Мысли на заметку. 5 января 2014 года
_________________
Свобода как необходимость, а раз это необходимость — это уже не свобода. Свобода относительна. Она есть уменьшение несвободы. Полная свобода — нонсенс (бессмыслица). Свобода есть степень уменьшения несвободы. Несвободы от природы, от общества, государства и т. д.
Когда мы говорим о свободе, мы на самом деле говорим о разных степенях несвободы и разнице между этими степенями. Когда несвободы нет, свобода теряет всяческий смысл. Несвобода не бывает однородной и постоянной, отсюда опыт «свободы». Это похоже на волнение на море: вверх-вниз. Но самое удивительное, что несвобода не бывает абсолютной, тогда бы не было опыта свободы.
Можно всё вышесказанное и перевернуть: несвобода есть всего лишь опыт разницы между степенями свободы.
Человек свободен, но не абсолютно. Уменьшение степени свободы мы называем несвободой.
Совсем другое с жизнью и смертью: там либо жизнь, либо смерть. Никаких степеней нет.
На первый взгляд, но если говорить о мёртвых при жизни, то всё так же. Смерть — это лишь степень различия жизненности. И такую смерть можно испытать в опыте.
_________________
Если сознание — это всё живое, то вино из винограда, хлеб из пшеницы — это всё тело Бога. Ибо Бог — это основа сознающего. Самое простое: хлеб с вином — помните бога. (Так могло быть).
И в какой нелепый ритуал это всё вылилось. Хотя, таких примеров не счесть. Даже просто в образовании и употреблении слов.
_________________
Когда чистил снег, думал о нравственности. И не додумал.
Нравственность подразумевает отказ от удовлетворения низших потребностей в жертву потребностям более высокого ранга.
Причём этот отказ должен быть осмысленным, жертва наседки, защищающей своего птенца, инстинктивна и нравственностью не является.
И тут возникает вопрос иерархии ценностей: что выше и что ниже?
_________________
Шопенгауэр не хотел жертвовать своей жизнью ради Германии. Он говорил, моя родина больше, чем Германия. Значит, каждый определяет сам иерархию ценностей.
Причём, есть нравственность социальная (правила общежития), а есть нравственность внутренняя (имманентная), основанная на осмысленном самополагании. Например, Мамардашвили, который нёс ответственность за страну.
Я не делаю этого, потому что люди скажут.
Я не делаю этого, потому что себя уважать перестану.
И я отказываюсь от того, что мне выгодно.
Правда, где тут категорический императив, я пока не знаю.
Есть сущностная нравственность, когда интересы животного в себе приносятся в жертву человеческому, которое тоже в себе.
Вот тут самое интересное в этике.
Не казаться (что люди скажут), а быть (каким я осмысляю самого себя).
Мои поступки (включая мысли) определяют меня самого, моё содержание. И это содержание может изменяться.
_________________
Категорический императив может быть в наличии нравственности как таковой, в том, что она есть.
Свидетельство о публикации №223033101325