Послесловие к детективу Гульсифат Шахиди Лабиринты
НУ, ГДЕ ЖЕ АКЖАНА?
(расследование дилетанта)
Эта история началась осенью 2022 года. Моя подруга писательница Гульсифат Шахиди на своей странице на Проза.ру опубликовала вступительную статью http://proza.ru/2022/10/03/1496 к своему новому произведению, детективу «Лабиринты одиночества». Сюжет подсказали ей жизненные обстоятельства, которые сложились самым загадочным образом.
Мы знакомы с Гульсифат очень давно, были соседями по дому, выросли в одном дворе в солнечном городе Душанбе. Мне очень понятны и близки все произведения, которые она написала. И когда я узнала, что моя подруга не может найти автора картины «Адам и Ева», которая была использована для обложки книги «Ахриман – властитель тьмы», не смогла остаться в стороне.
В предисловии Гульсифат Шахиди написала всё, что было известно о казахской художнице Акжане Абдалиевой до 2017 года, поэтому я в своих поисках в открытых источниках сети Интернет ориентировалась только на то, чтобы найти информацию после 2017 года. Не скрою, иногда я заглядывала на странички соцсетей, где упоминалась Акжана, в надежде увидеть что-нибудь новое. Но, к сожалению, вся информация была написана, как под копирку. Ещё меня удивило, что нигде не упоминается семья художницы. Везде пишут, что с самого детства она не расставалась с карандашом. А кто ей этот карандаш дал? Кто её родители? Кто привил ей любовь к живописи?
Во всех материалах об Акжане указывается, что она член творческого Союза художников Казахстана, поэтому, обнаружив заметку об Акжане Абдикаримовне Абдалиевой на сайте https://artist-union.kz, я подумала, что это официальная страница СХ РК. Первое, что бросилось в глаза – это дата рождения. Указан был 1976 год, хотя везде написано, что Акжана родилась в 1975. Что это? Опечатка? А может намеренно допущенная ошибка? Позже я обнаружила официальную страницу Союза художников РК https://union-artists.kz/ . И на ней художник Акжана Абдалиева не упоминается. Но теперь я знала отчество молодой художницы.
Запрос в поисковике «Абдикарим Абдалиев» дал мне пищу для размышлений. Человек с таким именем является заслуженным деятелем культуры РК, архитектором. В мае 2018 года пропал 81-летний мужчина с таким же именем и фамилией, страдающий деменцией и потерей памяти. А в июле 2022 года Союз Архитекторов Республики Казахстан сообщил о смерти Абдалиева Абдикарима Абдалиевича на 85 году жизни. Может быть это отец Акжаны? Вполне возможно. Непонятно только какие жизненные обстоятельства заставили заслуженного деятеля культуры, почётного архитектора, педагога ВУЗов потерять память. О родителях Акжаны я ничего не узнала. Из вступительной статьи Гульсифат Шахиди к детективу я уже знала, что попытки разыскать Акжану в Алмааты предпринимала её землячка Диляра Линдсей - известная рускоязычная поэтесса и писательница. Но безуспешно. Никто ничего не знал… Или не хотел говорить.
Я нашла странички Акжаны в соцсетях и увидела, что кто-то туда заходил совсем недавно. Я написала некоторым друзьям Акжаны о том, что моя подруга Гульсифат разыскивает Акжану, но никто так на связь и не вышел.
Шло время.
Гульсифат писала главу за главой своего детектива, я ждала с нетерпением продолжения и была уверена, что моя подруга обязательно найдёт Акжану Абдалиеву и пригласит её на презентацию своей книги.
Но тайна исчезновения Акжаны Абдалиевой не выходила у меня из головы. Всё чаще стали попадаться на глаза картины в рекламах разных групп в соцсетях без указания авторства, но я чувствовала, что это рука Акжаны. Я копировала их и проверяла. Эти картины на самом деле написала Акжана. И когда выдалось свободное время, я опять взялась за поиски.
