Жизнь и творчество К. Чапека

   Карел Чапек – один из наиболее ярких талантов в мировой литературе XX века. В его даровании сочетаются тонкий юморист и беспощадный сатирик, вдумчивый психолог и проникновенный поэт. Его перу принадлежат драмы, романы, рассказы, очерки, путевые записки. Произведения Чапека очень своеобразны и зачастую не укладываются в рамки традиционных жанров. Комедийное сочетается с волнующим лиризмом, фантастические и приключенческие сюжеты – с сатирическими картинами действительности. В сердце писателя жила большая любовь к человеку и боль за неустроенность современного общества. Конфликты многих его произведений основаны на противоречии между возможностями человеческого гения и использованием великих открытий во вред человеку. Вершиной творчества Чапека являются его антифашистские произведения второй половины 1930-х годов, прозвучавшие как обвинение всему буржуазному миру.
  Карел Чапек родился в семье врача в небольшом чешском местечке Мале-Сватонёвице, расположенном на северо-востоке Чехии, в предгорье Крконоше. В прошлом эта область была областью патриархального земледелия, кустарно-ткацкого ремесла и крестьянских восстаний. Но к концу XIX века она изменила свой облик. Здесь выросли промышленные предприятия, поставляющие продукцию во многие страны мира. Чехия XX века, втянутая в интенсивные торгово-промышленные связи международного капитала, была непохожа на прежнюю Чехию времён Божены Немцовой. Новая эпоха, связанная с острейшими противоречиями, кризисами, войнами, принесла в литературу новые проблемы, которые во многом определили характер творчества Чапека.
  Писать Чапек начал ещё в студенческие годы, когда учился в Сорбоннском и Парижском университетах. В это время он вращался в кругах анархически настроенной молодёжи, которая жаждала активного вмешательства в жизнь. Это вылилось в увлечение ультралевыми течениями в искусстве, что отразилось в ранних произведениях Чапека, созданных им совместно с братом Иозефом, впоследствии известным чешским художником. Литературные опыты братьев нашли воплощение в сборниках: «Сияющие глубины» (1916), «Сад Краконоша» (1918).
Первые значительные произведения Карела Чапека вошли в сборники рассказов «Распятие» (1917) и «Мучительные рассказы» (1917–1918), изданные в 1921 году. В этих произведениях отражены впечатления военного времени. На смену романтическому воодушевлению и поэтической любви студенческих лет пришли горькие чувства и размышления современника первой в истории мировой войны. Молодой писатель мучительно ищет первопричину всего происходящего и приходит к неутешительным для себя выводам: что хорошо для одного – то трагедия для другого. Через сборник проходит красной нитью мысль о том, что каждый прав по-своему. Чапек терзается мыслью о том, что законы жизни, добра, зла, загадки людских несчастий оказываются недоступной человеку тайной.
  В 1920 году увидело свет первое драматическое произведение Чапека – пьеса «Разбойники». Замысел родился у писателя ещё в 1911 году и волновал его почти десятилетие. Пьеса явила прямой контраст с рассказами Чапека. Пьеса – это поэтическое воспоминание о студенческой жизни, о молодости и любви, живущее в душе писателя, как светлый луч, в годы Первой мировой войны.
Следующее произведение – драма «R.U.R.», в которой писатель обращается к большим общественным проблемам, почувствовав, что большинство несчастий восходят к социальным противоречиям. Обращение к этим проблемам диктовала сама действительность. Ещё во вступлении к книге «Сад Краконоша» братья Чапеки вспоминали о своём детстве: «Если ты столько раз бегал по чёрной пыли рабочих кварталов (обладая при этом нормальным зрением и слухом), то тебя никто не убедит в том, что в мире мало нищеты, пороков, грязи и ужасов. Их так много, что не хватит слов рассказать об этом. И рядом ты видел, столь же часто и близко, миллионеров, спесь, силу и богатство». Этот контраст усилился в годы войны, а первые годы существования Чехословацкой республики, возникшей на развалинах Австро-Венгерской империи, только усилили эти противоречия. Затем последовала Великая Октябрьская революция. Многие чешские писатели обрели в это время ясную перспективу в идеалах научного социализма. Чапек не вошёл в их число. Он был скептик. Пьеса «R.U.R.» открывает серию произведений писателя, в которых Чапек прибегает к фантастическим образам. Фантастический сюжет (в основе которого, как правило, лежит научное открытие, изобретение) позволяет ему в гротескно-гиперболической форме вскрыть логику и сущность определённых общественных явлений. Он доводит до фантастических масштабов те или иные черты действительности, благодаря чему они выступают с особой наглядностью.
