Добро, что в начале, и наше хорошо
Хорошо … А хорошо – это как? Богу хорошо, или ещё кому-то хорошо, или вообще – «хорошо-то как!»?
Но, если кому-то где-то хорошо, значит кому-то где-то плохо, потому что оно так в нашем мире, где «се ля ви» … Но о плохом не будем! Надоело!.. Но … даже «хорошо» как-то не вяжется с благоговением перед Писанием и тем, что было в его начале – начале творения!
Хватаюсь за церковнославянский перевод, а там вместо «хорошо» – добра: "И виде Богъ всяко, елика сотворил: и се добра зело".
ДОБРО – это уже вяжется, и даже душу греет!
Так давайте как-то разбираться в словах! Попробуем?
Общеславянское «добръ» первоначально значило «годный», «подходящий». И в православной культуре добрыми называют людей, или поступки, или вещи, которые угодны Богу и несомненно, непреложно пригодны для жизни.
Было когда-то русское слово «доба», и оно тоже восходило к первообразу меры всех вещей, установленной свыше при их творении.
А вот нынешние значения слова «добро»:
— все положительное, хорошее; противоположное злу;
— поступок, приносящий пользу;
— ладно, хорошо, так, пусть будет так — в значении утвердительной частицы;
— имущество, вещи, пожитки.
В греческом языке, на котором в основном писался Новый Завет, понятие «добро» также имеет множество значений, употребляется для смыслов «красиво, превосходно, благоприятно, угодно, успешно, благо», и в том числе, как и в русском – говоря про имущество.
А вот русское слово «хорошо» появилось много позже, и его этимология однозначно не установлена. У всех славянских народов хорошо – это добро, добре, добже и т.п. Во всех тюркских языках слово хош – добро; при встрече гостя – кунака, точно как у славян говорится «хош келдин» – добро пожаловать, а «хош гюн (кун)» – добрый день. Исходим из русского корня «хорош» – это и тюркский хош, вот и получается хорош – хош, добрый, хороший.
Но есть мнения, что русское «хорошо» происходит от «хорохориться», от него – «хорошиться» и в итоге – «хорошо».
Тогда получается, что Синод утвердил перевод, в котором Бог-Творец создал всё, что есть, чтобы (прости, Господи) «похорохориться»?! Вряд ли …
Русский человек уже тогда использовал термин «хорошо» как в общем неопределенный, но положительный качественный оценочный показатель всего окружающего. Что русскому хорошо, то немцу смерть …
Но этимолог Макс Фасмер, поволжский немец, такое сомнительное происхождение «хорошо» подтверждает по болгарскому «харашыцца» –хвастать, чваниться ...
И снова «но» – оказывается, что Фасмер копирует И.И. Срезневского, у которого: «Хорошавый – щёголь; хорошание – величанье» на основании Пандекты – сборника правил монашеской жизни, составленного Никоном Черногорцем в XI в.
Позже православие корректирует направление – понятно, что на Господа:
«На лучший всю конец Бог тварь свою склоняет,
И всё то хорошо, что Бог определяет»
– уже богочинно пишет А. А. Ржевский в письме к Алексею Нарышкину (1761 г.)
Итак, в начале – ДОБРО, и оно вполне первично! К тому же Добро – название буквы «Д» старого русского алфавита.
Расклад с содержанием хорошего и плохого вполне ясен из известного стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Солнечная погода – хорошо, а ненастье – плохо, быть отважным — хорошо, а трусливым – плохо, и т.д.
На уровне детей – вполне понятно, а вот во «взрослой» жизни – всё какая-то путаница … «Добро» и «хорошо» для большинства взрослых уже и не синонимы.
Казалось бы, чего уж проще: добро это то, что хорошо для Бога, как бы в глазах Бога. Но во времена Маяковского Бог уже «не авторитет» …
А вот есть поговорка «от добра добра не ищут», и она имеет весьма чёткий духовный смысл: если Бог несёт добро и даёт добро, то какой смысл искать того, что не от Бога?! Это будет и просто глупо, и как минимум неполезно … Но этот явный смысл нас не достаёт, даже не колышит … и ищем, и та-а-а-кое находим … Нас пробивает только тогда, когда вытаскиваем чего-нибудь губительное, тлетворное или разрушительное и для себя, и для других!
