Средневековье наступило завтра. Гл. 2. Матрас

Глава вторая. Матрас
 
«Никогда, никогда не позволяйте чужому мнению одолеть вас. Никогда не поддавайтесь чужому влиянию, не слушайте чужих доводов, как бы убедительно они ни звучали. Всегда слушайте только себя, своё сердце, свой внутренний голос. Даже если он еле пробивается сквозь толщу самых правдивых и верных аргументов. Только ваш голос имеет значение, все остальное шелуха, лузга, ненужные слова, звук которых умрёт сразу, как только они будут произнесены. А иначе ваша жизнь будет сметена, уничтожена, обесценена в угоду неизвестному вам идолу, имя которому тщеславие.

Муж переживает, что за два месяца я так и не привыкла к местному укладу жизни. А как тут привыкнешь? За два месяца только всё накапливается в душе: жуткая грязь вокруг, невежество, нищета, безграмотность, религиозный фанатизм, жертвоприношения, отсутствие воспитания, гигиены, полное отсутствие чувства ответственности и профессионализма, отсутствие сервиса и привычных для современного человека вещей, полное несоблюдение правил дорожного движения и абсолютное неуважение к людям и к друг к другу… Как мне надоели эти юродивые на улице, нищие, грязные, неухоженные мужчины с грязными ногами, вонь из сточных канав, груды помоев, лай собачьих свор по ночам, жуткая пыль и жара, постоянная людская суета.
Я даже видела сиамских близнецов на улице. Стояла в пробке в рикше, и они, выхватив взглядом доброе русское лицо, направились прямо ко мне. Муж, сидящий рядом, смотреть не стал. А я достала двадцатку и положила в жестяную банку на шее того, что покрупнее. Два близнеца срослись спина к животу. Так что старший таскал младшего на спине всю жизнь. Его длинные ноги свешивались почти до земли, лицо, обёрнутое чёрной тряпкой, уткнулось в шею брата. Старший смотрел мне в глаза. Молодое лицо, закрытое чёрной маской, красивые глаза… Зрелище не из лёгких. Вообще, люди с изъянами здесь сразу попадают в изгоев – нищие, жалкие, страшные, кривые, карлики, лилипуты, с бельмами вместо глаз, без рук, без ног… С рождения у них нет шанса получить работу, учиться в школе. Они могут только нищенствовать… Здесь таких много.

Я устала. Без друзей, без родных, без детей. Вот бы услышать нашу кукушку. Прокукует кукушечка мне не годы, а века, и откроется синь неба, высокого, с ароматом леса и берёзового сока…

И не известно, во что это всё выльется: в отъезд, в развод, или и в то, и в другое, или ещё чего похуже… Или я всё-таки, привыкну…»

Невесёлые мысли одолевали меня. Как в первый день приезда я сидела на подоконнике в спальне, впитывая в себя кричащие звуки улицы.   

В тот день в остальных комнатах происходило движение местных работяг, сбежавшихся подзаработать на переезде белых людей и участвующих в глобальной уборке квартиры.
Всего сбежалось человек двенадцать: бригада уборщиков из пяти человек со щётками, тряпками, машинкой для натирания пола, во главе с хитрожопым супервайзером, скомуниздившим бутылку пива из холодильника и мои шёлковые трусы из пакета с грязным бельём; два тупых и неумелых сантехника с ящиком бесполезных инструментов, чинивших  раз пять один из туалетов; грузчики, доставившие стиральную машину; лукавый установщик стиральной машины с рюкзаком,  в котором он держал средства для стирки и чехол для машины; странный рабочий, герметизирующий вытяжку на кухне с тазиком цементной смеси; не менее странная парочка замерщиков кухонных полок, которые забыли установить в шкафчиках;  суетливый владелец квартиры, маленький, чёрный, как уголёк человечек, сдающий нам её в наём, с каким-то мутным мужиком.

Муж в это время в коридоре выяснял по телефону, почему нам привезли кровать шириной 180 сантиметров, а матрас к ней – 160 сантиметров, и можно ли как-то поменять матрас на нужный размер.

Я услышала голос в телефоне:
– No, sir. This is impossible. Mattresses are not exchangeable .
Муж терпеливо объяснял сотруднице магазина, что по ошибке привезли не тот размер, и мы не распаковывали матрас:
– But the mattress is brand new. We didn’t even have time to unpack it!
Сотрудница не сдавалась:
– No sir. I can’t help. Sorry!  – и бросила трубку.
– Сука! – сверкнул глазами муж и обратился ко мне, – они не поменяют матрас.
– Я уже поняла. И что же мы будем делать?
– Спать на этом матрасе.