Латинскими буквами в Google я вбила имя Акжаны, и появилось кое-что для меня новое. Своими находками я сразу делилась с Гульсифат. «Но это же только фотографии и напечатанный текст, а живой Акжаны нет» - с грустью отвечала мне подруга. Но я не успокаивалась и искала.
И вот, что у меня получилось.
Известно, что журнал «PACIFIC» посвятил целый разворот творчеству Акжаны. Но я выяснила, что 28 июля 2017 года был анонс выставки ArtWalk. В ней 12-13 августа 2017 года свои работы представили 200 художников со всего мира. Журнал выбрал десятерых, чтобы задать им несколько одинаковых вопросов. Среди них были представители Казахстана Акжана Абдалиева и Максим Максимов:
« -Как вы описываете свое искусство и/или жанр?
-Образно-декоративный экспрессионизм; яркие выражения сложного эмоционального мира.
-Что вас вдохновляет?
-Нас вдохновляют солнце, цветы и колибри в Сан-Диего... Сан-Диего - лучшее место в мире для жизни и творчества.
-Если бы вы могли встретиться и поучиться у любого художника, живого или мертвого, кого бы вы выбрали?
-Густав Климт (австрийский художник, 1862-1918) и Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (испанский художник, 1599-1660)» (статью с английского языка перевод мой).
Это первое упоминание об Акжане, которое я нашла с её предположительного приезда в 2017 году в Америку. На имя Максима Максимова, я не обратила внимания.
Потом я обнаружила на сайте фестиваля «Art&Craft Show» Old Town San Diego» список художников, которые принимали участие в выставке 23-24 сентября 2017 года. И там был творческий дуэт AkZhana | Maxim – вот именно в таком написании.
«Вот так потихоньку начала исчезать художница Акжана Абдалиева – подумала я, - и имя её странным образом написано, и фамилия уже отсутствует»
Затем мне на глаза попалось превью к выставке «The 23rd Annual Carefree Fine Art & Wine Festival», которая состоялась в марте 2018 года. Я перевела с английского, что в выставке примут участие российские художники Акжана Абдалиева и Максим Максимов. В статье было написано, что они не пара, но работают вместе, дополняют друг друга. Максим прорабатывает карандашный рисунок и композицию, а Акжана работает непосредственно над рисованием лиц и тел. У них в разработке 40 идей.
В третий раз мне встретилось имя Максима Максимова, но я упорно не обращала на это внимание. В моих фантазиях возник образ художника - мужчина с бородой, с которым Акжана познакомилась в Америке, почувствовала общность творческих планов и идей. Они создали творческий союз и рисуют вместе. Меня интересовала только Акжана...
К моей радости нашлась информация о том, что 16-17 октября 2021 года в Беверли Парке проходила выставка «The Beverly Hills Art Show» и там были выставлены картины Акжаны Абдалиевой. Я увидела две фотографии. На одной изображения картин Акжаны выставлены вдоль аллеи и и на ней написано «Sumati Colpitts, ceramics» ("Сумати Колпиттс, керамист), а на другой изображена лавка с керамическими изделиями и написано «Akzhana Abdalieva, painting» ("Акжана Абдалиева, художник")- по непонятной причине были перепутаны подписи к фотографиям. С одной стороны я обрадовалась, что к художнице вернулась фамилия, а с другой почему такая путанница с подписями к фото. И исчез куда-то Максим.
«Вот-вот, уже всё ближе и ближе», - думала я. Но больше ничего нового о нашей Акжане не попадалось.
И вдруг обнаружился интернет-магазин Colibri Fine Art, где продавались картины и миниатюры Акжаны Абдалиевой. Там же я увидела видео, посвященное тридцатилетию творческой деятельности художницы. Видеоролик был смонтирован каким-то странным образом: показаны рисующие руки с тонкой кисточкой, которая закрашивает узоры. Лица рисующего человека не видно. Только руки. Потом мы видим фотографию Акжаны и ретроспективу её картин по десятилетиям, начиная с 2020 до 1990 года. Почему нет новых работ?
