Подробнее про Клировые ведомости

Вы начинающий генеалог, а ваш предок был православным священнослужителем? Да?!

Тогда смело становитесь перед зеркалом и посмотрите на отражение этого счастливца. И не забудьте при этом широко улыбнутся! Потому, что вам крупно повезло! Вам завидуют десятки тысяч, да что мелочиться, миллионы потомков казенных и помещичьих крестьян! Так, как именно вашу семейную историю, а не их, тщательно записывали и уточняли, причем ещё и ежегодно. Не знаю как вы, а я на вашем месте такое событие непременно бы отметил! С чем сердечно вас и поздравляю!

Ну, спросите вы, что же собственно мы празднуем?  Да, был предок священником или диаконом, служил праведно в глухом  по современным меркам селе, где-то там на средне-волжской возвышенности в сто осьмнадцати верстах от губернского города Мухосранска... ну и что с того?!!
Кому ж спонадобилось о нём писать?!

А запись то велась подробная, да и не только о нём, но и о всех членах семьи, да в волшебную книгу под названием "Клировые ведомости". Чувствуете как подкатывает волнение? Вы уже хотите куда-то бежать, но ещё не знаете куда? Спокойнее, коллеги!... эмоции всегда лучше держать под контролем! Путь к вашей заветной цели ещё ох как долог...

Клировые ведомости это своего рода книги учёта церковных кадров. Они велись в каждом приходе и заверялись благочинным священником из того же округа, к которому принадлежала данная церковь. Один экземпляр ведомости оставался в церкви, другой подавался в духовную консисторию. Первые такие клировые ведомости появились в конце XVIII века. С течением времени они видоизменялись, но основные их разделы всегда оставались прежними: это история и описание церкви, биография причта с указанием членов семьи включая заштатных и сиротствующих а так же состав прихода. Записи велись очень скурпулёзно, из года в год, пока тот, кто был никем в одночасье не стал всем... т.е до известного октябрьского переворота. Но это, как говорит известный классик ведения следствия, уже совсем другая история! А мы, черт побери всех злодеев (прости меня Господи за упоминание нечистого в рассказе о слугах Твоих), начнем поиски наших информационных сокровищ.

Те из вас, кто следил за моими предыдущими повествованиями, знает, что свои поиски я начал с фотографии и затем поездки в Христорождественский храм села Лещиново, Нижнеломовского района, Пензенской области, можно сказать родовое гнездо предков моей мамы. Потом были запросы в Пензенский госархив и работа с частными поисковиками. В результате я прочитал десятки Клировых ведомостей, которые помогли мне установить родственные связи моего прапрадеда священника Николая Каурцева с многочисленными священническими родами Пензенской и Саранской епархии. Широта этих родственных связей не может не поразить! На сегодняшний день у меня прочно сложилось впечатление, что не случись бы тот проклятый октябрьский переворот, я бы, приехав сегодня в любое из сел Нижнеломовского, Каменского, Белинского и других районов, смог бы в каждом из них встретить своего родственника - священника. 
В моем роду упомянаются фамилии священников Каурцевых, Разумовых, Чудодеевых, Грушевских, Казанских, Чернозерских, Грацианских, Охотских, Слоимских, Никольских, Тифлисовых, Шуструйских, Каллистовых и прочих. Каждая из этих фамилий это древний род священников и церковнослужителей, в многодетных семьях которых, сыновья шли по стопам отцов и дедов, а дочери выдавались замуж за молодых священников из других родов. И я не просто так перечисляю известные мне фамилии в моём роду, а я их конкретно поизучал.

Как, спросите вы, я обнаружил такое богатое родство? Для этого я немного поделюсь с вами логикой своих поисков а также и наблюдениями, сделанными в процессе.

