Системый подход при реализации оптимальной техноло
СИСТЕМЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В СТРУКТУРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
The article discusses the integrated approach to implementation of optimal technology of training of training of qualified and competent professionals in the field of Geology and mining. The relationship established in the educational activity of educational institutions of different levels as a primary factor in the implementation of the system of continuous education, emphasized in their joint activities gradual formation of mental actions.
Keywords: learning algorithm operations, variable components, hierarchical system, integrative system properties, the components of the educational system, optimal technology, a system object, system approach, system-forming factors, management, levels of the system.
В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода при реализации оптимальной технологии обучения подготовки квалифицированных и компетентных специалистов в области геологии и горного дела. Устанавливается взаимосвязь в учебной деятельности образовательных учреждений разных уровней, как основного фактора реализации на практике системы непрерывного образования, подчеркивается в их совместной деятельности поэтапное формирование умственных действий.
Ключевые слова: алгоритм обучающих операций, вариативные компоненты, иерархические системы, интегративные системные свойства, компоненты учебной системы, оптимальная технология, системный объект, системный подход, системообразующие факторы, управление, уровни системы.
В различных областях науки и техники в настоящее время широкое применение нашел системный подход к решению задач повышенной сложности. Системный анализ представляет собой группу методов решения сложных, взаимосвязанных друг с другом проблем. В основе системного анализа лежит понятие системы, где имеется множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами и с фиксированными между ними отношениями.
Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Системно-структурный подход, определяя позиции исследователя в восприятии объективной действительности, характеризуется следующим: анализируемый объект рассматривается как система, состоящая из множества элементов, находящихся во взаимодействиях и образующих особое единство, целостность.
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
Учитывая достаточно детальную разработку системного подхода в научной литературе, необходимо указать на два важных и существенных обстоятельств его уже в структуре образования:
• первое: выбор позиции педагогом-исследователем - начальный шаг реализации им системного подхода, ибо существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом;
• второе: системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи (системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др.).
Применение же данного подхода в системе профессионального образования (например, в геологии и горном деле) позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
Учебный процесс, рассматриваемый как системный объект, представляет собой довольно сложное структурное объединение различных подсистем, участвующих в обучении. В число которых входят: учебный материал, учебные пособия, технические средства наглядности и контроля процесса обучения, объект обучения – ученик, который также может рассматриваться в качестве сложной самоорганизующейся подсистемы, попутно направляющий и руководящий центр всей системы «учебный процесс» - преподаватель, а еще - стенды, макеты и другие средства наглядности (карты, рисунки, плакаты и т.п. ), висящие на стенах или примкнутые к стенам в учебных аудиториях и лабораторных помещениях…лабораторное оборудование, аппаратура для измерений, столы, стулья, мебель и др.
Все показатели (отдельные компоненты) учебной системы можно распределить по степени важности (степени воздействия на процесс обучения): ведущие, основные, вспомогательные, дополнительные и т.д.
В систему входят также среда обитания…наличие или отсутствие парковой зоны вуза, вспомогательных объектов (библиотеки, читальные залы, столовые, комнаты отдыха и рабочие помещения, мастерские, пункты хранения, гардеробные …).
Образовательная система имеет внешние связи с системой обучения другим предметам, системой отбора абитуриентов в учебное заведение, со способностями специалистов осуществлять определенную профессиональную деятельность, с профессиональной компетентностью, с практической подготовкой обучаемых, а также системой организационно-воспитательных мероприятий, системой отбора на обучение, системой распределения выпускников и т.д.
Но всё же, основными элементами внутренней системы обучения являются субъект и объект, т.е. преподаватель и студент. И от того, как построена взаимосвязь между ними, зависят свойства системы и соответственно результат обучения.
Акад. Бабанский Ю.К.(первым применивший системный подход к учебному процессу), рекомендовал выделять элементы системы обучения с точки зрения основных элементов учебного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, организационный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный.
Установлено, что все эти элементы тесно взаимосвязаны и находятся в строгой последовательности. Иными словами, цели определяют содержание, а оно, в свою очередь, определяет принципы обучения, которые в совокупности определяют формы, средства и методы обучения.
