Терпение, мальчики, главное, терпение...

     Моё советское детство пестрило разнообразием всяческих увлечений, которыми нас завлекало государство, заботясь о здоровье нации и подрастающего поколения ленинцев в том числе. В одном ряду с футболом и хоккеем, лыжами и коньками стояли подвижные дворовые игры в теннис и догонялки, чижика и войнушку. Мальчишки собирали пробки и марки, нагрудные значки и пачки от сигарет, оловянных солдатиков и спичечные этикетки. Девчонки предпочитали кукол и пупсиков, фантики от конфет и жестяные банки от леденцов, красивые цветные тряпочки и разного рода яркие картинки, которые прилежно наклеивали в тетради и непременно подписывали красивым почерком, отдаваясь своим мечтам. А играли они рядом с нами в вышибалы и классики, дочки-матери и прятки, прыгалки через резинки и непременно в те самые фантики. Всё было замечательно, все были вместе. Но было одно увлечение в нашем пацанском братстве, если так можно сказать, в которое девчонок мы не пускали. То была ночная рыбалка с посиделками у костерка, с покуриванием импортных, в основном болгарских, сигарет и игрой в детские карты. Если кто помнит, то на листах были нарисованы дикие звери с количеством очков за каждого и охотниками. По-моему, они были самодельными, кустарного производства, так сказать...

     - Леха, привет, а куда вы собираетесь? - я подошёл к его подъезду и спрашиваю друга, наблюдая, как они с отцом закрепляют большой резиновый мешок на багажник велосипеда.
     - Едем на рыбалку, на линька, - отвечает друг и крепко завязывает верёвки на багажнике.
     - А меня с собой возьмите, я тоже хочу на линька.
     - Неа, нас трое едет и лодка трехместная, - констатирует спокойный голос друга, а сам он не отрывается от работы.
     Лодка тяжёлая и главное повесить её симметрично, что бы на бок не упала.
     - А кто третий? Вас же с дядей Юрой двое только, - не унимаюсь я.
     - Я третий, здравствуй, Стасик, - из двери подвала с рюкзаком и торчащими из него удочками для зимнего лова со вторым великом выходит лёхина мама тётя Света во всем обмундировании для ночной рыбалки.
     Я так и разинул рот:
     -  А девчонок же на рыбалку не берут? Они же все портят, так мой дедушка говорит, - констатирую факт своих знаний я.
     Она только мило улыбнулась в ответ.
     - Наша мама самый главный рыбак в семье, - ко мне поворачивается дядя Юра и улыбается, сошурив глаза под толстыми линзами очков.
     Через несколько минут Лешка махнул на прощание и они на двух великах уехали к Теплому озеру...

     Спустя пару дней прихожу к Лёшке в гости, а он мне говорит:
     - Пойдём, покажу улов, - и открывает дверь ванной комнаты.
     А там в полной воды ванне плавает с десяток линьков, налимчиков средних размеров и один крупный.
     - Ух ты ж, и кто наловил столько?
     - Мы на рыбалке всегда устраиваем семейное соревнование, кто больше поймает. В этот раз мама выиграла, её семь штук и самый крупный, а мы с папой по три штуки.
     - А как она это делает? Женщины же нетерпеливые и не умеют ловить?
     - Наша мама самая заядлая рыбачка в семье и самая терпеливая. Мы когда-нибудь возьмём тебя с собой, посмотришь, как она ловит...

     Потом как-то все подзабылось, лето, жарко, футбол, огород, купание в реке и дворовые игры. А тут однажды под вечер Лешка мне говорит:
     - Папа уехал в командировку, а мы с мамой хотим на утренний клев съездить. Ты с нами?
     - Конечно, - не раздумывая отвечаю другу.
     - Заметано, у тебя свой велик есть, привяжем тебе рюкзак с удочками, сумку с едой и бери с собой потеплее одежду, выезжаем в три утра.
     Сказано-сделано...

     Так уж мне хочется увидеть, как лёшкина мама всех больше рыбы может наловить. Ерзаю на кровати полночи, не могу уснуть, терпения не хватает до утра долежать. Сморило все-таки...