«Хорошо» применительно к Богу когда-то означало то, что однозначно и для всех было добром. Значит, верно и обратное: добро – это то, что однозначно и для всех хорошо. Такая вот получилась зависимость … но теперь это и не зависимость, и не независимость, а что-то неопределённое. А если и определённое, то определённое только людским изощрённым эгоизмом. Однако Бог, изощренный в высшей мере, эгоизма напрочь лишён …
И вот: наше добро – это когда хорошо, полезно, приятно нам, а не всему тому, в чём живём.
Наше добро отлично от добра Бога, и если мы с миром людей, то мы не с Богом.
А кто или что есть для нас Бог?
Если вести речь без-образно, то есть по-философски и по доступной нашему пониманию ипостаси действия, Бог – это причинно-следственные связи в мироздании: причина жизни – любовь, причина смерти – ненависть; следствие любви – жизнь, следствие ненависти – смерть.
По ипостаси же явности (проявленности) Бог от нас скрыт и открывается только по мере достижения подобия Ему. Но вместо осознания замысла нашего творения (образа) и стремления к подобию, мы создаём себе «бога» по образу и приписываем ему подобие себя. Даже слова Его мы не слушаем и, понятно, не знаем …
А слово Божие нам вещает о причинах и неизбежно следующих за ними следствиях, и через это указует на непреложность исполнения законов мироздания, вечных и неизменных, действие которых неизбежно.
И без слова Истины понятие ДОБРО стало означать общее понятие морального сознания, категорию этики, являющую положительные нравственные ценности не сами по себе, а как антоним понятия зла.
Несмотря на такое переворачивание, даже это замечательно, ибо отражает намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния.
Вот только … Смотря таким вот образом, получаем цитату из Википедии: «в житейском смысле [добро] теперь относится ко всему, что вызывает положительную оценку либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью, т. е. становится близким релевантному понятию ;хорошо;» (а релевантность — это уровень соответствия искомого и найденного).
А у нас есть ещё одна пословица: «нет худа без добра», которая так затейливо вывернута своим неоднозначным смыслом … Вот и думай: в каждом худе есть доля добра («не было бы счастья – да несчастье помогло»), или добро наше – оно только через худо … И можно додуматься до того, что посыл «нет худа без добра», что выставляется за народную мудрость и глубину, есть просто ложь. Потому что в действительности ситуации, когда худо (то есть зло) без добра, встречаются гораздо чаще, чем ситуации, когда худо (зло) с добром.
И проявляется ещё такой смысл пословицы: если худо (зло) незначительное, мелкое, обратимое, исправимое, то ему надо радоваться, потому что оно … облегчает участь, даже радует! То есть, если твоя или чья-то не-доброта дала злу возможность делать всякие гадости, то лучше, чтобы это было без большого урона. А грехи свои ты потом отработаешь … И ты выбираешь наименьшее из возможных зол. «Уж лучше пыль на сапогах, чем кирпичом по голове» ...
Не потому ли так неэффективны нами придуманные мораль и нравственность, которые плывут и деформируются день ото дня, в зависимости от политического течения или эгоистической подсветки? В реальности, а не в придуманном, описываемом пословицей мире, зло – оно и есть зло. Добро, наступившее после зла, не является следствием зла, не порождается злом, не сопровождает зло, не представляет собой обратную сторону зла!
Но если не думать, а ощутить через слово Божие, то в «нет худа без добра» можно увидеть совершенно другой смысл. Если добро – это гармония созданного Творцом мира, а зло – разрушение этой гармонии, то если нет гармонии (добра), то нет и разрушения (зла). Зло – это болезнь, вирус. А как может существовать болезнь или паразит без объекта разрушения? Например, если человек умирает, то вместе с ним умирают все его болезни и паразиты, так как им просто нечем питаться.
Всё может измениться. Не меняется только слово Божие – в нём добро и от него действительно – ХОРОШО. Даже только при чтении уже хорошо душе … если она есть, конечно … А при проникновении его внутрь и выстраивается в три дня Храм Божий – «…Я в три дня воздвигну его».
Зри в корень, а не глазей на ботву! – говорили мудрецы.
А где этот корень? Корень единобожия и понятия Бог-Творец, который творит добро, его несёт и даёт – в Писаниях, заповедях, заветах и откровениях, в слове и речи Бога. Добро утверждается в качестве атрибута творения.
Попробуем его раскопать …
Тора была написана на так называемом «древнееврейском» языке», он же Лашон а-Кодеш, Святой язык. Сейчас известен только иврит и говорят, что отличия не столь кардинальны.
