий свет!
В годы ребячьи я был резвым и горячим, нынче жизнь пошла кувырком
И я качусь следом за попутным ветерком! Нужна операция с виду простая,
Её ход заранее знаю, но исход не знает даже разбитной еврейский народ!
С тридцати четырёх лет моему сердцу покоя нет: боль сменяет давление
И едва ли не каждое  мгновение боль великая напоминает о себе открыто!
В периоде начальном жизнь протекала в отражении зеркальном, но опосля
В землю боль стала затаптывать имя своего короля,
Тогда пришлось поджать собственный хвост и обратиться к врачу,
Хотя сам давно уже лечу многоголосую толпу,
Своими руками трудно гасить душевное пламя!
Болезнь обрастает молвой,  сгущаются тучи над головой,
Но возраст молодой смотрел с усмешкой на грядущую неизвестность!
Бог дела мои, запечатлев, решил обрушить на моё сердце свою силу и гнев!
Мы всегда беззаботно живём, особенно в возрасте молодом,
Хотя неоднократно слышали о том, что всё меняется в мире земном:
Добро сменяет зло, а на смену румянам приходит бледность слишком рано!
Пусть таинственные звуки немного приглушают болезненные звучания,
Встав на колени и проявив к богу великое почтенье,
Окромя расплаты ты не получишь ничего, грешно твоё естество!
Боги под небесами решают сами, какой суд вершить над нами,
Словно бешеными псами! Мои родственники даже подумать не могли,
Что я окажусь на краю земли! Началась жизнь без яркого просвета,
Словно вымерла любимая планета, но была любимая работа
И к ней оставалась давнишняя охота! Слава богу, что бойцовский дух
В страждущей груди в те минуты не потух,  если бы не он,
Грешник был бы побеждён! По воле Всевышнего
Былые страсти стали лишними! Страшна будущность такая,
Однако, даже умирая, хочется веровать и жить полной мерой,
И чтобы пагубная сила сердце не переломила! Между прочим,
Только ночью я видел проблески жизни воочию! От стыда краснея,
Думал о небесном злодее, хотя по идее мои руки ослабели,
Померкли высокие цели и только после святой купели вблизи святых стен
На краткое время возвращалось время перемен!  Сердце гордо бьётся
И на уговоры тьмы не поддаётся: авось, и ему счастье в жизни улыбнётся!
Этого требовала честь, покуда силы есть, необходимо не проходить мимо
Блаженств бытия и пусть опосля небесный судья выносит свой вердикт,
Я же  не старик, чтобы думать о последнем исходе! При всём честном народе
Бога прославляю, но иной раз Его решений не понимаю я!
Господи, на всё воля Твоя! Только Дева пресвятая
О себе постоянно напоминает! Её голос направляет меня
И в ночи, и средь белого дня! Трудно заслужить её благословенье,
Надо проявлять неслыханно терпение и быть у неё в услужении!
Я же не генерал и от боли немыслимо устал,
Хотя власть бога над собой давно признал!
Немощи земные куролесят вокруг и берут доктора на испуг,
А вдруг он пошатнётся, и назад обернётся, а там тьма и ад и нет пути назад!
Я же слов для своего оправдания не нахожу,
Пока живу – надеюсь на благополучный исход,
Хотя простой народ хоронит загодя тебя,
Что должен делать в этой ситуации я?
Смотреть на собственный закат и молча смерти ждать?
Сему не бывать!  Болит то там, то здесь и содрогается торс весь,
А серая мгла ползёт и клубится
И мир вот-вот в зарево превратится!
Останусь ли в живых и буду ли при интересах своих?
Наша жизнь – всего лишь краткий миг и он видится в дыму,
Я же свою судьбу не пойму: почему не слышу ружейную пальбу?
Дожить бы до дня того, когда вновь сильным станет моё естество!
Простор для мыслей велик, я же чуть-чуть от сердечной боли отвык,
Плача и смеясь, пытаюсь смыть  со своего обличья тину и грязь!
Мой собрат по ремеслу открыл словесную пальбу,  она мне ни к чему!
Отёки внизу ног и видит праведный бог, что жить я так не могу!
Слава Богу, счастья предел жить вдали от ратных дел не захотел!
От болезней и невзгод затмился почти весь серый небосвод!
Что было, то было, я же обессилил! Слёзы капают со щеки,
Как же мы в минуту скорби и тоски одиноки!  Что мне остаётся?
Неужто ждать, покуда сердце разорвётся? Кто б мог подумать
И мог сказать пару месяцев назад, что я не смогу
Без посторонней помощи с постели шибко встать?!
