Череповец-1964. Развитие завода. Черновик

   О совместной работе с отцом вспоминает известный металлург, ветеран комбината Вячеслав Иванович Солодков.

 - В ноябре 1963 года я, мастер доменного цеха, был избран в партком завода. Тогда же я и познакомился с Григорием Шмулевечем, до этого я, цеховой мастер, естественно, с ним не встречался. Только фамилию слышал – мол, вот, Зельцер установил нам норму на кокс и т.п.
В парткоме меня назначили ответственным за производственную работу, и по тем вопросам, которые готовились на заседания партийного комитета, мы нередко обращались к Григорию Шмулевечу, он часто нас консультировал, когда надо было согласовать  отдельные пункты проектов решений. Я был еще молодым, но когда заходил к нему в кабинет, он был всегда приветлив, внимателен, приглашал сесть. Он никогда не повышал голоса, я не слышал, чтобы он кого-то ругал, кричал и т.п. Если видел ошибку, тактично  поправлял: «Нет, тут не так…» На заседаниях парткома он внимательно слушал, если был с чем-то не согласен, делал замечания, поправлял, в том числе и секретаря парткома В.А. Шивринского, отстаивал свое мнение. Интересы завода были у него на первом месте.
 Избрание В.А.Шивринского, а секретарь парткома был, по сути, вторым в заводской иерархии человеком после директора, металлурги восприняли неоднозначно. Он был человеком «со стороны», речником по образованию. Секретарь обкома С.И.Дрыгин рекомендовал его в 1962 году для усиления позиций парткома ЧМЗ. Особенно не нравилось это С.Богопольскому, опытному специалисту с КМК, начальнику технического отдела: «Зачем нам речники?»  На партконференции треть присутствующих проголосовала тогда против Шивринского. Но Владимир Александрович к критике и неприятию первых месяцев относился терпеливо, взвешенно, никому потом не мстил.
   С Григорием Шмулевичем они нашли общий язык. Шивринский неплохо владел вопросами экономики – это было время, когда строились новые заводы,  расширялись производственные мощности, внимание партии и правительства неизмеримо возросло к вопросам экономики, производительности труда. Шивринский требовал от руководителей цехов серьезного отношения к экономической стороне работы. Начало 1960-х годов было непростым временем для череповецких металлургов: завод не выходил на рентабельность, идею его строительства в Москве окрестили «сталинской отрыжкой», со стороны Н.С.Хрущева звучала критика. Все эти перипетии стали причиной скоропостижной кончины академика И.П.Бардина, основателя ЧМЗ. В ноябре 1956(???) года он последний раз посетил свое детище, а в январе 1960 года прямо на заседании Правительства у него случился сердечный приступ и академик умер.
  С секретарем парткома завода В.А.Шивринским Григорий Шмулевич общался часто. В его лице он нашел поддержку в проведении заводских экономических конференций, на которые, кроме начальников цехов и отделов и экономистов приглашались, что важно, и мастера. После пуска доменной печи №3, во Дворце культуры металлургов состоялась конференция, на которой я присутствовал как мастер печи. Григорий Шмулевич проанализировал работу доменщиков, привел показатели по Магнитке, поставил задачи по снижению себестоимости. От нас выступал начальник доменного цеха И.Кузьмин. Он отметил, что задачи выполнимы, но необходимо улучшать качество кокса, это дорогая составляющая шихты, нам мешают значительные колебания по влажности. И мы, доменщики,, должны принимать меры, подчеркнул начальник цеха – сокращать потери скрапа, например.
  Когда вернулись в доменный, Кузьмин собрал  цеховую конференцию, там все подробно обговорили. После этого в цехе ввели книжки для мастеров, куда ежедневно записывали потери, отклонения от технологии, срывы по качеству. В смене я приходил на грохота и смотрел качество грохочения  - все-все записывал, а в конце недели отдавал дневник начальнику цеха или докладывал лично. Организовано это было очень толково. Вообще конференции принесли большую пользу, недаром они проводились вплоть дл начала 90-х годов.
  В 1963 году был подготовлен перспективный план второй очереди завода и в этой работе Григорий Шмулевич сыграл решающую роль! Он выполнял все расчеты вплоть до конечного передела. Доказал, что увеличение выплавки чугуна и, соответственно, производство проката дадут большой экономический эффект. Нужно увеличивать производство и разнообразить сортамент. Завод взял курс на развитие производства толстого листа.
  Начальником доменного цеха я стал в 1966 году. С Г.Ш.Зельцером общались чаще. Он следил за техническими новинками, подсказывал, если находил у кого-то полезный опыт. Вот, говорит, на таких-то заводах внедрение кислорода и природного газа дает экономию кокса. Поезжайте, перенимайте все лучшее. В доменном цехе началась техническая учеба по внедрению новой техники. Например, на ММК многое взяли по пушкам, усилили их. Стали увеличивать количество выпусков чугуна. Раньше в смену было два выпуска, в сутки – шесть. Сдерживали нас операции по подготовке желобов, сушка и т.п. Ценою сверхусилий вышли на 8 выпусков в сутки. Пытались интенсифицировать процесс, горновые лезли в горячие канавы, а потом возникла мысль – сделать дополнительную летку. К этой мысли пришли не сразу. Во-первых, не могли менять конструкцию без Ленгипромеза. С помощью главного доменщика Л.Я.Левина проектантов мы убедили. В 1962 году на третьей домне была заложена вторая летка, но еще четыре года ею практически не пользовались – такова была
психология страха – а вдруг чугун пойдет не туда? Когда я стал начальником, мы новинку внедрили, получили громадный экономический выигрыш.

Источники:
1. Л.И Данилов. Залог устойчивой роботы. (2,с.38-41)
2. Директор. Составитель. В.Е.Пронькин.-К.: Логос,2004.
3. Здесь я оставил сердце свое.(2, 67-68)
Примечания и цитаты:

1. Бородулин о серьезном повороте к экономике в середине 60-х. Г.Ш Зельцер(2с.64-70). Успехи в цехах по реальной экономике.Что построили. Расширили ОГМ. Приезд бригады Гипромеза во главе с В.Е.Бойко (весна 1964г)

ВЯЧЕСЛАВ СОЛОДКОВ.


Рецензии