Череповец-1965. Считаем трудозатраты. Черновик

  ( Воспоминания начальника ЛЭА ЧерМК Харченко Марины Витальевны о  Зельцере Г.Ш.)
       Я начинала в лаборатории НОТ ЧерМК в 1960г. Сначала это была группа  числом  примерно 15 человек. Главное было –хронометраж труда в цехах. Позднее возник сектор экономического анализа. Его возглавлял Яковлев Сергей Григорьевич (перешел в СЗПИ). Там работал заместителем начальника Леша Шевелев ( перешел из планового отдела), он занимался мартеновским  цехом и  четвертой домной.  Позднее ему как-то удалось закончить «курсы директоров» в Москве , он переехал в столицу, потом был командирован в Иран на два года, был советником у шаха по металлургии.
      Позднее в плановый отдел пришла Валентина Чистякова. Я была в то время начальником группы.
                Я не хотела быть начальником экономической лаборатории, Григорий Шмулевич меня уговорил.  Он сам руководил темой «Затраты времени на единицу продукции». Все трудозатраты в человеко-часах делили на объем производства, разлагали себестоимость на кирпичики, где затраты свои, где вспомогательных цехов, где … передела.
               
Г.Ш. как личность.
         У него была хорошая память на цифры. Докладываешь ему итоги года, а он сразу вспоминает итоги предыдущего года, сравнивает, взвешивает в уме…
         Очень привлекала нас, молодых, его демократичность. Из крупных людей, с которыми сводила меня судьба я могу поставить его рядом с знаменитым хирургом Елизаровым   (г.Курган).
        Во время  командировке на ММК он доверительно признался, что мечтает после выхода на пенсию возглавить ЛЭИ.
       Человечность. Я это ощутила в полной мере. Нужно было мою спасти единственную дочь. ( Описание болезни) Сепсис, остеомиелит, не транспортабельна…Я  в отпуске  жила в маленьком уральском городке. Отпуск кончался, а мне нужно было ехать с дочкой в Курган в знаменитому доктору Елизарову. Денег было в обрез, я могла реально потерять работу. Г.Ш. пошел мне навстречу, выхлопотал отпуск на полгода  «посемейным обстоятельствам» и даже периодически организовывал материальную помощь. Я вытянула дочь из беды и за это очень ему благодарна.


На ЧерМК готовилась экономическая реформа. Г.С. был  идеолог, душа и двигатель этой реформы на заводе. Нужно было расшевелить народ. Заинтересовать в поиске резервов не только начальников цехов, но и рабочих. Мероприятие активно поддерживалось партией на всех уровнях- от цеха до области. Г.Ш. лично писал тезисы к конференции, доклады, старался, чтобы они были максимально доступны рабочим. Говорил с трибуны он очень доходчиво, убедительно, хорошо оперировал фактами и цифрами. Как подтверждал начальник аглоцеха О.С.Саенко, производство он знал и провести его было трудно. По вопросу перевода ЧерМК на   новые условия  хозяйствования проходили совещания в МЧМ, было подготовлено множество серьезных документов. Положения по хозрасчету между цехами, например между доменным и коксохимом.


      Будни планового отдела. Не все перемещения экономистов проходили гладко. Тамара  К. была направлена в  экономистом  в один вспомогательный  цех. Там она встретила сильное сопротивление дамы, которую она пришла сменить. Та не хотела уходить, не уступала место. По просьбе  Г.Ш, её взяли в НОТ.
Молодые девчата в отделе жили дружно и весело. Конечно обсуждали  романы и судьбы, болели за своих.

. Семья.
Супруга Григория Шмулевича-Надежда Ивановна, экономист по планированию, с 1962г. также работала в плановом заведующей сектором, жили они дружно.
На пенсии вечером   любили гулять по ул. Ленина.

…………………………………………………………..
Источники:
1.  Г.Ш Зельцер, А.Г.Корнилов, С.Я Ямщиков.    Хозяйственная реформа на Череповецком металлургическом заводе.  Северо-западное книжное издательство. 1968г.
Примечания:
1. Г.Ш.-Григорий Шмулевич (Зельцер)
2. ЛЭА-лаборатория экономического анализа.





               
               
               


Рецензии
Как всё профессионально, по-деловому, по уму было! Штат ИТР - все на своём месте, все спецы своего дела. А не так, как ныне - жлоб хозяин и дуб - менеджер.

С уважением!

Андрей Жеребнев   23.04.2023 07:24     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
На мой взгляд не все так, но спорить и доказывать слишком долго для Прозару.По крайней мере Севесталь в первой десятке мировых металлургических кампаний, зарплата (как и у химиков) выше всех в области.Теперь кроме технологов и ремонтников нужны еще разные менеджеры.Противоречий хватало и в то время.См. например "Череповец-1973. Главный экономист.Черновик".
С уважением!

Александр Зельцер 2   27.04.2023 20:26   Заявить о нарушении