Отправной точкой любого поиска биографии священника является знание места его служения. Его не трудно установить из публикаций Епархиальных ведомостей, печатного органа консистории. Такие ведомости издавались во многих губерниях и сегодня находятся в свободном доступе в интернете. А пензенцам как всегда повезло вдвойне, так как существует ещё и именной укозатель поиска по этим ведомостям по имени священника или по месту его службы. В этих ведомостях, коме всего прочего, публиковались назначения, награждения, увольнения заштат или в связи с кончиной а так же некрологи особо значимых пастырей.

Помните, одним из поручителем на венчании моего прапрадеда значился его брат священник села Шуструй Иоанн Каурцев? Так вот в епархиальных ведомостях об Иоанне я нашёл более десятка упоминаний. Просмотрев все из них, я чётко определил географию и временные рамки поисков. И так с.Шуструй с 1861 по 1891 гг и с.Большой Мичкас с 1891 по 1898 гг.
Заказ копий Клировых ведомостей, дело весьма затратное. Если у вас много времени и есть возможность регулярно посещать читальный зал архива вам и карты в руки. Тогда садитесь и перечитывайте все года. Мечтаю, что выйдя на пенсию, этим и займусь, поскольку очень сомневаюсь, что к тому времени архивы отцифруют и выложат эти документы. А в нашем случае важно внимательно обдумать план своих дальнейших действий.
Поскольку в детстве я с удовольствием зачитывался дедуктивными методами одного из известных Лондонских сыщиков, я решил применить усвоенные мною знания на практике.

Чтобы извлечь максимально полную информацию я решаю заказать Клировые ведомости из обоих мест за ближайший год из имеющихся на хранении перед годом конца службы в каждом из этих мест. Последний год нет смысла смотреть, так как если священник выбыл посреди года, то и записи может в ведомости просто  не быть. Следует заметить так же, что не все года сохранились. И так получаю КВ с.Шуструй за 1887 год и с.Большой Мичкас за 1897 год.
Таким образом устанавливаю полную биографию старшего брата моего прапрадеда. Иоанн Каурцев (1836гр), сын дьячка, 15 июня 1860 года окончил курс богословских наук с аттестатом 1-го разряда Пензенской духовной семинарии, а уже 11 декабря того же года был рукоположен Архиепископом Пензенским и Саранским Варлаамом во священники к Михаило-Архангельской церкви с.Шуструй, Нижнеломовского уезда. В 1861 году обвенчался с усвоенной дочерью местного священника Михаила Федоровича Шуструйского (1796гр), Олимпиадой (1840гр). В то время это была обычная практика, когда молодой священник женился на дочери пожилого священника и тот уходил заштат, т.е на заслуженный отдых. Первого сына обычно называли в честь деда, он же внука крестил и был ему восприемником.

Так в 1861 году появился их сын Михаил,  в 1887 году уже подпоручик Либавского походного полка, а в 1897 году податный инспектор Архангельской губернии.

В 1862 году рожден сын Иван, названный в честь второго деда. Иван в 1884 году закончил духовную семинарию и стал священником в с.Грязнуха, Чембарского уезда, а затем с 1885 по 1889 гг в с.Сухая Пичевка, Нижнеломовского уезда. Его путь я отследил по епархиальным ведомостям.

В 1868 году родилась дочь Серафима, выданная замуж в 1886 году за священника Алексея Васильевича Никольского, который после окончания семинарии служил вторым священником в Шуструе и через год получил назначение в с.Кривозерье, Нижнеломовского уезда. У Алексея и Серафимы было 10 детей: Михаил (1887гр), Антонина (1889гр), Василий (1891гр) в последствии священник той же церкви, Дмитрий (1892гр), Николай (1894гр) участник ВОВ, Мария (1897 гр) сестра милосердия с.Каменки, Нижнеломовского уезда в 1917 году, Александр (1900гр), Глафира (1904гр), Федор (1908гр) участник ВОВ и Елена (1910гр).