В этом теле, когда-то страстная кровь текла и мощь была!
Нынче здесь звучит убийственная песнь! От боли сердечной
В сером цвете предстал мир бесконечный! Ничто не вечно под Луной,
Лишь любовь в сердце остаётся до тех пор, пока оно  не разорвётся!
Грешник  немало настрадался, когда наедине с  болью остался,
Обливался горькими слезами, но мысленно оставался вместе с Вами!
Тяжко было и горе едва ли душу не сломило, грешник в одночасье
Потерял покой, и счастье,  втянулись щёки, ты остаёшься одиноким!
Нет проку от лечения, все лекарские мнения сводятся к одному:
Болезнь летит со страшной силой и, судя по всему,
Мне не противостоять ей одному! Мама мия,
Необходимо делать коронарографию, а опосля искать в Европе короля
Хирургических наук, чтобы даже мой внук смог ему однажды сказать:
«Ты смог моего деда на ноги поднять!»
Всё может статься во время операции,
Не нужными окажутся накопленные ассигнации!
Что же случилось и почему против тебя полмира ополчилось?
Пришёл чёрный час, о нём мой недолгий рассказ!
Сосуды непроходимы и ежи с ними, а род людской
Тихо насмехается над чужой бедой! Впасть в запой?
Но  я дружу с головой, но как Гордиев узел разрубить
И оставшуюся жизнь достойно завершить? Надо правду и всерьёз
Ложиться под нож, я же на самоубийцу вроде бы  не похож?
Гадалка говорит, что я буду ещё долго и безбедно жить,
Операция как воздух мне нужна, она важна для грядущего бытия!
Неужто я похож на труса? Вновь вспоминаю жизненный путь Иисуса,
Читаю много и учусь у бога разделять беду с женой! Боже мой,
Почему злодеяния эти творятся на белом свете?
Кто мне чётко на этот вопрос ответит? Выхода нет,
Пришёл час - ложиться в лазарет! Чужие пенаты,
Скромные по современным меркам палаты,
Врачи – в доску свои, они соратники и коллеги мои!
Перед операцией выслушано немало нотаций и советов,
Но кто мне хотя бы на один мой сокровенный вопрос ответит?
Только Божья мать не хочет меня ни на миг оставлять!
Её голос я слышу повсюду и везде, и даже во сне она мне напоминает о себе:
«Иди и ничего не бойся, остынь и успокойся! Посети святую купель,
Она недалеко отсель!» Я посетил родимые места, там когда-то бабушка жила,
Окунулся в святую купель, и оперироваться не захотел!
Я же был почти здоров и редко кто из  мужиков смог бы мне противостоять,
Любимая жена стала переубеждать! Она смогла  меня убедить,
Чтобы жить, я должен на операционном столе свой недуг победить!
Я же источниками был очарован, и мой взгляд к ним цепями прикован!
Они расположены в тихой сельской  лощине,
Рядом с ними лежат  древние православные святыни!
Когда я был мальчуганом и мне по ночам снились турецкие ятаганы,
Русские пистоли и золочёные наганы, моя любимая бабуся,
Я к её безгрешности всю жизнь стремлюсь, рассказывала мне по вечерам,
Что по этим благословенным богом речным берегам,
Где нынче выстроен старинный златоглавый храм, ходила божья матерь,
Её в эти места отправлял когда-то сам Создатель!
Я же к богу, в который раз за помощью обратился,
Мой взор внезапно затмился! Большое ли дело:   
Действовать в сложной ситуации смело? Советы давать легко,
Их может быть больше  полутораста, к ним мы прислушиваемся не часто!
Божья матерь видит, кто её любимое дитя обидит? Мои мысли в разброде,
Они ходят по крестьянским угодьям! Я же сам себя ругаю,
Будто тварь дрянную! Аллилуйя, аллилуйя! Может быть,
Уехать на землю святую и там походить по святым местам?
Моя же половина молчит о моих провинах!
Я же прошу бога, помочь мне немного!
Со своей подругой хожу по прибрежному лугу
И в лучах заката вижу старую крестьянскую хату,
Напротив неё стоит великолепный храм и по его золотым куполам
Лучи небес играют и мне о тленности бытия стремглав напоминают!
Перед ним раскинулась зелёная левада, там царит и радость и отрада,
Там можно с любимой подругой прогуляться по лугу,
Взять под руку супругу и пройтись метров полтораста,
Такое счастье в жизни случается не часто!
Я же раздаю голубям хлебные корки и смотрю,
Как они устраивают между собой разборки!