Некий учёный сумел получить искусственным путём живую протоплазму, другие – создать существо, внешне подобное человеку, но отличающееся от него целым рядом качеств, которые превращали это существо в живую машину. «Роботы», как назвал    Чапек этих механических людей, не чувствовали боли, питались отбросами, не испытывали человеческих чувств. Предприимчивые промышленники налаживают массовое производство этих роботов. Роботы заменяют людей практически во всех сферах. Люди перестают трудиться, падает мораль. Наступает, по выражению одного из героев пьесы, «сплошная сумасшедшая скотская оргия». В конце концов роботы восстают и уничтожают людей. Но людской род возобновляется в роботах, познавших тайну любви. И на земле вновь наступает эра Адамы и Евы.
Последующие произведения Чапека 1920-х годов также отмечены критикой существующего строя. В 1922 году братья Чапеки написали комедию «Из жизни насекомых», где в сатирической форме изображён мир тунеядцев как мир никчёмных насекомых.
  Ещё один философский вопрос, который волнует писателя, – вопрос жизни и смерти. 1922 год, пьеса «Средство Макропулоса». В Средние века одному медику удалось изобрести средство, продлевающее человеку жизнь на столетия. Но героиня, прожившая 300 лет, оставаясь молодой, устаёт от жизни и теряет к ней интерес. Втайне она завидует простым смертным. Столетия наполнили её душу ледяным холодом. Каково же в течение веков быть рабом, вязать чулки или служить коллежским регистратором?
Первыми крупными произведениями Чапека в прозе стали романы «Фабрика абсолюта» (1923) и «Кракатит» (1924). Главная проблема, поднимаемая в них, – общественные последствия технического прогресса. «Фабрика абсолюта» – сатирический роман-фельетон с фантастическим сюжетом (расщепление атома, расщепление бога). Роман «Кракатит» написан в ином ключе. В нём преобладает психологический анализ, иногда очень даже усложнённый. Он раскрывает драму изобретателя, создавшего порошок огромной взрывной силы (изобретатель и старичок – прошлое и будущее. Основной вопрос: куда идёт человечество?).
  В 1920-е годы Чапек начинает свои путешествия по европейским странам. Впечатления от поездок легли в основу его путевых записок: «Письма из Италии» (1923), «Письма из Англии» (1924), «Прогулка в Испанию» (1930), «Картинки Голландии» (1932), «Путешествие на север» (1936) – о путешествии по Скандинавии.
  В 1933–1934 годах Чапек возвращается к произведениям крупного сюжетного жанра. Выходят его повести «Гордубал», «Метеор» и «Обыкновенная жизнь». Автор задумал их как своеобразную трилогию с разными сюжетами, героями, объединяет которую только общий замысел – истин существует столько же, сколько и точек зрения.
1935 год ознаменовался созданием антифашистского романа-памфлета «Война с саламандрами». Роман – блестящая и разносторонняя сатира на капиталистическую действительность и международную политику 1930-х годов. Основу сюжета составляет фантастическая история «очеловечивания» одного вида саламандр, который был обнаружен на индонезийских островах. История «освоения саламандр» – это сатира на колонизацию Востока. Поднимаясь по «ступенькам цивилизации», саламандры копируют общественные отношения буржуазного мира и создают своё подводное государство. В дальнейшем история саламандр – сатира на германский фашизм. Война саламандр с человечеством символизирует непримиримость фашизма и человечества.
Выдающимся антифашистским произведением является драма «Белая болезнь» (1937). «Война с саламандрами» заканчивается победой фашизма, но автор оставляет слабую надежду на то, что это не навсегда. В «Белой болезни» уже звучит тема необходимости борьбы с фашизмом, пока только в предисловии.
  А вот в пьесе «Мать» (1938) борьба с фашизмом утверждается как подвиг, звучит прямой призыв к борьбе!
  Последний период жизни Чапека ознаменован его активной борьбой против гитлеризма. Вступив в международную ассоциацию писателей в защиту культуры, Чапек стал видным деятелем антифашистского движения в Чехословакии. Мюнхенский сговор 1938 года отдал Чехословакию на растерзание фашистскому агрессору. Чапек тяжело переживал трагедию своей страны. Переживания обострили его болезнь. Смерть писателя была ускорена и профашистской травлей.
Умер Чапек в декабре 1938 года. Его брат, автор замечательных антифашистских карикатур, погиб в одном из концлагерей незадолго до окончания войны.


Рецензии