На иврите ДИБЕР, ДИБРОТ (множ) – заповедь, речь, высказывание, субстанция, дело. АСЕРАТ ХА ДИБРОТ – десять заповедей (буквально десять речений). Иврит – язык согласных, гласные не пишут, корень – Д.В.Р. От него образуется и ДАВАР, ДОВЕР – говорить, сказать (источники: Лексикон по Стронгу и Дворецкому; Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета).
Таким образом, православное, а значит и русское понятие «добро» является транслитерацией еврейского ДИБЕР, которое имеет значения: слово, заповедь, речь, высказывание, субстанция, дело, и всё это – идущее от Бога.
Заповедь – Программа жизни как иудея, так и христианина, алгоритм, последовательность действий для достижения цели – Царства Божьего. Это также общее понятие, характеризующее полезность для человека какой-либо вещи или явления в рамках Божьей воли, Божественных повелений.
Теперь приведём в форму, близкую к грамматике иврита, термин «хорошо», и выделим корень. От русского ХОРОШЪ удалим гласные, получаем корень Х.Р.Ш.
Этот корень образует:
* ХАРАШ, ХОРЕШ пахать, быть вспаханным; пахарь, тот, кто пашет землю.
* ХАРИШ пахота, вспашка, пахание, время пахоты.
* ХАРАШ, ХАРАШЕИ мастер, ремесленник (слесарь, кузнец, столяр, каменотес и т.д.).
Тогда смысл термина: общая положительная оценка произведенного человеком продукта, мастерство в каком-либо ремесле.
Кроме того, в Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891 г.) «харашим» – художники, плотники (Неем XI:35; 1Пар IV:14).
Хорошо – это не добро, а благо для человека, в древности таким благом было возделывание земли и мастерство ремесла. Там и корни наши. Только и всего.
А переплетаются в нашем мире только ветви.
Свидетельство о публикации №223033000508
«Представления человеков о добре и зле складывались по мере освоения ими предметов и явлений действительности» – пишется в философских и прочих словарях.
Но сейчас мы по этой действительности ощущаем: представления размыты, подмыты и рушатся …
Когда-то что-то так и складывалось, при родовом укладе эти понятия не носили морального характера, ими одинаково обозначали предметы материального мира, отношения между людьми, и физические, и духовные качества. Добро было в значении понятия «благо», т. е. того, что служило удовлетворению материальных и духовных потребностей РОДА.
Но затем к сему приступил и на это наступил развитОй эгоизм … То, что удовлетворяет эгоистические потребности, ныне оценивается как добро. То, что мешает, называем злом. В результате – обрушение духовности и извращение понятий, и «добро» стали определять как то, что оценивается положительно как ценное (значимое) для жизни человека и общества, то бишь равноценно «релевантному понятию «хорошо».
Но одновременно с этим были вымышлены и всякие «…измы» … Гедонизм связал добро с удовольствиями и наслаждениями. Эвдемонизм представил добро как основание человеческого счастья – как безмятежного созерцания всего происходящего. Утилитаризм, прагматизм заценили добро как полезность: добро есть всё то, что удовлетворяет потребности конкретного человека.
Сейчас всё более прокатывает утилитаризм, а это и есть УТИЛИЗАЦИЯ, при которой сведение добра к пользе отдельного человека или группы людей просто размывает критерии между добром и злом. Для обретения неких благ и удовлетворения своих потребностей может быть весьма полезно кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет достичь личной цели и получить искомое удовольствие. А потребности теперь весьма различны ... И всё более становятся извращенными или невротическими …
Так называемое «истинное добро» – то, что является добром для всех, для человечества как целого, – такое очень абстрактно и почти аномально в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения очень разных людей.
Остался по факту в прошлом идеал добра для всех, – был такой «Кантовский императив», некая регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения … Истинное добро творится без расчёта, без «ты мне – я тебе», из самой потребности творить добро, нести людям любовь и радость. Пользу от добра отличает и при этом выявляет сущность добра только бескорыстие, «Истинная награда за добродетель есть сама добродетель» – тоже сказал Иммануил Кант. Отношения взаимной полезности не могут быть добром, поскольку основаны на эгоистических интересах. Если благо приносится из корыстного побуждения, не ради общей пользы, а ради самого себя, то оно вполне может обернуться злом, подчас намного перевешивающим ценность этого блага.
И что это, если не образ цели, тот образ подобия человека Создателю?
«Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле»
– Андрей Дементьев.
«Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен», – писал Махатма Ганди.
Всё значительное в мире происходит не благодаря злу и его борьбе с добром, а из-за наличия добра как человеческого выбора, соответствующего Божьей воле – замыслу Творца о человеке.