Досталось и мне от бога на орехи, но я пью
Бокал святой воды до дна за грядущие успехи!
Я же мужик не робкого десятка и мне нечего жаловаться на нехватку
Мужества и отваги, передо мной лежит скомканный лист
Пожелтевшей от времени бумаги, на нём новая кардиограмма!
В своих грехах виновны мы сами! Вокруг звучат шутки,
Я же едва  не тронулся в рассудке, слёзы покоя не дают
И вот-вот будто дождь  на благодатную почву прольют свою силу и мощь!
Не стану лукавить: трудно своё здоровье после шестидесяти лет поправить,
Дела  плохи и тебе не помогут даже скоморохи! Свои грехи считаю,
Мне кто-то со стороны угрожает, но я никого в лицо не знаю!
Неужто это Каин, но ведь Господь - мой учитель и хозяин!
Собравшись с последними силенками,
Я Ему кричу пару матерных слов вдогонку!
Не струсив, Он оперся на несколько сосновых брусьев
И  встал в позу Иисуса! Ну и дожил я до таких времён,
Когда сам был удивлён бесовскими штучками,
Было бы намного лучше улечься в бурьяне и умыться слезами сострадания!
На мне лица нет,  перед очами гаснет белый свет!
Кажись, теряю время впустую, хотя господний крест по праздникам целую!
Небо пугает и на что-то страшное слегка намекает!
Я же слёзы даже от жены прячу, не хочу огорчать её в придачу ко всему!
Вот почему до моей болезни нет дела никому!
Несчастный жребий был выписан на небе!
Душа горестью объята особенно в часы вечернего заката!
Мужик долговязый пытается наладить с богом прежние связи,
Он жадно вдыхает воздух прохладный, в своё время
Я даже не обсуждал эту болезненную тему,
Нынче в шуме и гаме мои мысли покрылись мелкими пузырями!
Рубаха одета наизнанку,  я готовлюсь заново начать с небом перебранку!
А голос вещий звучит всё резче и резче,  урочище лесное выгнулось дугою!
Шум уляжется не скоро, чаще в утреннюю пору
Разбегается волчья свора! Вряд ли лекарь заезжий
Согласится оперировать меня в глуши медвежьей!
Я же на колени перед Богородицей опустился
И  в дальний путь пустился! Позади почёт и уважение,
А впереди – тоска и смятенье! Надо ехать в стольный град,
Чтобы своих коллег обнять и пару ласковых слов им сказать!
Хочу без нагана встретить местного атамана, но он лежит под курганом
И без тревоги выглядывает из собственной берлоги!
Честной компании почёт и уважение, мне положено в сей миг смирение!
Без страха и заминки медленно иду по узкой тропинке,
Разделяющей жизнь на две половины, на одной - законы божьи,
А на другой – что-то на проблески былого бытия похожее!
Меня совсем не это тревожит, а то, что мои страхи постоянно множит!
В эти минуты вспоминаются мгновения, проведенные в больничном приюте,
Это было давно: сколько воды с тех пор утекло?! Хотя там место гиблое.,
Но мне память прошлое не отшибло! В общем шуме и гаме
Небеса насмехаются над нами, я же глотаю воздух мелкими глотками!
Мне себе и вправду жалко, но приходится лежать вповалку рядом с теми,
С кем в своё время не делил несметное богатство
И указывал им на святотатство! Можно легко себя искалечить,
Избить и изувечить, я не настолько опрометчив, чтобы рассориться со всеми
И самому на своих плечах тащить тяжкое бремя своего заболевания!
Мои знания на выдумку богаты и они подобно дукатам обогащают мысли!
Малость, поразмыслив,  решаю вместе с женою, что в это время непростое
Надо пересилить сумрак вечный и перебороть боль сердечную!
Я же человек - не сварливый, но и не терпеливый и потому сильно стону,
Почему? Сам того не знаю, но дым и копоть
Продолжают над моей головой в ладоши громко хлопать!
Дожить бы до рассвета, чтобы к утру не стать беспомощным скелетом!
Благодаренье богу, что он голосом строгим
Направляет нас на праведную дорогу! Все требуют денег,
Я же медленно спускаюсь со ступенек и вспоминаю дом на краю посёлка,
Где я грибами набивал полную кошёлку!
Внезапно сердце среди ночи так забилось,
Что мне новое видение стремглав открылось,
Какой-то чёрный ходатай, похожий на монаха кстати,
Пытался меня убедить в том, что я забуду вскоре обо всём
И сумею выйти живым из операционной затеи!  Не стоит думать о кончине
И впадать в унынье! Только глупцы и непоседы
В далёкие края за счастьем едут,  я же не похож на невежду,
И потому по дороге непроезжей не езжу!
