Поехали!!! ч. 15 ягода-малина и другие чудеса

   Малины у деревни росло мало, редко удавалось полакомиться. Однажды мы с подругой обнаружили много ягод на старой заросшей дороге в деревню Малые Болота на другом берегу реки Яни. Там как раз был брод, где раньше ездили через речку. Но нам скучно было идти легким путем, мы решили переправиться вплавь через глубину. Одежду запихали в бидоны, подняли их над водой вместе с кедами и поплыли на другую сторону речки. Плыву я, представляю, как смешно мы выглядим со стороны - панамки плывут. Я была хохотушкой и смех меня одолел. Рассмеялась и стала захлебываться.  Конечно, не испугалась и тонуть я не собиралась, но одежду свою в воду  уронила и все намочила. Пришлось собирать ягоды в мокрых штанах, футболке и в кедах хлюпала вода. Набрали ягод и опять нас понесло переплывать реку вместо того, чтобы перейти, где воды по колено. Подруга взяла ягоды, а я плыла с узелком одежды, которая успела высохнуть на мне. И опять на том же месте я рассмеялась, вспомнив, как тонула. Ну и снова пришлось одевать все мокрое. День был жаркий, но раздетыми не давали идти слепни. Вот такие воспоминания о малине.
Малина - признанный лекарь. Чай из сушеных плодов малины, отвар молодых веток, настои из листьев  обладают потогонным, жаропонижающим действием. Малиновое варенье всегда использовали при простуде. Ягоды малины очень полезны, но много их есть нельзя.
   У меня на даче растет много дикой малины, я проредила ее кусты, чтобы было хорошее освещение всех веток и в прошлом году урожай порадовал. Ягоды мелкие - лето было жаркое и без полива, но много. Сварила варенье и насушила зеленков - недозревших плодов. Они лучше сохнут и меньше поражены личинками малиновой мухи. Чтобы подкормить кусты малины, все срезанные ветки и скошенную траву, кладу в проходы между кустами. И совсем немного разбрасываю весной мочевины. Никакой химии от вредителей не применяю. Хватит ягод и мне, и гусеницам.
Посадила ремонтантную малину. Она цветет слишком поздно и ягоды зрели в сентябре до октября, получились водянистые и не сладкие. Слишком короткое у нас лето.
  По берегам реки часто встречались кусты черной смородины. Мы съедали кислые ягоды еще зелеными. Листья заваривали с чаем. И плоды, и листья содержат много полезных веществ, это всем известно. На даче черная смородина прекрасно плодоносит и дома всегда есть варенье.  Листья сушеные припасаю на зиму для добавления в чай.
   На болоте вместе с клюквой в изобилии растет водяника (шикша). Черные ягоды обильно рассыпаны по мху. Почему-то мы даже пробовать ее боялись. Оказывается, это полезная съедобная ягода, она в свежем виде может хранится до весны, из нее варят компоты и варенье, а траву заваривают в чай. Пишут, что эта ягода успокаивает нервы, восстанавливает обмен веществ, укрепляет иммунитет, ткани быстрее заживают после полученных ушибов, травм,  защищает от повышения внутриглазного давления, отслоения сетчатки и других офтальмологических патологий, улучшает работу почек, омолаживает.   По вкусу она никакая, но если столько пользы, нужно будет немного собрать этим летом. Омолаживает же!
     В лесу часто встречаются красные ягоды костяники. По виду и кислому вкусу похожи на зерна граната. Из листьев костяники можно делать болеутоляющий, успокаивающий настой.
 Сок из плодов костяники – сильнейшее жаропонижающее средство, а также одно из эффективнейших средств для лечения малокровия. Чай из листьев костяники обладает сильными мочегонными свойствами.
Растет она отдельным кустиком, на котором висит пяток ягод. На вкус -  кисленькая и косточка большая. Не представляю, где ее столько находят, чтобы сок отжать. Травы, конечно, набрать проще. Она изрядно мне надоела в грядке с ремонтантной земляникой. Похожа немного на нее, усы свои повсюду пускает, оплетает и укореняется быстро. Раз такая полезная, сделаю для нее отдельную грядку.   
    Морошка - для меня ягода загадочная. Ее кустики торчат везде на болоте, а вот ягод ни разу собирать не приходилось. Говорят, что растет и ягоды собирают. Никак не могу попасть в лес в тот момент, когда там пора морошку собирать. Не более десятка ягод видела за всю жизнь. Как то подарили баночку морошки, вкус непривычный и мне показалось, что мой крыжовник вкуснее. Пишут, что морошка полезная ягода -  обладает жаропонижающим, противовоспалительным, спазмолитическим действием. Листья проявляют вяжущее, кровоостанавливающее,  мочегонное, потогонное, ранозаживляющее действия. Вот листья и попробую употреблять!
фото из инета


Рецензии