Мы вошли в спальню, где пока единственным предметом мебели была очень эффектная современная кровать с синей тканевой обивкой.  Подголовье и изножье кровати красиво изгибались, как ручки диванов. И тем комичнее смотрелся матрас, по краям которого была видна деревянная обрешётка.
– Но это же просто говно какое-то, – не очень вежливо резюмировала я.
– Согласен, – вздохнул супруг, – и что же мы будем делать?
– Купим себе новый матрас, а этот положим в детскую комнату и купим под него кровать шириной сто шестьдесят сантиметров.
– Как это «купим»! – взвился супруг, – этот матрас стоит тридцать пять тысяч! А на кровать сто восемьдесят сантиметров будет стоить тысяч пятьдесят!

Сразу скажу, что, когда я предложила купить матрас в Икеа в два раза дешевле, супруг заявил, что не собирается спать на «дерьме».

Уже в этот вечер я увидела людей, спящих на «дерьме», и в дерьме, на голой земле посреди улицы. Я увидела маленькую жалкую лачугу, величиной с санузел в панельной девятиэтажке, но без окон, без двери, без света, без предметов мебели, просто голые стены. В восемь часов вечера уже стемнело, и пара бедняков – мужчина и женщина спали на матрасе, набитом травой. В полутьме были видны только их нечёткие силуэты в одежде, в которой они работали вчера и будут работать завтра.

Конечно, эти люди – муж и жена только друг перед другом, как выяснилось. Брак считается официально заключенным, если сыграна свадьба. Это религиозная церемония и торжество со множеством правил и ритуалов. Индусы, судя по рисункам со свастикой и прочими коловратами перед дверями почти у каждого дома на улице, люди очень религиозные.  И все продавцы венками и гирляндами, орущие на улицах каждый час, тоже это подтвердят.
 
Свадьба и заключение брака – главное событие жизни и для женщин, и для мужчин. Разводы в Индии редкость. Супруг рассказывал, что один из его сотрудников уволился из-за развода. Не мог работать, так переживал. Когда я спросила, почему же они развелись, тот ответил, что жена считает, что он слишком много слушает своих родителей и не считается с её мнением.

Понятно, свекровь заела. Но это и у нас не редкость. Глупо, конечно, если учесть, что в Индии родители копят деньги на свадьбу детей с самого рождения. Нас пригласили на свадьбу, где было тысяча гостей, и это вполне нормально для людей состоятельных и среднего класса.

Конечно, семьи менее состоятельные гуляют скромно, но для таких бедняков из лачуги без света и воды, которых здесь большинство, свадьба – недосягаемая мечта.

Мне стало интересно, и я кое-что почитала в интернете об обычаях индусов. Оказалось, что ещё недавно для признания официального брака достаточно было предоставить несколько совместных свадебных фотографий. Теперь же, чтобы сыграть свадьбу невеста должна указать в заявлении среди прочих сведений, постоянный адрес проживания и профессию. Так что нет профессии или дома – нет и свадьбы. К жениху требования ещё более жёсткие – он должен предоставить в подтверждение постоянного жилья счета за оплату электричества и телефона за полгода и копию приглашения на свадьбу. 

Я однажды, гуляя по улице, полной отбросов и мусора, в сердцах назвала индусов грязными ублюдками. Оказалось, что я очень близка к истине. Почти вся беднота, которую вы видите на улице – незаконнорожденные, потому что родители не провели официальную церемонию. А здесь это ужасный позор.  Но жизнь бедняков не стоит и копейки. На них всем наплевать.

В Индии действует только один закон – закон джунглей: каждый сам за себя! Здесь нет свободы, равенства и братства, воспетого отчаявшимися бедняками ещё во время Великой французской революции.   

Так что, делайте сами выводы, когда видите индийских бедняков. Эта пара в лачуге без света и воды растрогала меня до слёз. Вместе, несмотря ни на что, и в болезни, и в бедности…  Вот это любовь до гроба.

Для индусов тридцать пять-пятьдесят тысяч – это огромные деньги. Курс рубля к рупии примерно одинаков. Тысяча рублей – примерно тысяча рупий. Для сравнения, мойщик автомобилей получает восемьсот рупий в месяц. Он будет мыть ваш автомобиль каждый день. Домработница получает три тысячи рупий в месяц. За эти деньги она будет каждый день мыть полы и туалеты.  Повар получает восемь -десять тысяч рупий – за эти деньги он готовит каждый день завтраки, обеды и ужины.
Белый человек для индусов, как бог, потому что никто не получает больше денег, чем белый человек.
 
Я терпеливо вздохнула:
– Дети приедут только через месяц. Можно купить матрас со следующей зарплаты, а пока поспим на этом.

31 марта 2023

Бангалор, Индия

Продолжение следует


Рецензии