     На рыбалку мы выезжаем на трех великах затемно. Только-только где-то на востоке начинает светлеть полоска горизонта. Прохладно. Но крутя педали, согреваюсь, едва поспевая за Лешкой и тётей Светой на ее дамском транспорте. Вот и озеро. Тишина, даже, лягушки ещё не проснулись.
     - Стас, тихонько пробираемся к нашему семейному месту в камышах, - друг приложил палец к своим губам и показывает мне.
     Киваю головой, увидев перед собой высокие стебли камыша. Оставляем транспорт, надуваем лодку. У них так лихо получается, что я и не успел глазом моргнуть, а трехместная темно-зелёная резиновая лодка в полной боевой готовности на урезе воды. Мне-то дедушка смастерил деревянную, надувать ничего не надо, садись и греби веслами. А рассвет забирает все больше и больше от тёмного неба, прохладно рядом с водой и слегка опускается августовский туман.
     - Мальчики, теперь только шопотом и стараться не ломать сухие стебли, - командует тётя Света, - линь и налим любят полную тишину. Рыбы ленивые и медлительные, на их ловлю нужно время и терпение.
     Ну как же, знаем, я рыбак с пяти лет с дедом и отцом, понятливый. Садимся в лодку и Лешка отталкивается от берега, а тётя Света на носу тихонько раздвигает сухую осоку и камыши. Друг одним веслом чуть касаясь воды, гребет по протоке, а точнее, по притоптанным лодками камышам, в которых тонкий просвет до воды, здесь едва умещается лодка. Мы пробираемся на их излюбленное прикормленное годами семейное место ловли ленивых, но, по их же словам, вкусных рыб. Тишина вокруг кладбищенская и только просыпаются первые квакушки, начиная будить остальных.
     - Лёша, тихо, больше не греби, мы на месте, - в полголоса подаёт команду его мама.
     Он вынимает весла, кладёт на дно лодки и начинает развязывать рюкзак с удочками. Но мне же никак усидеть молча:
     - А как будем такими удочками ловить? А какой спуск делать? А не зацепим за стволы камыша под водой? - сыплю любознательностью.
     - Стасик, налим и линь любят полную тишину, играем в молчанку. Лёша тебе все покажет на пальцах, - и приложила свой указательный палец к губам, показывая, что разговоры остались на берегу.
     Замолчал. Лешка показывает мне спуск крючка и насаживает червя, безмолвно тычет в подобие лунки между камышей и я опускаю туда леску. Все закинули орудия лова в такие же лунки...

     Проходит десять минут, двадцать, тридцать, тишина та же. Ни поклевки, ни рыбинки, ни движения, ни слова и что это за рыбалка? Мне уже надоело так сидеть, начинаю ерзать на худой попе, от бортов лодки пошла небольшая волна в камышы. Лешка зыркнул на меня, я чуть успокоился. Но это только на пару минут и шепчу ему:
     - А где рыба-то? Что это за рыбалка? - И сам смотрю на спокойную нешевелящуюся мумию тёти Светы, не отрывающей свой взгляд в очках от сторожка.
     Лешка не успел и рот разинуть, а она как дернет удочку:
     - Есть, - так же шопотом, но получилось очень азартно, подаёт голос главная рыбачка и начинает медленно тянуть за вибрирующую струной тонкую леску, - долго водил крючок, медленно думал, ленивец.
     Глубина под лодкой всего метра два и спустя несколько секунд на дне ее заплескался гладкий и скользкий налимчик приличных размеров.
     - Мам, с почином, - улыбнулся друг, кивая мне головой, смотри мол, как надо.
     - И это рыбалка по вашему? - Я чуть не вскакиваю в лодке, оборачиваясь к тёте Свете.
     - Стасик, наша рыбалка любит терпение и тишину. Линь и налим только так ловятся. Долго-долго ждёшь и молчишь, а потом рррраз и с уловом, - все так же спокойно и с улыбочкой поясняет она мне и насаживает нового червя, - только так, мальчики, терпение и только терпение.
     Тётя Света медленно опускает свою леску с крючком в подобие лунки и тишина. Мумия снова недвижима...

     Мне еле-еле хватило терпения досидеть такую рыбалку до конца. Спустя несколько часов мы направились к берегу, а в лодке оказались пойманными всего три линька и тот самый первый налимчик...

     Сказать, что я устал от такой рыбалки больше, чем от копания грядок в бабушкином огороде, значит, не сказать ничего. Пусть после моей традиционной рыбалки  в садке плещутся окуньки и сорожки, подлещики и плотва, красноперки и судачки, но я на рыбалку с недвижимостью и гробовой тишиной больше не поеду. Лучше уж деревянная лодка и в лопухи кувшинок на удочку, лучше уж сеточка-зыбка с барабаном и середина озера. Походу, терпение не мой конёк, я это понял. Долго и нудно сидеть, уставившись на сторожок непоседе не подходит по жизни. Потому и зимнюю рыбалку с "паркенсоном" у лунки не люблю до сих пор. Мне подай много и сразу...

     Но урок долготерпения и игры в молчанку запомнил на всю оставшуюся жизнь. Вот и сегодня, спустя почти полвека после такой рыбалки прекрасно помню спокойную и улыбчивую тётю Свету в красивых больших очках. Помню тихого и умного дядю Юру с печальными глазами за толстыми линзами. Часто вспомниаю хорошего друга Лешку да всю семью с их любимым местечком в камышах Тёплого озера.

     Светлая им всем память...

29 марта 2023 года


Рецензии
Такая хорошая была семья у Лёши, и такой печальный финал... Жуть! Р.Р.

Роман Рассветов   31.10.2023 18:03     Заявить о нарушении
Да, вот так печально получилось... Такова жизнь... Спасибо вам...

Станислав Климов   01.11.2023 05:36   Заявить о нарушении
Да, такова жизнь...

Роман Рассветов   01.11.2023 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.