Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов 2

Глава вторая: Несостоявшийся триумф.

Безусловно, JG51 отводилась главная роль в предполагаемом триумфе немецкой армии. Именно эта эскадра работала на основном направлении, именно она должна была уничтожить советскую авиацию, которая охраняла небо Москвы, и создать комфортные условия для наступления на столицу. Остальные направления имели значение второстепенное. В случае победы Германии именно на долю JG51 пришёлся бы основной триумф.

На деле всё вышло иначе. Советская авиация уничтожена не была, напротив, оказывала жестокое сопротивление, а эскадра теряла одного аса за другим. В этом плане осень 41 года была не лучше лета.

Так, 7 сентября сбит был командир 4 отряда, оберлейтенант Эрих Хохаген. Это был чемпион Германии по высшему пилотажу, любимец самого фюрера. Ас этот имел на счету 31 победу. В тот день он, будучи ведомым звена, в районе Брянска встретил одиночный Пе-2, которого сопровождало звено "Яков". Немцы атаковали советскую группу и сбили два самолёта (противостоял им 20-й иап). Однако и Хохаген во время боя был сбит и тяжело ранен, с трудом спасся на парашюте и надолго выбыл. Победу записали пилотам полка как групповую, но, вероятнее всего, сбил немецкого аса ведущий советской группы Гуляев Василий Дмитриевич.

А 9 сентября был сбит фельдфебель из 10 отряда Херберт Фрибель. Он атаковал группу из Р-3, одержал три победы, одна из них стала для него 30-й. Пилот слишком увлёкся и не заметил атаки советского истоебителя. Он был ранен и с трудом спасся на парашюте. Пока не удалось установить автора победы.

16 сентября эскадра чуть не потеряла командира. Оберлейтенант Фридрих Бек, опытнейший пилот, чуть не стал жертвой своей приверженности к полётам на малой высоте. В районе Конотопа он был обстрелян, как он сам посчитал, очередью с земли, ранен, с трудом посадил самолёт на вынужденную. Он вынужден был отправиться в госпиталь, хотя сначала надеялся обойтись без этого. Мы не находим подходящих заявок от советских пилотов в указанном районе, выходит Бек действительно был сбит огнём с земли. Сменил его на должности командира JG51 майор Гюнтер Лютцов, причём он совмещал командование 3-й и 51-й эскадрами. Назначение было временное. 23 сентября этот ас, имевший уже 77 побед на счету, был сбит в бою, совершил посадку в тылу советских войск в районе Краснограда и с трудом добрался до своих. Любопытно, что это поражение в официальных документах люфтваффе не числится. Не удалось нам отыскать и в советских документах предполагаемого автора победы.

Любопытно, что в тот же день был сбит Александр Павлович Мудин - русский лётчик, который не только воевал в люфтваффе, но и был заметным асом. Этот оберфельфебель из 1 отряда имел 18 побед на счету. Сбили его в районе Ярцево, он попал в плен. Про него известно мало. Сбил его не истребитель, а бомбардировщик Пе-2, которого он атаковал крайне неудачно.

27 сентября был сбит и ранен в районе Ельни оберлейтенант Хорст Гайер из штаба второй группы, имевший 16 побед на счету. Сбила его группа пилотов 233-го иап.

3 октября южнее Ельни эскадра понесла тяжелейшую потерю. Сбит и погиб был один из её лучших асов - фельдфебель Хайнрих Хоффманн по прозвищу "Тарзан" из 12 отряда. Он имел на счету 63 победы. В тот вечер он в паре с ведомым отправился на свободную охоту, но обратно не вернулись оба. Ведомый через некоторое время всё же вернулся: по его словам, они неудачно атаковали группу "Илов", Хоффманн был сбит, а ведомый его, дотянув на горящем самолёте до своих позиций, совершил вынужденную, самолёт на ней сгорел. Отличились в очередной раз пилоты 233-го иап, которые скромно заявили только одну победу. Причём одержал её пилот Сергеев Александр Павлович, для него она стала первой и единственной в карьере, пилот этот вскоре, к сожалению, погиб в бою. В этой связи стоит коснуться немного болезненной темы, а именно: завышение результатов боев. Как мы видим, в 41 году советские лётчики весьма точно отмечали свои успехи, в ряде случаев фактически сбитые ими самолёты не шли на боевой счёт.