Статического подхода к анализу педагогической системы становится недостаточно при построении самих систем, т.е. для описания педагогической системы следует провести ее и динамический анализ, который включает в себя функционирование и развитие каждого из ее элементов. Одним из основных требований современного системного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и студента. В этой системе взаимосвязей преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемого, является направляющим и стимулирующим звеном. Именно поэтому систему обучения определенной дисциплине при анализе ее динамики можно рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента, как разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер и обязательно предполагает взаимодействие субъекта ( S ) и объекта (R). Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и учения и невозможности существования одного без другого.
Для выделения элементов данной педагогической системы в педагогике используют системно-деятельносптый подход или анализ педагогической системы с позиций педагогической технологии и управления.
При всех представленных подходах, системообразующим фактором ( Фw ) педагогической системы будет не учебный процесс, а деятельность преподавателя и ученика, которые, в свою очередь, являются также элементами педагогической системы.
Системно-деятелъностный подход позволяет анализировать педагогические системы с точки зрения труда педагога, т.е. его педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, осуществление, контроль, коррекция. Эти этапы и являются элементами педагогической системы, системообразующим фактором которой является деятельность преподавателя по управлению данной системой.
Характерной особенностью данной деятельности является ее технологичность, которая в данном случае предполагает строгую последовательность действий преподавателя, направленную на получение оптимального результата. Разрабатываемые в процессе педагогической деятельности педагогические системы должны быть подчинены законам непрерывного совершенствования процесса обучения в свете достижений педагогической науки.
. В роли системообразующего фактора в данном случае выступает педагогическая деятельность управления. С этих позиций преподаватель выступает управляющим звеном в педагогической системе. Термин управление пришел в педагогику из кибернетики, и на сегодняшний день изучение управления проводится совместными усилиями многих наук: теории управления, кибернетики, теории систем, теории информатики, педагогики. Управление можно определить, как комплекс необходимых мер влияния на группу, общество, его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.
Объектом педагогической теории управления являются способы взаимодействия преподавателей и обучаемых в педагогических коллективах при реализации образовательных задач.
Педагогическая система управления является сложной социальной системой. Она делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую. Каждую из этих подсистем, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами. Таким образом, педагогическая система управления имеет многоуровневую структуру, в каждом звене которого имеются свои направления прямых и обратных связей.
В каждой системе управления можно выделить субъект, то есть звено, которое воздействует или управляет, и объект, то есть звено, на которое воздействуют. В заданной системе субъект и объект активно взаимодействуют.
В данной системе преподаватель и ученик, будучи соответственно субъектом и объектом, осуществляют целенаправленную сознательную деятельность. При этом каждая из подсистем имеет свою специфику деятельности и осуществляется по законам функциональных систем. Чтобы всесторонне познать систему, нужно изучить, прежде всего, ее внутреннее строение, т.е. установить, из каких компонентов она образована, каковы её структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность, степень прямого и косвенного воздействия .
При методологическом анализе педагогического объекта с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие научные позиции педагога: декларация им своего намерения принять этот объект за нечто целое и выделить в нем элементы или признание системности за качественную характеристику этого объекта педагогики. В зависимости от выбора той или иной позиции педагог будет реализовывать различные стратегии воздействия на объект с целью его преобразования ( обучения).
Основной трудностью в применении системного анализа в обучении является выработка последовательности операций выполнения целенаправленных действий, т.е. алгоритма (желательно инвариантного) обучающих операций, только в этом случае процесс обучения будет менее длительным по времени и, следовательно, более эффективным по конечному результату.
Алгоритм системного анализа выполняет в процессе обучения функцию ориентировочной основы деятельности студента при изучении учебных тем, выполнения практических и самостоятельных работ. Впоследствии, после тренировок на типовых, учебных объектах, студент сможет сам уже определять последовательность применения обучающих приемов или дополнять алгоритм новыми операциями в зависимости от поставленной цели.
Учебно-воспитательный процесс в профессиональном учебном заведении - это целостная педагогическая система, поэтому управление им требует системного подхода. Для этого необходим глубокий теоретический анализ сущности образовательного процесса, как системы, закономерностей его функционирования и развития, а также сущности процесса педагогической деятельности.
