Воскресение - 5

Князь Нехлюдов проснулся в обычный день, как обычно, в своём дворце в центре Москвы. За окном стоял совершенно обычный 18… год. Этот молодой человек был очень богат (огромные поместья в центре России!) и хорошо образован, аристократ. С военной службы в престижном гвардейском полку он недавно уволился. Надо было жениться на юной аристократке, но всё казалось князю, что он ещё не «нагулялся», казалось, что что-то из наслаждений к своим двадцати семи годам он ещё не испытал. Поэтому наш аристократ с неизбежной женитьбой на юной красавице-аристократке с огромным состоянием всё тянул и тянул.
Нехлюдов потянулся. Позвонил камердинеру. Всё шло как обычно. И к завтраку он вышел тоже как обычно. Слуга после завтрака принёс ему почту.
Князь скользнул взглядом на письма. Всё как обычно. Впрочем, нет – какое-то необычное письмо. Он взглянул на обратный адрес – мадемуазель Маслова. Маслова! Она! Сколько лет прошло, а Нехлюдов хорошо помнил эту девушку.
«Уважаемый князь, читал он, давно с вами не виделись. А ведь у меня новости, князь, да какие! Я получила большое наследство от моего дальнего родственника. Теперь у меня дом и собственный выезд, представьте! Прошу вас навестить меня. Давно же мы с вами не виделись! Принимаю я по средам, после обеда. Да, помню я как я жила у ваших тётушек, а вы, офицер, приезжали их навестить. Как это было давно. Хочется пообщаться со старым знакомым, вспомнить былое. Приходите.»
Сгорая от нетерпения, князь еле дождался среды и после обеда полетел к Кате. Дом Масловой был богатый, вышколенная прислуга.
Нехлюдова провели в гостиную. Во всём было видно откровенное богатство, даже роскошь.
Наконец, в гостиную вплыла Катя, всё такая же красивая, как и тогда. Кажется ещё красивее.
Князь рассыпался в комплиментах. Катя держалась просто. Кажется, ей нравилось показывать себя, свои богатства и свою красоту.
- Ну, а вы-то что, князь? Всё ещё служите? Женаты?
- Службу я оставил, Екатерина …, - замялся Нехлюдов.
- … Александровна, - подсказала, улыбнувшись, Катя.
- … Александровна, - тоже улыбнулся князь, - Пока ещё не женат.
- Знаете, Нехлюдов, я тоже не тороплюсь с браком, хотя, сами понимаете, претендентов у меня, такой богатой и красивой, много. Вы уж не обессудьте меня за моё хвастовство, - рассмеялась.
Помолчали.
- Я думаю, - продолжила она, - В наше бурное время, в эпоху быстрых социальных преобразований, брак – это не так уж важно.
- Ба, да вы, я вижу, прогрессивных взглядов, Екатерина Александровна, - князь с любопытством посмотрел ей в глаза, - Впрочем, встретить умную барышню в наше время – не редкость.
- Да, когда видишь как страдает народ, как миллионы людей мучаются от бедности и даже от голода, то начинаешь понимать, как ничтожны наши мещанские стремления к счастью в личной жизни!
- Знаете, не могу с вами согласиться. Весь этот, - Нехлюдов замялся, - Нигилизм, простите, это так странно. Особенно у такой красавицы и богачки, как вы.
Маслова пожала плечами.
- Да, я начиталась современных писателей. Вы читали Некрасова? Как сильно он может выразить стремление нашей интеллигенции помочь страдающему народу. Какой талант!
- Боюсь, что не могу разделить с вами восхищение этим … рифмоплётом. Как-то немного моветон … Не по мне.
Маслова насмешливо бросила ему:
- Ну графа Толстого-то, надеюсь вы просматривали?
- Да, Лев Николаевич как писатель значительно больше меня устраивает, - согласился Нехлюдов, - Только уж …
Нехлюдов замялся.
- Что же вас не устраивает в Толстом? – задумчиво спросила Катя.
- Уж больно много у него … Как бы поприличнее выразиться … То Наташа Ростова своему жениху изменит, то Пьер Безухов снова пьян и женат чёрт-те на ком! Ну, не могут литераторы обойтись без этой безнравственности, никак не могут.
- Тут я с вами согласна, князь, - улыбнулась Екатерина Александровна, - Человек, всякий человек, должен, обязан быть высоконравственным. Писатель – тем более. Даже граф! Даже Толстой!
Князь удовлетворённо кивнул. «Какая высоконравственная она, нигилистка!»
- Знаете, Катя, нам, аристократам … Вернее так: мы аристократы, князья, графы, дворяне, обязаны быть высоконравственными, обязаны показывать пример народу, вам, нигилистам. Именно этим и держится государство, наша любимая Россия! А что рисует нам граф Толстой! Ну, где он видел на Руси, чтобы графиня изменяла жениху! Где? Все аристократы, все дворяне – исключительно верны своим супругам. И никаких пьяных! Все – трезвенники.
- Я согласна с вами, Нехлюдов, что именно высокой нравственностью держатся государства и народы.
Довольные друг другом, они ещё долго толковали о морали, о народе и о России.
Когда князь возвращался домой в своей карете, он думал: «Бывают же на свете столь правильные девушки! А граф Лев Николаевич – просто жалкий писателишка, ради популярности расписывающий всякие безнравственные вещи! Ради этой пошлой популярности он, пожалуй, скоро начнёт врать, что князья и девушек соблазняют, а девушки ими соблазняются! Фу, какая фантастическая гадость!».


Рецензии