13 октября эскадра лишилась ещё одного сильного аса. Лейтенант Йоахим Хакер из 7 отряда в районе Медыни атаковал самолёты, опознанные как "Илы", но на деле это были более скромные Р-3. Атакуя их, он сильно сбросил скорость, и этим воспользовались советские истребители: стремительной атакой и меткой очередью у Хакера было отбито крыло, по причине малой высоты он не мог спастись с парашютом. На момент гибели ас имел 32 победы на счету. Сбил его пилот 163-го иап Блохин Иван Иванович. Этот пилот одержал первую победу в карьере. Любопытно, что немецкие асы периодически становились жертвами не самых известных и результативных пилотов. Это лишний раз подтверждает общий высокий уровень подготовки Сталинских соколов.

22 октября погиб оберфельдфебель Роберт Фухс из 7 отряда, имевший 23 победы на счету. Он был сбит стрелком ДБ-3 в небе Малоярославца. А уже на следующий день в районе Можайска погиб оберфельдфебель Хайнц Шваллер из 1 отряда, имевший 12 побед на счету, недалеко от Можайска. Отличился пилот 11-го иап Головатый Владимир Дмитриевич на "Яке-1". В тот же день впервые был сбит и покинул самолет с парашютом Гюнтер Шак, в будущем - ас весьма известный. Этот был первый его подобный прыжок, впоследствии, как мы увидим, парашют ему нужен был весьма часто.

Ещё одну тяжелую потерю понесла эскадра 27 октября. Оберлейтенант Херберт Вёнельт, командир 7 отряда, был сбит в районе Малоярославца и тяжело ранен. На счету его была 21 победа. Последствия этой раны сильно сказались на его дальнейшей службе. Сбит он был огнём ЗА.

13 ноября эскадра потеряла ещё одного своего выдающегося аса - погиб оберфельдфебель Эдмунд Вагнер из 9 отряда, имевший 57 побед на счету. Причём он их прямо-таки штамповал осенью 41 года. В тот день он атаковал Пе-2 в районе Алексино, сбил один из них, а затем сам был сбит и погиб. Что произошло, удалось установить только недавно. Его напарники, увидев мощный взрыв, решили, что ас погиб от попадания ЗА. На самом деле его обстрелял РС пилот Кулак Максим Максимович из 120-го иап. Он летал на и-153. Взрыв РС немцы и приняли за взрыв снаряда ЗА. Безусловно, победа над асом такого уровня, одержанная на устаревшем биплане, весьма колоритна. К сожалению, для Кулака она тоже стала единственной в карьере.

Подводя итоги 41 года, командование эскадры вынуждено было признать, что задача выполнена не была. Советская авиация на данном направлении разгромлена не была, а эскадра, напротив, понесла огромные потери и нуждалась в отдыхе. Самым тяжёлым для эскадры были потери большинства ведущих асов.

По большому счету, на этом золотая эпоха эскадры закончилась. Она уже не была лучшей в люфтваффе. Её лучшие асы погибли или получили ранения, но самое главное - погиб Вернер Мёльдерс, который курировал её. Теперь на первый план выходили другие эскадры. Московское направление стало второстепенным, основные события теперь развивались на юге, где выдвинулись JG77, JG3, JG53 и JG52. В небе Ленинграда активно пополняли счета пилоты JG54. А "Бриллиантовая" эскадра отступила на второй план.

При этом общий уровень эскадры вырос. В 41 году здесь в основном соревновались между собой асы, набивая счета. Простые лётчики эскадры были не столь результативны. Начиная с 42 года, в эскадре прекратилась гонка за результатом, которая стоила жизни многим асам в 41 году. Они в погоне за победами превышали грани допустимого риска. В 42 году это была уже другая эскадра - ставка теперь делалась на работу звеньев, и не будет преувеличением сказать, что именно JG51 стала самой организованной эскадрой люфтваффе, самой способной вести бои группами. Кроме того, пилоты эскадры часто выполняли задания по штурмовке. Об этих страницах истории эскадры мы поговорим в следующих главах.


Рецензии