Я воспитан с пелёнок: не выглядеть ослёнком!
После очередной консультации принято решение,
Отвергнув все сомнения, на пользу такого же,
Как я хирурга – в меру разгильдяя, я сам таким себя давно уже считаю!
Но только мужики такие способные на поступки благие,
Они подковы не гнут и в обиду своих жён не дают,
Для больных отдаются до конца, сие, наверное, совершается по воле Творца!
Назначена госпитализация, а немного погодя оглашена дата операции!
Тяжко самому слушать предоперационные сказки,
Анестезиологи ловкие, обладают только им присущей сноровкой
И потому они открыто выступают на мою защиту! Делают это незаметно
и  в операционной они отправляют меня в путь кругосветный!
Достигнув наркотической границы, перестаёшь всего страшиться,
Через минуту перед  сознанием открываются запредельные маршруты!
Оперирует известный в Европе кардиохирург, он - мой коллега, не друг,
Только он способен победить тяжкий недуг!
Объём операции был обговорен заранее,
Никто в операционной не собирался устраивать состязание на скорость,
Чем любит заниматься молодая поросль! Разум – наше оружие,
Он действует и в холод, и в стужу, в натуре
Я же на собственной шкуре ощутил, что значит бороться с  бурей!
Смерть приближалась вплотную,  даже в годину лихую
Солнце не скрывалось за тучи, но подъёмы становились всё круче!
В ту пору врачи были надежной опорой!
Шесть часов мы в операционной томились, сколько в палате
Интенсивной терапии находились – достоверно сказать не могу
И вот почему: мой житейский жребий в те минуты определялся на небе!
Если моя планида с небес сорвётся, она назад уже никогда не вернётся!
Мне показалось, что всё время тяжко дышалось, но ничего не оставалось,
Как мучиться и ждать, когда же с небес наземь вновь снизойдет благодать?!
Страшен не сам кашель, а мучительная боль, как себе не неволь,
Всё равно ты продолжаешь думать про одно и то: недугов много
И знающие люди  говорят, что все они от бога,
Когда же к тебе подойдёт подмога? Понятно, что нет путей невозвратных,
По дороге обратной никто назад с того света не вернулся,
Я же воспользовался кратковременным привалом,
Где меня угостили украинским салом, а опосля мысли дерзновенные
Начали попеременно вытаскивать грешника из дьявольского плена!
С прежней силой забилось сердце,
Мне удалось избавиться от расправы изуверской!
Все родственники в сборе, они уселись под забором,
Чтобы во времени скором гонца в пивную отрядить
И больного самую малость охмелить! Под дверями звучит многоязычье,
Раздаются громкие кличи,  наступило иное время и моё семя
Вновь готово вернуться на родную землю! Мы болезнь изгнали,
Но сами стали почти что стариками! Выиграно сраженье
И установилось ритмичное сердцебиение! Нет тех промежутков,
Когда становится и страшно, и жутко! Болезнь бежала без оглядки,
Чтобы не быть разложенной на обе лопатки!
Горюя, её симптомы бросились врассыпную!
Кажись, в душе полный порядок, а там, где был упадок,
Встал больной на колени и просит у бога прощенья!
Отрицать не стану, что миг желаний пришел вместе с женой
И только ей одной я благодарен за тот миг бытия,
Что был мне небом подарен! В краю далёком я оказался ненароком,
Придя в сознание, увидел в глазах своей жены яркое сияние!
Позади осталось поле брани, Сказаны тёплые слова на прощание,
Грешника отмыли, и домой препроводили! Умом раскинув,
Многое взвесил и прикинул, но в миг прощальной речи
Забыл сказать столь важные слова, кажись, голова уже не та,
Пустым - пуста она, когда же её заполнят мысли достойные?
Я же неплохо в жизни устроен, обеспокоен тем, что остался должен всем!   
Скажу без всяких отговорок, что этот мир мне, как и прежде мил и дорог!
Даже, когда дремлю, я его таким, как есть, приемлю!
Я прожил десять дней в больничной палате, словно теща у зятя,
Там оказали помощь, а я не вёл себя словно приемыш!
Вскоре вернутся все расходы и лицом ко мне повернутся народы!
В день воскресный пойду дорогой окрестной, чтобы лишний раз
Дословно вспомнить намедни написанный рассказ!

Г.МАРИУПОЛЬ
29сентября2011г.


Рецензии