Послесловие к жизни

Вот и сыграны все роли допенсионного периода. Роль пенсионерки ещё в процессе исполнения. Но зрителей так мало, и их становится всё меньше, и вдохновения – соответственно.
Просматривая «программки» сыгранного в жизни, остаётся констатировать с грустью, что такой разброс, такое нерачительное  отношение ко времени и собственным силам не принесли ни славы, ни блеска, ни особого удовлетворения.
Значит, всё-таки прав Лев Николаевич? Чтобы делать что-нибудь хорошо, нужно делать что-то одно. Как Гурченко, например. Людмила Марковна всю жизнь положила на алтарь искусства и стала великой актрисой. Она многого была лишена. Но сделала главное - добилась такого успеха, внесла такой вклад в современное киноискусство, что всё остальное кажется мелочью. Да, она была и портнихой – шила себе костюмы. И продюсером – поставила свой последний фильм по собственному сценарию. Значит, и сценаристом – тоже. Она написала музыку и текст песен и сама исполнила их. Кстати, она была же и замечательной певицей. Столько ролей, и все исполнены с блеском.
Как же быть нам, простым смертным, если мы не достигнем таких высот? Застрелиться и не жить? Запивать свои неудачи горькой?
Думаю, не стоит так загоняться. У каждого своя ниша. Добилась успеха на одном уровне – попробуй свои силы, взяв планку повыше. Не получилось – оттачивай мастерство на своём уровне. Ведь здесь ты востребована. Но движение вперёд должно быть постоянным. Как только мы успокаиваемся и перестаём расти, мы начинаем угасать.
 Задумываться над тем, как жить, нужно как можно раньше, чтобы не упустить золотое время. Но, к сожалению, в юности мало кто бывает таким разумным рационалистом. Кроме того, талант и желаемое материальное стимулирование очень редко идут рядом. И поэтому выбор часто бывает не в пользу первого.
Жалею ли я, что так распылялась, играя роли, к которым, в общем-то и не имела особых талантов? Нет. Было интересно. Была востребована. Жила в окружении людей, близких мне по духу. Делала то, что доставляло удовольствие: играла роль и хлебосольной хозяйки, и огородницы, и учителя, и жены, и матери, и мачехи, и сестры и т.д.
 Даже не знаю, без какой из этих ролей я жила бы лучше, лег-че, интереснее. Каждая была мне дорога. С каждой жаль было рас-статься. И пусть я не оказалась на звёздной высоте, я приносила поль-зу. Кого-то радовала. Кого-то спасала. Разве на это не стоило потратить жизнь? А талант… Если бы он был, то обязательно прорезался бы в одной из сыгранных ролей.
Я упомянула  ранее, что при написании этого сценария жизни  ориентировалась на внучку и мысленно беседовала с ней. А если пред-положить всё-таки, что это моё откровенное «Я» станет достоянием более широкой публики, кому бы это могло быть адресовано? Что бы я хотела, чтобы увидели и поняли здесь мои читатели? И в каком они должны быть возрасте? Про возраст могу сказать, что задумываться над тем, на что ты потратишь жизнь, желательно пораньше. Чтобы успеть чему-то научиться. Чтобы правильно определить и распределить  свои роли в жизни. Чтобы вовремя  понять, что особенно хотелось бы делать. Не бездельничать, не валять дурака, а именно делать. Хорошо. Лучше других. Намного лучше. И тогда уже целенаправленно подчинить себя оттачиванию мастерства, самосовершенствованию, а другими ролями либо не заниматься вовсе, либо тратя на них минимум сил и времени. У актёров это, кажется, называется – определиться с амплуа.
У женщины этот выбор может быть особенно суровым, если речь идёт о выборе между общественно значимой ролью и ролью матери. Советовать здесь совершенно невозможно. И кто знает, можно ли задвигать роль матери на второй план? Не в материнстве ли главное предназначение женщины?
Естественно, чем раньше человек определится с тем, в какой области он может особенно ярко проявиться, тем больше у него времени на раскручивание, на движение к высшему достижению.
Но ведь известно немало примеров, когда уже вроде определившиеся и даже уже состоявшиеся люди меняют круто свою жизнь, и недавние инженеры, врачи становятся очень успешными артистами, музыкантами, художниками.
Несколько лет назад меня поразила история пенсионерки из поволжского села, которая трудилась всю жизнь на колхозной ферме, растила детей и не помышляла о творчестве. Но очень любила природу. Так любила, что когда в 64 года осталась одна, задумала эту красоту как-то сохранить. Она стала зарисовывать окружавшую её природу на коробках от печенья и вермишели, пока не заинтересовала случайных заезжих гостей из Москвы. Вскоре заказанные ей на приличном материале картины были выставлены  не только в столице России, но и в столице Франции.
Что ж, задумываться над изменением амплуа в собственном театре жизни   никогда не поздно. А, главное, никогда не поздно всё изменить.
Я вот  задумалась, конечно, поздновато. Кем больше всего я хотела быть в юности? Конкретно на выходе из школы – журналистом. Помню, как мне нравилась романтическая песня – гимн журналистов:
Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете…
Но как-то не сложилось. Я стала учителем. И очень любила свою работу. И делала её с удовольствием, считая её своей главной ролью. Карл Маркс в своём выпускном сочинении писал: «Ничто не обходится нам так дорого, как ошибка в выборе профессии». Я бы ещё добавила, что наши ошибки дорого обходятся и окружающим. Особенно страшно, когда эти окружающие – дети. Когда в школу приходят невежды, хамы, грубияны – это по-настоящему страшно. Когда эти «артисты»  не хотят признать свою бездарность и десятки лет продолжают калечить души ни в чём не повинных «зрителей». И, как это не ужасно, «освистать» таких профессионально несостоятельных – почти невозможно.
Так зачем писала-то? Чтобы другим что-то сказать? Наверное. Но главное – спокойно, не размахивая в отличие от Родиона Раскольникова окровавленным топором, спросить себя, тварь ли я дрожащая иль право имею? Право на уважение не как звезда недосягаемая, а как человек среди миллионов других людей, без которых, может быть, не зажглись бы многие звёзды. И не полетел бы к настоящим звёздам Че-ловек. И не стал бы звёздным, не сказал бы своё знаменитое «поехали»!
Чтобы это единственное слово, эхнувшее над всей Вселенной, прозвучало на всех языках мира, миллиарды людей много тысяч лет мечтали, пытались, гибли, творили, трудились. Значит, каждый из них – алмазная пылинка той звезды Гагарина. И без этих  «пылинок» никогда не было, нет и не будет самых ярких звёзд.
Мы все – из одной  космической пьесы, где с большим или меньшим успехом играем роль песчинок, а Бог – и творец, и режиссёр, и зритель, и критик. Да, мы – пылинки.  Очень разные. Поэтому и мир такой разный. И роли у каждой пылинки разные. Но для общего успеха каждый должен играть на бис. Или хотя бы стремиться к этому.
Нарисуй свои роли: я, то есть, ты – в центре круга. Дольки разных размеров – роли. Величина дольки – в зависимости от того, какое значение ты придаёшь ей. Может быть, это поможет тебе выделить главное и не распыляться. У меня получилось так, как ты видишь на титуле.
Удачи тебе!


Рецензии