Мысли на заметку. 15-16 января 2014 года

       [...] Читал Кедрова-Челищева о Толстом. Всё вроде верно, но не нужно всё это и с церковью, и с гренадёрами, и с анковским пирогом. Но всё же. «Закон активного противления злу ненасилием». Дорогого стоит.
       _________________

       По-настоящему нравственное всегда то, что нельзя исполнить. Что можно исполнить — это просто разумное.

       То, что я писал о страхе смерти, склонял читателя к этому состоянию, это, в принципе, ошибка. Это всё-таки попытка повлиять на людей. Так батюшки любят делать: пугнуть, а потом — вот тебе утешение.
       _________________

       Еще раз чистил [...]. Столько же за час. Метёт.

       Нет, всё же у Кедрова-Челищева непротивление от разума больше, чем от сердца. Внешнее устроительство жизни. У Толстого непротивление — и будь что будет. У Кедрова непротивление — должен быть достигнут результат социальный: гуманизация общества.

       И разница тут огромная. Принципиальная.

       «Синтетическое единство апперцепции». Цельное представление о сущем, индивидуальное представление каждого человека. Это то, что люди тщатся передать друг другу и не могут.

       Не отдельные мысли, а этот целокупный взгляд на всё и есть то ценное, что человек хочет донести до других. И это донести нельзя.

       (Извечное противоречие.)

       Сейчас очень интересный момент, — не интересный, любопытный, — когда писать и публиковаться могут все. Публиковаться можно сразу и на десятках сайтов одновременно. И все литераторы растерялись. Самые популярные писатели в России: Донцова и Акунин. А все остальные потонули в общей массе пишущих. И это хорошо. Иисуса бы сейчас даже не заметили с его «Логиями». Не заметили бы и не купили.
       _________________

       Странное суеверие у учёных, что можно создать объективную философию. Философию как науку. Философия без живого носителя — ничто. Библиотечный список с пояснениями.


Рецензии