Вей, ветерок 1973. Борьба хаоса и порядка и её пос

Почему всё случается так, а не иначе? В чём роковая ошибка, и можно ли её исправить? Попробуем разобраться на примере фильма Вей, ветерок (1973).

Действие происходит на зажиточном хуторе с устоявшимся порядком. Рассмотрим же, на ком держалось равновесие, и что вообще тут происходило.

Хозяйка хутора – мать красивой девушки на выданье Зане. У Зане есть жених Улдис. Но, как оказалось, держалось всё не на ней.

В этом маленьком мирке проживали два хранителя гармонии: мужчина и женщина. Мудрая старая Орта и молодой Гатынь. Что же их объединяет? У них нет собственного крова, они живут на хуторе из милости, работают за еду и кров.
Орта – носительница глубинной женской мудрости. Она мало говорит. Она не знаменита. Это роднит Орту с Гатынем. Оба живут жизнью души, и материальная сторона у них слаба.
Но есть и ещё одно объединяющее звено: Байба. Дочь Орты и возлюбленная Гатыня.

Пока оба носителя гармонии жили в ладу с собой и другими, дела хорошо шли и у окружающих.
Но вот в размеренную жизнь врывается ураган хаоса. И его зовут Улдис. Не зря в начале фильма показана ель, сломанная порывом ветра.

Возможно, так показана борьба добра и зла в душе самой Байбы. И у каждой стороны – свои доводы.
Почему же скромная девушка невольно послужила источником раздора?

Гатынь. Парень по-своему притягателен, но не способен защитить себя. Обладает колдовской силой, но не станет использовать её во вред другим или для заработка.
Вот такое добро без кулаков. Душевные сокровища, которые не сразу и увидишь.
Выйти за него замуж – основать династию подёнщиков за кров и еду. Либо уйти ни с чем и в никуда в поисках счастья.
Байба принимает ухаживания парня, т. к. других возможностей устроить собственную жизнь у неё на тот момент нет.

Да, внешне Байба смиренница. Но у неё есть гордость, амбиции, которые в её условиях просто смешны. Но всё меняется с появлением Улдиса.
На стороне Улдиса – внешнее проявление богатства, слава, почёт. Но он готов крушить всё вокруг для достижения своих желаний, даже мимолётных. Последствия собственных действий его не волнуют.
Ураган Улдис с соблазном богатства, устроенности, высокого положения смущает девичье сердце. И борьба идёт уже на двух уровнях: в окружающем мире и в душе Байбы.
В обоих случаях побеждает Улдис – грубая сила и внешний блеск.

Когда Улдис заявляет о своём желании жениться на Байбе, хозяйка хутора произносит страшное проклятие в адрес Байбы. Это первое видимое проявление нарушения гармонии. Лавина событий не заставила себя ждать.

Также хозяйка хутора изгоняет Орту. Уход Орты весьма символичен. Старушка благодарит за то, что было, пытается взывать к разуму, но очень сдержанно и смиренно.
Зане провела приворотный ритуал, чтобы вернуть Улдиса, но обряд не подействовал.

Смерть Гатыня от рук Улдиса показательна. Как хрупок может быть мир, и как легко его разрушить…
И тут – гвозди в крышку гроба – хозяйка хутора ещё раз проклинает Байбу.

Раздираемая раскаянием, сочувствием к Зане, любовью к Улдису, ужасом от смерти Гатыня и непониманием, что же делать дальше, девушка топится в реке.

Дальнейшая судьба хутора и хуторян незавидна. Улдис и Зане в конце фильма остаются врозь, и дальнейшая их судьба вызывает тревогу. И как жить на земле, осквернённой такими страшными событиями?

Но есть в фильме и росток надежды. Носительница гармонии Орта остаётся жива. Возможно, она ещё найдёт себе уютный дом.

И напоследок. Каждую секунду человек делает выбор, не зная, к чему это приведёт. Постарайтесь выбрать добро. И помните – другие тоже выбирают…


Рецензии