Вячеслав Абрамов 01.04.2023 12:06 Заявить о нарушении
Но даже это уже непонятно. Увы.
=Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.=
Какие законы нужны Любви?
Замысел Творца о Человеке-это НЕИЗБЕЖНЫЕ Законы Мироздания.
И вся суета-сует в "поиске иных путей" в обход этих Законов приводит ко "злу"-гибели очередной цивилизации. НЕИЗБЕЖНО.
Обнимаю.
Благословений нам.
Ваня Сталкер 01.04.2023 13:58 Заявить о нарушении
Твой предмет преподавания КАК называется и что подразумевает понять?
Что "Замысел Творца о Человеке-это НЕИЗБЕЖНЫЕ Законы Мироздания."? И избежать становления Человеком, Творцом замысленном - не получится. Хоть так, хоть сяк изворачивайся и гибни вместе с очередной не хотящей по человечески жить человечьей ордой-цивилизацией? И снова и снова, изворачиваться будешь - гибни... Так или как?
Что-то я совсем от твоих цитирований и премудростей отупевать стала... от не понимания что хочет сказать вучоный Ваня. К примеру, Абрамову своими неизменными заклинаниями орудующий Ваня.
Ну честное слово - не понимаю.
И опять таки
=Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.=
и вмечто того, чтобы объяснить ПОЧЕМУ НЕТ НА ТАКОВЫХ ЗАКОНА, не касается их закон.. Так ведь?
Преподаватель вопрос ставит последним аккордом: Какие законы нужны Любви?
- А какие, господин преподаватель, законы вы имеете ввиду, говоря "НЕИЗБЕЖНЫЕ Законы Мироздания."? - спрашивается у вас. Коли утверждаете, что есть некие плодовитые, на которых нет закона.
Это как, они что Законам Мироздания не подчиняются? У них что, своя музыка? Привелегию им кто организовывает не подчинения Законам Мироздания, то бишь неизбежности, по сути то Воздаяния..:)
Ты, Вань, не спеши отвечать, строча свои заготовки цитат. Их я и без тебя просматривать и осмысливать умею. Если сподобишься всё ж рискнуть и заговорить по простецки, я буду рада и признательна.
Лена Валевич 01.04.2023 18:53 Заявить о нарушении
Тока любви не чуйству, эмуоции, страсти, инстинкту, а Мировоззрению. Тому, которое =Бог есть любовь=?
Всё ты понимаешь, прикалываешься...
Обнимаю.
Благословений нам.
Ваня Сталкер 01.04.2023 19:18 Заявить о нарушении
Любовь есть Высаая Справедливость и Основа Её есть Законы этой Высшей Справедливости!
Транслируемой через такой аспект Духа, как Со-Весть!
А о Совести говорится Свыше ТАК:
Совесть - это чувство безличной справедливости, отрешённой от себя и беспристрастной, справедливости Сущего и Его проявлений, как Стержня существования миров.
Совесть - это не просто Импульс сути духа, совесть это правильное ощущение сутью духа гармонии субстанции Сущего. Из Которого состоит Вселенский Эфир.
Эта гармония проявляется в чувстве безличной справедливости. Именно безличной, без отношения к себе, отстранённо себя - своих чувств, эмоций и личных желаний и Личных обид. Как беспристрастный взгляд на ВСЁ, в том числе на себя со стороны.
Что не подразумевает обязанности таких благорасположений ко всему без разбору, какие обозначил Павел, как =Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.=
Все эти качества уместны в среде Светлых миров, которые Исус обозначил Царствием Божьим, не потому что там пребывает Бог - некий ипостасный Образ имеющий или Ликовость, а потому что там БОЖи - божества живут, занимаясь непрестанно присущим им трудом превосхождений.
Ибо как говорится, а может и не мыслится, а потому и не говорится.. (улыбаюсь) - Божественности присуща Превосходная степень.
Некая часть произносится в молитве(тупо слепо) "Благословен Бог всегда, ныне и присно и во веки веков"
Но по причине забытья себя, как духа, не понимается О ЧЁМ ЭТО...
А подкалываю или прикалываюсь, побуждаясь написать, определять вам, господин преподаватель, заинтересованный в определениях :)
Лена Валевич 01.04.2023 20:19 Заявить о нарушении
А про "преподаватель" уже давно написал. "Зачем пишу тексты и рецензии" http://proza.ru/2019/09/27/1266
Благословений нам.
Ваня Сталкер 01.04.2023 20:57 Заявить о нарушении