Часть 23. Полит. ландшафт. Попытка переворота?

27.03/2023 Женя Фердман Соколова.
Текст - Александр Непомнящий.

В ИЗРАИЛЕ ПРОИСХОДИТ ПОПЫТКА ЛЕВОГО ПУТЧА.

В результате всеобщих выборов в ноябре 2023г. общество привело к власти коалицию консервативных партий во главе с Биньямином Нетаниягу, получившую уверенное большинство (64 из 120). Левые (израильских левых приближенно можно отнести к последователям американских прогрессивистов и западноевропейских социалистов) получили 46 голосов, ещё 10 получили арабские партии, выступающие за упразднение любого еврейского национального государства.
Правые шли на выборы с обещанием правовой реформы, которая должна вернуть баланс между ветвями власти. Проблема заключается в том, что в последнюю четверть века высшие юридические чиновники страны (прокуратура, судьи и институт юридических советников министерств) де факто присвоили себе не принадлежащие им согласно законам полномочия законодательной (Кнессет) и исполнительной (правительство) ветвей власти. При этом они фактически избирают себе преемников сами, вне зависимости от воли общества и избираемых им представителей парламента (Кнессета). В результате, в Израиле сложилась парадоксальная ситуация, при которой ни законодательная, ни исполнительная власть фактически не имеет реальных властных полномочий.
Судьи отменяют не нравящиеся им законы, исходя из субъективных соображений, юридические советники торпедируют политику правительства, которая не соответствует их повестке, также опираясь не на законы, а на собственные предпочтения, а прокуратура шьет дела на строптивых политиков, пытающихся изменить ситуацию.
Это положение в целом устраивает придерживающуюся левых позиций израильскую элиту, представителями и отражателями интересов которой является упомянутая юридическая клика. Ведь вследствие демографии и геополитической ситуации, левые идеи не имеют поддержки у подавляющего большинства жителей страны. Поэтому, без опоры на не избираемую обществом и потому неподотчетную ему касту высших юридических чиновников, у левых не было бы шансов на сохранение своей власти в стране.
Однако это совершенно не устраивает большую часть населения Израиля, не входящую в элиты. Она и избрала нынешнюю консервативную коалицию, обещавшую демократическую правовую реформу.
Торпедируя попытки коалиции осуществить эту реформу, лидеры израильских левых фактически инициировали путч, на пике которого (или близко к пику) мы сейчас и находимся.
Одним из главных инструментов левого шантажа стали заявления резервистов элитных подразделений о том, что они отказываются обеспечивать безопасность страны, пока коалиция продвигает реформу. Профсоюзы, университеты и многие другие организации, находящиеся в руках левых, также заявили о шагах, направленных на то, чтобы парализовать нормальную жизнедеятельность государства. СМИ мобилизовали себя на пропаганду левой повестки, отказывая в освещении позиции сторонникам реформы.
Фактически, левые элиты объявили стране ультиматум в духе известной танахической (ветхозаветной) истории о суде царя Соломона и женщинах, деливших младенца. Коротко этот ультиматум можно сформулировать так: «если власть в стране не принадлежит нам, пусть страны не будет вообще».
В этой ситуации правительство, вероятно, решит пойти на уступки и остановит (на неизвестное время) продвижение реформы. Впрочем, не факт, что это успокоит левых, почувствовавших, что консервативную коалицию можно дожать и свалить.


29.03/2023 Марк Котлярский.

Доктор Дорон Маца, бывший сотрудник ШАБАКа. Статья в Исраэль Хайом. Все вопросы к нему.
Доктор Дорон Маца, бывший высокопоставленный сотрудник ШАБАКа, читающий лекции в Институте исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета, выступил с публикацией в газете «Исраэль Хайом», согласно которой демонстрации на улице Каплан в Тель-Авиве — всего лишь дымовая завеса. По мнению Маца, за всем этим представлением скрывается попытка настоящего переворота со стороны Армии обороны Израиля, полиции, прокуратуры, университетов и многих других составляющих израильского гражданского общества.
Как считает Маца, последствия отсутствия контроля правительства как исполнительной власти над этими учреждениями носят долгосрочный характер.
На данный момент, неясно, удастся ли противоборствующим сторонам придти к компромиссу, но что, действительно, ясно, как уверяет доктор Маца – это то, что коалиционное правительство сталкивается не только с враждебно настроенной оппозицией и хорошо организованными и финансируемыми демонстрантами, но и со всем государственным аппаратом, без которого нельзя управлять страной.
«Общественный протест не имеет никакого значения, — пишет д-р Маца. - Правда состоит в том, что он очень ограничен, хотя и получает большой резонанс по понятным причинам. В основе всей этой ситуации кроется другой протест. Тот, который физически не завернут в флаги страны, а фактически идет против нее. Сначала это началось как негласный протест. На это намекали, отчасти маскировали, но теперь это становится явным, видимым и опасным. Это протест учреждений, которые имеют явное влияние на повседневную практику».
Вот симптомы истеблишмента, который открыто восстает против избранного правительства большинства, по словам Мацы: руководители университетов решили взять студентов в плен и отменить учебу. Конечно, они не спрашивали, кто поддерживает или выступает против судебной реформы — считалось само собой разумеющимся, что все против. Руководство Гистадрута останавливает экономику, также не спрашивая своих собственных членов. Государственная прокуратура долгое время работала как независимая структура, вольно расставляя ловушки для выборных должностных лиц, используя незаконные шпионские программы и жестоко допрашивая, порой, больных и престарелых родственников свидетелей.
Подобные явления проникли и в систему безопасности. И армия тоже политизирована, что видно по ее слабому обращению с непокорными резервистами. То же самое касается полиции, которая относилась к возмутительно жестоким протестующим с лайковыми перчатками и делала паузы, чтобы улыбнуться для селфи.
«Практически многие детали механизма государственных систем и крупные учреждения не только стали политически загрязненными, но и сами определяют повестку дня, а правительство не имеет над ними никакого контроля и не может управлять страной вместе с ними», — пишет Маца.


Рецензии