На этом сайте есть информация о ней и о фотографе, которого зовут Ира Родригез. Я тогда подумала, что этот фотограф её муж или жених, так как у них совместное дело.
Сайт действующий, контакты были указаны только фотографа.
Гульсифат написала по этому адресу, но ответа не получила…
И тут я всё-таки решила узнать: кто такой Максим Максимов? Может быть, он знает что-нибудь об Акжане…
Трудно найти сведения о человеке с таким распространённым именем и фамилией. Приходилось пробовать разные варианты ввода в поисковик. Сработало «Максим Максимов Акжана Абдалиева».
Я увидела, что на сайте Artmajeur – художественной онлайн-галерее, зарегистрирован Максим Максимов. И там выставлены работы Акжаны, 10 штук. Статус у всех «не для продажи», Я обратила внимание, что страница была создана в 2010 году и не обновлялась с 09 июля того же года. Получается, что М.Максимов знал Акжану уже очень давно…
Внимательно я прочитала всё, что касалось первой персональной выставки Акжаны осенью 2011 года, и узнала, что она познакомилась с Максимом в Турции, во время учёбы в Университете Мимара Синана. В интервью в начале сентября 2011 года, которое было опубликовано на Mail.ru в Моём Мире, художница рассказала:
- Мне очень повезло, наверное, это рука Всевышнего. Я познакомилась с уважаемым человеком Максимом Максимовым, который поддерживает меня со времени моего финального обучения в Турции. Он увидел в моих работах искру, и теперь уже 3 года он является моим куратором, советником, наставником. Он сам является художником и великим мастером слова. У художников иногда случается ступор в творчестве и если рядом не будет человека, который развернет, поможет найти выход, тогда беда».
Не составило труда узнать о Максиме Максимове много интересного. Сразу видно, что личность это масштабная, разносторонняя, очень многоликая, влияющая на умы огромного количества людей в разных странах. Но всё по порядку…
Максим – человек открытый, поэтому на своём сайте maximmaximov.com рассказал свою биографию. Я не буду её переписывать, просто выделю основные вехи его жизненного пути.
Максим родился в 1970 году в г. Алматы, окончил школу и поступил в художественное училище.
А 1990 год оказался очень ярким на события в жизни молодого человека: он защитил диплом в Алма-атинском художественном училище по специальности «Художник оформитель широкого профиля». Его родители эмигрировали в Америку. Он с ними не поехал, а организовал «Религиозное Объединение «Новая жизнь» и женился на Ларисе – очень активной девушке, лидере группы прославления его церкви. С этого момента они вместе стали развивать своё семейное дело и это у них очень хорошо получалось. Оба получили религиозное образование в Швеции, стали пасторами, открыли «Библейский колледж «Новая жизнь» и филиалы своего объединения во многих городах и странах. Приобрели недвижимость для работы своего объединения, открыли книжный магазин, студию звукозаписи. В 2000 году Максим организовал Первый христианский канал CNL на русском языке и к 2008 году канал был доступен в 115 странах Европы, Азии, Африки, Америки, в 500 кабельных сетях. Максим и Лариса Максимовы в 2014 году вынуждены были уехать из Казахстана в Америку из-за преследования на религиозной почве.
В 2019 году суд г. Алматы за мошеннические действия в отношении своих прихожан приговорил Максимова к 5 годам лишения свободы и запрету пасторской деятельности. Но он сбежал вместе со своей женой Ларисой в Америку задолго до приговора и остался на свободе. По решению суда, который состоялся 29 июля 2019 года, всё его имущество подлежало конфискации в пользу пострадавших прихожан. Они написали заявление, что М.Максимов вводил их в транс силой своей харизмы, и вынуждал отдавать в пользу его церкви «Новая жизнь» все материальные ценности, которыми они обладали.
