Родовод 6 О железной дороге, которой нет

        Я с детства знал, что к нашей деревне до войны шла узкоколейка из станции Старушки. Когда я стал учеником Сосновской средней школы, нас как-то учительница повела на экскурсию в лес. Это было весной. Учительница была Леокадия Афанасьевна Чикун. Мы далеко зашли в лес, за пять километров от деревни. Интерес был в том, что когда-то в нашу деревню шла железная дорога. Так вот, в лесу рядом с деревней Средибор стоял, подорванный еще партизанами во время войны поезд.
       До этого я слышал от своего отца рассказы о том, что он принимал участие в подрыве моста через Птичь. Мне все это казалось где-то далеко. А оказалось все было очень близко. Надо заметить, что железная дорога Любань-Старушки имела значение пока граница с Польшей была близко и шла параллельно этой дороге, все это было до 1939 года. А после войны все поменялось, дорога, которая после войны была разобрана, была забыта.  Но я вспомнил о поезде, который был подорван на  участке Сосны - Ветчин.
        В книгах воспоминания партизан о Великой отечественной войне часто упоминается именно узкоколейка. Она шла от Старушек до Любани.
        Надо заметить, что в итоге карательных экспедиций 1944 года фашисты имели контроль над дорогами Любань-Погост, Любань – Шипиловичи- Селец-колхоз имени БВО- Калиновка- Гарадзяцичи. Немецкое командование даже попыталось отремонтировать эти дороги для обеспечения своих тылов именно в это время сделана попытка ремонта железной ветки Старушки-Посталы-совхоз «10 лет БССР».
        Самый загадочный участок - от Любани до Сосен. Там известно лишь 2 сохранившихся фрагмента насыпи: на восток от Р-57 южнее и севернее примыкающей с юго-востока у Сельца дороги из Коммуны, и в лесу северо-западнее Шипилович. По Любани, Орлево, Шипиловичам лишь предположения.
        Как это не странно, но я помню паровоз, который стоял на пути с несколькими разобранными вагонами, это было в 1960 году. Участок дороги шел с сторону Обоза, а далее дорога была разобрана и обрывалась возле карьера. Самое интересное то, что локомобиль потом перетащили в Сосны и он стал главным в новой бани, которую построили на окраине деревни возле мельницы. Про то, что в Соснах была электростанция знают многие, но то, что линия электропередачи была построена на столбах с приставками из железнодорожных рельсов никто не вспоминает. Мало того, в погребах многих сельчан главной балкой был кусок железнодорожного рельса.
       Про ветку Бобруйск-Старушки утверждают, что она был построена в 1931-м году, как военная рокада. Разрушена партизанами в годы ВОВ и ввиду разрушенного моста через реку Птичь не восстанавливалась на всём протяжении.
         После демонтажа дороги, можно опираться на достоверные документальные источники. Но именно в картах 30-х годов существуют противоречия. На картах Генштаба дорога в направлении Любани отсутствует. На картах-схемах Любанского района , выполненных в конце 30-х гг. , дорога проложена до Уречья.
      Мне понятно одно из обсуждений на форумах в сети,  я не видел поезда на железной дороге у деревни Средибор в 1960 году. Мне все это показалась. Но, как не странно, я еще помню барак, который был собран из железнодорожных шпал возле мастерскойю Рядом с домом Соловья, был такой житель в нашем поселке. Думаю еще есть люди, которые такоей факт могут подтвердить.
        Что касается ж/д ветки Старушки-Сосны-Любань-Уречье в годы оккупации. В документах партизанской бригады № 25 им. Пономаренко (фонды музея) имеется информация о том, что противник в феврале 1944 г. принял меры по восстановлению разрушенного партизанами железнодорожного полотна на отрезке Старушка- совхоз "10 лет БССР" (Сосны)- Любань-Уречье. В связи с этим 10 марта 1944 г. партизаны получили приказ о срыве этих планов, а 11 марта была проведена операция по разрушению восстановленной дороги. полностью восстановить движение по этой ж/д ветке немцам удалось к концу мая- 1944 г. в результате проведенной карательной операции "Марабу". Накануне операции "Багратион" партизанские формирования Любанского района провели операцию по уничтожению ж/д на участке Постолы-Сосны - в Соснах дорогу охранял гарнизон численностью до 300 человек, в Постолах - около 200. чел. операция была проведена в ночь с 20 на 21 июня 1944 г. Надо заметить, что в сети есть воспоминания партизана о том, что его отправили именно к поезду который был подорван партизанами у деревни Средибор. Именно к тому поезду, о котором я упомянул. (https://zviazda.by/be/node/165225) Приведу воспоминания этого партизана.
       " ...В то время лесные бойцы и мирные жители страдали от недостатка соли. А достать ее было очень трудно. И это хорошо понимали фашисты и полицаи.
И вот в конце августа 1943 года вызвал меня и моего друга-односельчанина Николая Черткова командир отряда Григорий Кравец. В командирской землянке за столом сидят командир отряда, начальник штаба Платон Остапчук, комиссар Александр Макейчик и наш командир взвода Сумбат Арзуманян.
       «Садитесь, ребята», — указал начальник штаба на две дубовые колодки, служившие импровизированными креслами.
        «Почему мы вызвали именно вас? — проговорил он. — Дело в том, что у нас в отряде и в ближайшем семейном лагере почти закончилась соль. Страдают и наши бойцы, и мирные жители, особенно дети. Положение сложилось катастрофическое ... Наши разведчики выяснили, что в поселке Сосны, там, где было хозяйство «10 лет БССР», около узкоколейки на улице осталась неиспользованная калийная соль, которую как раз привезли накануне войны. Конечно, это не выход, но за неимением лучшего нужно добыть ее».
        «Накануне мы посылали подводу с двумя нашими бойцами за этой солью, но операция не удалась. Бойцы нашего отряда на узкой лесной дороге столкнулись с обозом с немцами и полицаями. Начался скоротечный бой, один наш боец погиб. Второй сумел оторваться от карателей и пришел в отряд. Потеряли хорошего коня. Но, главное, мы потеряли опытного бойца... Поэтому мы тут подумали вместе с руководством отряда и решили полностью изменить план по добыче соли, — задумчиво произнес командир отряда, вставая из-за стола. — Неделю назад разведка нашей бригады вместе с бойцами устроила на дороге Любань — поселок Сосны засаду. Удалось захватить штабную машину с охраной на мотоциклах. Были захвачены важные документы. А главное — мы взяли в плен важную птицу, оберштурмфюрера СС. У него нашелся уникальный документ с гербовой печатью, подписанный самим рейхсфюрером СС Гиммлером.
        В нем значилось следующее: «Предъявитель этого документа имеет право ездить по всем дорогам рейха, а также в запрещенные и охранные зоны. В гражданской форме или в военной, с любым пассажиром или без него. А также имеет право проверки документов у всех лиц, в том числе гестапо, СД, полиции безопасности, СС, охранной полиции. Данному лицу все обязаны оказывать всяческое содействие и помощь по его требованию. Действует при наличии фотографии».
«Я думаю, ребята, вы догадываетесь, к чему мы ведем этот разговор, — сказал Григорий Кравец, внимательно посмотрев на меня с Николаем. — Во-первых, вы оба из деревни Коммуна, а это в семи километрах от поселка Сосны. Вы хорошо знаете эти места, в том числе и узкоколейку, которая идет и через вашу деревню. А также здешний лес и подходы к населенным пунктам. В поселке Сосны и в ближайшей деревне Кузьмичи хватает немцев и полицаев, и соль не так просто взять. Есть только один шанс, и его нужно использовать!» Цитируется по:(https://zviazda.by/be/node/165225.
Надо заметить, что о ее существовании упоминал Янка Купала в своей поэме «Над рекой Орессой». Благодаря поэту мы можем узнать, как строилась знаменитая узкоколейка на болотах:
"До совхоза «Сосны»
Прямо из коммуны
Протянулись рельсы
Ровные, как струны.

