О Генрихе Тохтабаеве - 2004

Я хорошо помню осенний день моей прошлой, Алма-Атинской жизни когда мой семилетний сын вдруг запел песню, которую сам же и сочинил. Там были такие слова "милый папа мой доцент, милая кафедра Тохтабаева ..."  Не знаю что тогда на него нашло, наверное часто слышал от меня про кафедру Тохтабаева. Моему сыну теперь почти тридцать лет, он разъезжает на своём Ягуаре, а в машине  песни поёт его дочь. А Тохтабаев умер. Время постоянно что-то даёт с одного конца и забирает с другого. И не слушает наших благодарностей, молитв и упрёков. Так бывает в приёмных больших людей, где каждый кто жил достаточно долго и хотeл чего-то добиться в жизни, не раз побывал. Мне даже пришло на ум что Генрих Тохтабаев просто ушёл доложить, что мы все собрались в приёмной и сидим и ждём чтобы нас вызвали "на ковёр".
 
Я думаю что это банально - писать что Генрих был хороший человек. О покойных плохо не говорят, а если нечего сказать хорошего, надо молчать. Так тоже было в моей жизни - приезжая в Алма-Ату я ни разу не слышал чтобы кто-то говорил о покойном Душимове ... его просто предали молчаливой анафеме. А Генрих - другое дело - о нём хочется писать, а если о нём заговорить то собеседники всегда найдутся.

Я помню 30-летнего Генриха, только что защитившего диссертацию в Питере и ставшего опветственным исполнителем новой Балхашской темы, которому Ашимов доверил северные рубежи своей научной империи. Ашимов не ошибся в выборе. Генрих практически жил в Балхаше, жил Балхашом, и за всё чего мы, зелёные юнцы - я, Вася Пальшин, Кулуншаков, Кагазбек, и те кто пришли позже, смогли добиться, щедро оплачено Генриховской сединой, хромотой, и даже первой его семьёй. Я обязян Генриху своим умением писать - не то что он меня научил что и как писать, но он провёл со мной многие часы буквально пережевывая каждую написаную мной фразу, придираясь к ней, примеряя её ко всему ранее написанному, так чтобы получилась хорошая кладка. Не из кирпичей, а из слов.  И сейчас, когда я несмотря на свой Русский акцент, учу своих Американских аспирантов писать научные статьи и диссертации, я требую чтобы каждый из них был своим самым строгим редактором и судьёй. И вспоминаю Генриха.

Генрих был очень незлобивый человек. Первая его реакция на причинённое ему зло было удивление. Я помню тажелейшее время в его жизни когда от него ушла его первая жена и забрала дочь и маленького сына. Мы лежали с Генрихом на грязном Балхашском пляже и он не переставал с горем и удивлением повторять - как она могла взять и уехать? Как она могла забрать моего маленького Казаха сына?...Для контраста вспоминаю как один наш общий знакомый, в общем-то хороший человек, когда нас обидели в Московской гостинице, сидел и с упоением рассказывал о тех пытках которые существовали в Казахстане... "Берут раскалённый уголь и кладут в изгиб руки ... " , "Берут большего паука, садят на глаз, а сверху прикрывают ореховой скорлупой... "

Генрих был типичным Русским интеллигентом и подлинным интернационалистом. Такое тогда было глупое время: создатели Советской тюрьмы народов требовали от своих заключённых забыть о своих национальных корнях и заставляли их верить в фальшивые идеалы. Многие и забывали и верили всерьёз. Одним из таких идеалов была концепция интеллигента, начитанного, бескорыстного, интересующегося окружаююим миром, играющего в шахматы...посещающего Сандуновские бани в Москве... Когда я увидел Генриха первый раз приехав из Америки в Алма-Ату, он задал мне самый типичный для Русского интеллигента вопрос - "а всё-таки как правильно: Фл'орида или Флор'ида?"

Пришли другие времена
В Берлине рухнула стена
И пробудились племена
От летаргического сна

Не стало Генриха, как и не станет всех нас. Но наши дети будут жить и будут лучше, умнее и счастливее нас. Бог даст, я смогу вернуть молодому Тохтабаеву то что я получил от его отца. Только помни, сынок, когда Генрих руководил моей диссертацией, я мог хорошо говорить и писать. На том языке на котором НУЖНО.

Всё зажвёт. Но как чертовски мне жалко 90-летнюю мать Генриха потерявшую своего сына!


P.S. - 2022
В 2015 году молодой Арнур Тохтабаев вошёл в мой университетский оффис с этой статьёй в руках и хорошим английским. Я поставил его на зарплату на один из своих проектов и он провёл со мной восемь лет в качестве исследователя, одновременно работая над своей докторской (PhD) диссертацией. Он успешно выступал на конференциях в США и в Ирландии, защитил диссертацию, у нас были хорошие журнальные статьи. Его приняли на работу в качестве профессора-исследователя в George Mason University и он переехал в Вашингтон. Его ожидала хорошая карьера в США, однако он решил быть "большой рыбой в малом пруду, а не малой рыбой в большом пруду", что вполне естественно. Сейчас он владелец второй по величине компании в Казахстане по компьютерной безопасности. У меня есть видео, на котором он делает презентацию для президента страны Назарбаева, а тот говорит МОЛОДЕЦ


Рецензии