Необходимым условием системно-структурного подхода является требование рассматривать предметы и явления действительности не как неизменные и нерасчлененные, а как системы, представляющие структурное объединение первичных элементов в единое целое. Одним из основных принципов такого подхода является рассмотрение системы с точки зрения ее внутреннего строения и целостности. При этом каждая система анализируется как часть некоторой большей системы, то есть всей среды, в которую она вписана и функционирует.
При системном анализе учитываются внешние и внутренние связи исследуемой системы, что подтверждается важнейшим законом диалектики - принципом всеобщей связи. Представление о понятии целостности конкретизируется через понятие связи, которое является общепринятым критерием системности и целостности объекта. Именно такие связи объединяют целое в систему.
Следовательно, для анализа любого объекта, явления, процесса (с точки зрения теории систем) следует определить их структуру, т.е. выделить отдельные элементы и их взаимосвязи. При этом система всегда должна иметь эти связи, т.к. нарушение их приводит к изменению свойств системы (например, в зависимости от того, как соединены между собой в органическом соединении элементы водород, кислород и углерод, образуются различные вещества с различными свойствами; или замена какой-нибудь детали и в техническом устройстве меняет его свойства; изменения контингента могут привести к изменениям психологического климата в коллективе и т.д.).
Точно так же отсутствие какого-нибудь компонента в учебном процессе или в педагогической деятельности преподавателя ведет к изменению результатов обучения.
Системный анализ обычно складывается из основных четырех этапов: первый заключается в постановке задачи – определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом.
Во время второго этапа очерчивают границы изучаемой системы, и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, они разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. При этом различают замкнутые и открытые системы.
Третий (важнейший этап) - при этом различают замкнутые и открытые системы. Заключается в составлении математической модели исследуемой системы.
Четвертый этап – это анализ полученной математической модели, определение ее экспериментальных условий с целью оптимизации и формулирование выводов.
Процесс обучения в вузе представляет собой весьма сложную динамическую систему, которая может быть с пользой для дела расчленена на отдельные компоненты (подсистемы), которые в свою очередь могут рассматриваться, как системы более низ шего и подчиненного уровня.
Наглядным примером может служить применение в вузе такого мощного средства (метода обучения), как СРС ( самостоятельная работа студентов) В ней - главный резерв повышения эффективности процесса обучения а, заодно, и качества подготовки будущих специалистов, поскольку именно самостоятельная внутренняя переработка учебного материала, формирование собственных оценочных суждений необходимы для глубокого усвоения научных знаний и их последующего творческого использования.
Учитывая тот факт, что СРС является сложным и многозвенных фактором учебного процесса, то при осуществлении (в рамках одной или всех профилирующих дисциплин) может быть использован и системный аналитический аппарат, сводящийся к определенным реализациям.
Реализация оптимальной технологии СРС при обучении и подготовке компетентных кадров для различных сфер государственного хозяйства страны представляет собой сложную систему формирования умственной деятельности обучаемых. Она для своего осуществления требует выполнения цикла глубоко продуманных мер, и состоящей из множества компонент, необходимых для осуществления СРС - программы и требующего для своего осуществления применения некоторого количества действий, таких как:
• иллюстрация оптимальных методов, приемов приобретения знаний и средств высокоэффективной работы великих людей (разных эпох и народов): естествоиспытателей, деятелей культуры, работников различных сфер деятельности;
• ориентировка молодежи на мотивацию достижения высоких жизненных вершин, и демонстрация огромных потенциальных возможностей человеческого организма при осуществлении познавательных задач;
• методология научного и технического творчества и показ ее возможностей при решении самых различных жизненных проблем и задач;
• методы и средства психолого-педагогического воздействия индивида на себя и окружающих ( индивидуальная и коллективная медитация, тренинг мозга, сознания, переход в виртуальный мир, отключение и включение сознания, подключения составных частей подсознания, научения методикам быстрого перехода в иное психо-энергетическое состояние ( ДЭИР, СК-сознание, медитация, использование альфа ...бета...и тета - циклов и ритмов);
• анализ методов рациональной физической и умственной работы и эффективных приемов умственной деятельности (ориентирование на соблюдение режима дня (объективное сочетание работы и отдыха) и рациональное питание ( исключение из рациона неэффективных и вредных блюд));
Выводы. Главные особенности состояния образования прошлых эпох и нынешнего времени заключаются в том, что если раньше педагоги имели существенные преимущества (редкость и ценность книг, ограниченный доступ к информации и т.п.) перед обучаемыми, то к концу ХХ века их познавательные возможности практически сравнялись (вследствие массового книгоиздания и общедоступности любой информации - научной, социальной, бытовой…), а с появлением дистанционных средств (локальные и глобальные коммуникативные сети, Интернет, мультимедия, ЭВМ, ПК) обучаемые даже стали иметь преимущества перед своими наставниками при получении и даже при обработке разнообразной информации.