В 1870 году родился Василий, в 1893 году окончивший духовную семинарию и ставший священником с.Кашкарово, с.Большой Мичкас и с.Рамзай. Василий женился на дочери благочинного священника с.Рамзай Федора Иосифовича Охотского, Клавдии (1873гр). У них было 7 детей: Сергей (1897гр), Лидия (1898гр), Леонид (1902-1945), Василий (1904-1944), Мария (1908гр), Федор (1910гр) и Валентина (1913гр).

В 1871 году родилась Анна, выданная замуж за священника с.Шуструй Ивана Петровича Слоимского (1868гр). Иван сменит своего тестя на посту, когда тот перейдёт на службу в с.Большой Мичкас. У Ивана и Серафимы родились трое детей: Виктор (1892 гр), военный, участник ВОВ; Лариса (1894гр) сельская учительница; Порфирий (1897гр) участник Первой мировой войны.

Для установления более полной информации были получены копии КВ многих из выше перечисленных церквей. Дополнительные сведения найдены на сайте АИС ГАПО из тематических карточек сельхоз переписи населения 1917 года, сайта gwar и память народа.

Но более полную информацию о земном пути отца Иоанна опубликовали Пензенские епархиальные ведомости в некрологе от 1898 года, написанным его зятем священником Иваном Слоимским.

"Скончался отец Иоанн после тяжелой продолжительной болезни, тихо и мирно, с полным христианским напутствием. Последними его словами были: «Господь просвещение мое и Спаситель мой»."

Мы узнаем от Ивана Слоимского подробности жизни отца Иоанна, которыми тот поделился с ним: о спартанском воспитании, о том, как несмотря на то, что рано остался сиротой, Иоанн закончил обучение в Краснослободском духовном училище и продолжил учиться в Пензенской духовной семинарии, о том как ходил в лаптях с караюшкой хлеба на родину в Краснослободский уезд пешком из Пензы на каникулы. Слоимский подробно описывает человеческие качества отца Иоанна, его бескорыстность, простоту, внимание и заботу о людях. Отец Иоанн двадцать лет был благочинным 2-го благочинного округа. За свои ревностные труды служению Всевышнему и людям был неоднократно награждён церковными и государственными наградами, в том числе орденом Св.Анны 3-ей степени. Отец Иоанн Каурцев почил в мир иной 28 мая 1898 года. Похоронен был в ограде храма.

Изучая Клировые ведомости не достаточно посмотреть только описание известной вам личности священнослужителя. Нужно внимательно прочитать всё, что имеется. Важна графа родства, здесь пишется кто-кому и кем приходится. Например такие записи, как "священнику зять", или "диакону дед" сразу дают вам чёткое определение степени родства указанных членов данного причта. Таким образом я распутал много клубков родственных связей и нашёл даже сестру моего прапрадеда Пелагею, которая жила у их старшего брата Иоанна. Еще обязательно нужно смотреть заштатных священников и церковнослужителей, а также сиротствующих. Престарелые родители и вдовствующие дочери с несовершеннолетними детьми часто проживали на содержании священников.
В более ранних КВ начала XVIII века у священников ещё не было фамилий. Так отец упомянутого ранее Михаила Фёдоровича Шуструйского (1796гр) был записан как священник Фёдор Фёдоров (1778гр), сын пономаря Фёдора Иванова. К сожалению в более поздних КВ за 1860 г у моего прапрадеда Николая Каурцева и его брата Иоанна Каурцева о родителях было записано просто: сын дьячка. И всё... В какой церкви Краснослободского уезда служил дьячек Иван Каурцев не известно и как найти информацию о нём я пока не знаю. Нет его следов и в архивных документах. В этом направлении мой поиск пока застопорился...

Буду рад если мой рассказ кому-то поможет или даже сподвигнет на поиски. И конечно надеюсь, что когда-нибудь потомки перечисленных здесь людей прочтут этот рассказ и захотят связаться со мной. Тогда я им с удовольствием передам всё, что знаю о наших с ними общих предках.

Всем удачи в поисках!


Рецензии