О понятии МЕРА

О философии познания мира говорили с древности. Одни знали правду и скрывали её, а другие находились в поисках всю жизнь. Одним из таких величайших учёных был Дмитрий Иванович Менделеев, задумавшийся о предельно обобщающих философских категориях, с помощью которых можно было бы описать мир и решить главный научный вопрос формирования целостного мировоззрения. Менделеев честно пытался это сделать, но точно так и не смог сформулировать обобщающие философские категории в своей книге «Заветные мысли» в 1905 году в главе «Мировоззрение».

Это было сделано только лишь в 1992 году другими русскими учёными.

Важно ли понимать это или не важно для жизни каждого человека?

Да, это очень важно! И не только для отдельно взятого человека, но и для всего человечества в целом, в том числе и для того, чтобы не было перекосов и метаний от «идеализма» к «материализму», от «веры» к «науке», от «сверхрелигиозности» до «безбожного атеизма» и наоборот.
Почти все философии древности и современные философы обходят стороной и игнорируют понятие «МЕРА», совершая колоссальную ошибку, которая проникает во все остальные сферы жизнедеятельности и наносит урон общественному развитию.

Понятие «МЕРА» должно войти в жизнь человечества и стать одним из равных в системе триединого понимания предельно обобщённых философских категорий в описании Вселенной.

МЕРУ скрывали герметисты древности. МЕРА сознательно пряталась от сознания общества западной наукой. МЕРА не была выявлена советской наукой.

Наука в СССР держалась на четырёхчленке: МАТЕРИЯ — ЭНЕРГИЯ — ПРОСТРАНСТВО — ВРЕМЯ. Это в корне неверное представление об объективной Вселенной и происходящих в ней на микро и макро уровнях процессах.

В этой четырёхчленке нет понятия «МЕРА» и в этом плане она ущербна. Также в ней отсутствует понятие «ИНФОРМАЦИЯ».

Что такое ЭНЕРГИЯ — это переходное состояние МАТЕРИИ из одного состояния в другое. То есть, ЭНЕРГИЯ — это процесс, поэтому как обобщающая философская категория понятие «ЭНЕРГИЯ» быть не может, поскольку является «движущейся материей».

Понятия «ПРОСТРАНСТВО» и «ВРЕМЯ» также не могут быть предельно обобщающими философскими категориями, поскольку ПРОСТРАНСТВО – это измеряемая величина (сантиметры, километры и т.д.) и входит в понятие «МЕРА».

Это же относится и к понятию «ВРЕМЯ» — время измеряется в секундах, часах, сутках, годах, являясь при этом субъективной категорией, применяемой к конкретной планете и её витках вокруг Солнца. У разных планет разное время. Поэтому ВРЕМЯ не является обобщающей философской категорией, а входит в понятие «МЕРА».

В некоторой современной философии встречается триединство: МАТЕРИЯ – ЭНЕРГИЯ – ИНФОРМАЦИЯ. Вместо ПРОСТРАНСТВА и ВРЕМЕНИ в этом случае приводится другое обобщающее понятие «ИНФОРМАЦИЯ». Но при этом нет МЕРЫ.

Самое точное определение триединства дано в 1992 году в Концепции общественной безопасности: МАТЕРИЯ – ИНФОРМАЦИЯ – МЕРА. Речь идёт о базовых философских категориях, которые являются основой Методологии познания и творчества. Поскольку Вселенная бесконечна и работает как вечный двигатель, внутри которого находятся все необходимые для этого вещества в разных агрегатных состояниях, а также некая система управления и самоуправления, включая, частный случай в виде Солнечной системы и планеты Земля, то нужно понять каким же образом это всё работает.

Концепция общественной безопасности раскрывает это так: Вселенная – это процесс-триединство, в котором МАТЕРИЯ изменяет свои ИНФОРМАЦИОННЫЕ характеристики по МЕРЕ развития.

МЕРА – это общевселенская многомерная матрица всевозможных состояний материи — от атома, до крупной звезды, от человека до иных видов живых существ во Вселенной. Благодаря понятию «МЕРА» можно выявить измеряемость процессов, понять соразмерность малых и больших объектов во Вселенной и в жизни, отчётливо представить себе, что МАТЕРИЯ никуда не исчезает, а просто преобразуется в результате энергетического перехода из одной МЕРНОЙ ячейки Вселенной в другую МЕРНУЮ ячейку Вселенной. Или в несколько. И таким образом совершает свои бесконечные циклы преобразований.

На планете Земля происходит то же самое, что и в большом космосе, согласно триединству: Материя-Информация-Мера, при этом, подчеркну особо, с добавлением человеческой речи, как инструмента передачи информации. Собственно говоря, ЧЕЛОВЕК, как разумное существо, наделённое способностью мыслить и выражать свои мысли с помощью различных кодов (языков) является ярким примером проявления триединства. Человек сам по себе – материален, информационен и имеет меру. Передавая информацию другому человеку он меняет материальный мир, согласно мере понимания и мере развития технологий.

Понятие «ИНФОРМАЦИЯ» помогает человеку представить себе образ объекта или вещи во Вселенной и в жизни. Информация – это образ или по-другому дух материального тела. Чем точнее человек передаёт другому человеку информацию об объекте, описывая его мерные характеристики, тем точнее в сознании воспринимающего человека возникнет образ.

Триединство МАТЕРИЯ-ИНФОРМАЦИЯ-МЕРА является целостным понятием, в котором нельзя разорвать данные категории, поскольку они взаимодополняют друг друга в описании процессов во Вселенной и в жизни людей на планете Земля. Если убрать понятие «МЕРА» из триединства, то человеку невозможно представить, как упорядочена МАТЕРИЯ во Вселенной и куда подевалась многомерная вероятностная матрица возможных состояний и проявлений МАТЕРИИ.

В Коране в Суре 25 «Различение» сказано: «Бог сотворил всякую вещь и соразмерил её точной мерой по законам, по которым всё существует в соответствии с идеальным порядком».

Русская пословица: «Душа меру знает».

Большая советская энциклопедия: «Мера — философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта. Мера указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот».

Таким образом, понятие «МЕРА» как предельно обобщающая философская категория является составной неразрывной частью с такими понятиями триединства, как «МАТЕРИЯ» и «ИНФОРМАЦИЯ». Отсутствие в какой-либо философии понятия «МЕРА» является стратегическим упущением, либо сознательным сокрытием, либо недоосмысленностью Вселенной.

Философия, как методологическая база настраивает культурную, образовательную, экономическую и военную отрасли государства и общества подобно камертону для музыкальных инструментов. Если нет камертона или он неправильный, то и все отрасли будут развиваться неправильно, в результате возникнет какофония и деградация.

Если в обществе на уровне государства, СМИ, системы образования не обсуждается вообще никакая философско-методологическая база, то это значит, что общество не имеет никакой Большой Идеи развития страны, а топчется на месте. Если всё-таки в обществе появилась методология, то ей нужно дать ход, организовав дискуссию на федеральных каналах, поскольку это даст мощный творческий импульс для развития России во всех отраслях, включая систему безопасности.

Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология»,
3 января 2023 года. Санкт-Петербург


Рецензии