Узким (на основе ТРИЗ-программы и особенно метода ФСА) же местом в реализации Программы организации эффективной самостоятельной работы студентов остается вопрос «считывания» обучаемыми информации с различных носителей (книги, мониторы ПК, экраны ТС и пр.) и трансформации её на начальном этапе в запоминающиеся образы ( зрительные, слуховые, тактильные ), а затем и преобразование их в ЗУНы ( знания, умения, навыки).
Связи с этим важным компонентом СРС является наряду с формированием позитивной мотивации, развитие еще у обучаемых более высокой способности к восприятию информации путем применения средств психолого-конструктивного чувствительности (высокая степень сосредоточенности, повышенная внимательность, процесс мобилизации всех позитивных(умение аналитически и критически мыслить, смелость, упорство в достижении цели, настойчивость, высокая работоспособность и пр.) качеств личности, переход на высшие уровни восприятия и др. действия).
В свою очередь каждый крупный компонент общей системы СРС может быть рас-членен на более мелкие составляющие (которые могут анализироваться и подвергаться воздействию и по отдельности). В связи с этим можно будет говорить об иерархическом строении самой системы СРС и «кибернетическим» средствам воздействия на неё.
Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория же дает основу для правильных практических решений, как отдельных преподавателей, так и всего коллектива учебного заведения.
Поэтому процесс обучения в XXI веке должен быть переориентирован с информационно-логического на структуированно - (вследствие сжатия и преобразования информации)-методологическо-энтропийный тип, где главным средством познания мира и приобретения профессиональных знаний должна стать самостоятельная творческая работа обучаемых при направляющей и консультирующей деятельности всего профессорско-преподавательского состава вуза. Главная задача которых - помочь учащимся, «выделить полезные сигналы на фоне информационных «шумов» различной мощности и частоты». Такая обучающая система позволит всем обучаемым получить добротное образование, а наиболее талантливым студентам получить его в более сжатые сроки по сравнению со своими менее развитыми сокурсниками по лично-качественным «траекториям» ...
Позитивные качества личности необходимо приобрести в вузе, в первую очередь представителям в области геологии, горного дела, металлургии, т.е. представителям профессий от которых в первую очередь зависит техническая мощь государства, к специальностям, относящихся к категории градообразующих и государствоопределяющих.
Рационально - эффективный образовательный процесс следует осуществлять как в интересах самой личности, так и в интересах всего нашего общества.
В самой же системе горно-геологического образования в качестве нового и существенного компонента обучающей направленности выступает инновационная готовность глубоко продуманных действий, организуемая в вузе, с одной стороны – как фактор всестороннего развития личности, а с другой - как ведущий способ подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях непрерывно поддерживаемого образования.
Непрерывное образование - это реальность ХХ1 века. В процессе обучения студент должен быть психологически и практически подготовлен к необходимости постоянно учиться, самостоятельно приобретать ЗНАНИЯ, а главное хотеть приобретать эти знания, т.е. желать пополнять и углублять их, быть готовым затрачивать на это свое время, усилия, энергию, чувствовать повышенный интерес к умственной поисковой работе.
Литература
1.Архангельский С.И.. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. –М.: Высшая школа, 1976. 200с.ил.
2.Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
3. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М.: Знание 1972. - 100с.
4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
5 Энциклопедия профессионального образования: в 3-х тт. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1999.
Свидетельство о публикации №223033100177