Дружно коммунары
Их зимою клали;
Шла узкоколейка,
Уходила в дали.

Нелегко им было
Строить без прораба,
Сами это дело
Знали они слабо.

Было лишь понятно,
что построить надо,
Что нужна дорога,
Как весна для сада.

Много было споров
О дороге этой,
Да к тому ж из Минска
Нет и нет ответа.

Вечером, бывало,
Соберутся люди —
Говорят и спорят,
Так и этак судят.

Вызвать инженера
Будет трудновато:
Средствами коммуна
Не так уж богата.

А самим за дело
Боязно им взяться:
Можно провалиться,
Можно просчитаться;

Зря растратить деньги,
Труд затратить даром…
Что же остается
Делать коммунарам?

Судят, рассуждают
Люди, брови хмуря,
Разговор то стихнет,
То шумит, как буря.

Только вдруг сорвался
С места Одериха:
«Сами все построим,
Что еще за лихо!

Был я на заводе
Мастером умелым:
Склепывал рессоры,
Шестеренки делал.

Сладим и чугунку —
Будьте уж спокойны!
Сделаем отлично,
Сделаем достойно…»

Под его командой
Началась работа.
Протянулась насыпь
Через все болото.

Протянулись рельсы,
Как на скрипке струны,
Новую дорогу
Принимай, коммуна!"
     Мои земляки, коммунары строили дорогу без грамотных специалистов, без чертежей, до всего доходили сами, своим умом, все расчёты делал местный умелец Прокоп Одериха. Информацию об этом можно найти в книге Михаила Никольского "Кровью моего сердца. .
     Под руководством Прокопа Одерихи прокладкой железной дороги занималась специально созданная женская бригада. Весной 1932 года дорога была введена в эксплуатацию. Однако во время время «рельсовой войны» узкоколейка сильно пострадала. После освобождения Белоруссии было принято решение не восстанавливать её и она была демонтирована. Правда, недалеко от деревни Середибор, в месте где была старая груша и беседка, еще в мои семь лет стоял на кусочке железной дороги паровоз (локомобиль)  и несколько вагонов. Потом локомобиль стал топкой новой бани в Соснах. А линия электропередачи в деревне после войны была построена на пасынках из рельсов этой же железной дороги. Теперь шоссейная дорога из Житковичей до Любани идет в многих метах по этой самой железной дороге.
       Для меня особенно интересны воспоминания жителей д.Шипиловичи об обстреле деревни немецким бронепоездом. Уж какой бронепоезд это был и на какой железной дороге. Сегодня трудно утверждать, чем был в действительности этот объект: бронепоездом, броне-вагоном или платформой, на которой были установлены минометы или что-то подобное, после войны дорога просуществовала недолго: согласно Постановлению СМ была демонтирована как и прочие узкоколейки как неперспективная. В г. Любань ул. Брагина долгое время по-прежнему среди местного населения носила название Станционной, несмотря на то, что ни станции, ни дороги в это время уже не было.


Рецензии