В 2020 году Максим Максимов отпраздновал своё пятидесятилетие, двадцатилетие канала CNL, а в 2021 году президентом канала стал другой человек – епископ Рик Реннер. В 2022 году каналу изменили название. Теперь он называется «Канал хороших новостей».
У супругов Максимовых есть и You Tube канал, проповеди там читает теперь в основном Лариса.
Интересный факт открылся в газете «Голос Сан Диего» («Voice of San Diego») от 18 июля 2018 года. Там рассказана история Andrey Federovskiy - предпринимателя из Казахстана, который в марте 2017 года вместе со своей женой (имя жены не называется) приехал по приглашению пастора Maxim Maxime в Сан Диего. В июле они подали документы для получения политического убежища в США, так как их преследовали на Родине за религиозные убеждения. В феврале 2018 года этого предпринимателя арестовали. Его искал Интерпол за злостную неуплату налогов в Казахстане. Дальнейшая судьба этого человека мне неизвестна.
Меня заинтересовало совпадение фактов: именно с появлением в Сан Диего жены этого предпринимателя началась и деятельность творческого союза Максима и Акжаны. Случайность? Всё может быть…
Больше мне ничего не удалось узнать о художнике Акжане Абдалиевой. Остался один вопрос: она не хочет или не может выходить на связь? Не верится, что такая позитивная, жизнерадостная, улыбающаяся на всех фотографиях молодая женщина добровольно обрекла себя на затворничество и нигде не появлялась столько лет.
И ещё… В 2011 году персональная выставка Акжаны Абдалиевой была организована с большим размахом. Там присутствовали представители СМИ, деятели культуры и искусства, искусствовед М.Жумангулова, подруги и друзья. Тогда они все её знали.
В 2015 году картина Акжаны «Цветы» украшала обложку журнала «Консул» № 3-4. Этот номер был посвящен Российско-Казахстанскому сотрудничеству. Получается, что и тогда она была всем известна.
Что же случилось? Почему её все забыли?
Чудесные полотна Акжаны живут в Сети Интернет, вызывают восхищение, вдохновляют на творчество других людей. По мотивам картин этой удивительной художницы выпускают паззлы, изготавливают мозаику, производят заготовки для вышивки, рисуют копии акрилом, пишут стихи.
Можно встретить свежие публикации произведений Акжаны на страницах блогеров, они делятся красотой, нежностью, чувственностью, и получают восторженные комментарии. Люди замечают, что картины Акжаны Абдалиевой не молчат. Они говорят, поют и напевают, подсказывают и никого не оставляют равнодушными.
Вот такое расследование дилетанта вышло у меня.
Я так и не узнала – где же Акжана? А детектив «Лабиринты одиночества» получился у Гульсифат Шахиди с очень хорошим финалом. Юсуф нашёл свою Сауле. А Сауле, пройдя очень сложные испытания, поняла, что её настоящая любовь – это Юсуф. Наверное, и художница Акжана Абдалиева мечтала встретить вот такого смелого, честного, целеустремленного Юсуфа, рисуя на картине «Мир» девочку с испуганными глазами, выглядывающую из мешка с заплаткой.
Свидетельство о публикации №223033100812
Отзыв на "Лабиринты"
Мне позвонила Гульсифат и пригласила на презентацию своей новой книги. Я с удовольствием приняла приглашение и заверила её, что непременно приду. Но, как верно сказано, человек предполагает, а Бог располагает. Через полчаса мне доставили приглашение на День России на то же число, и на то же время… Я позвонила Гульсифат, и попросила извинения, что не смогу быть на презентации, так как у посольства России политическое мероприятие, которое я не могу пропустить. но новую книгу её прочитала бы с удовольствием. И, спасибо Гульсифат, в тот же день она мне привезла три своих книг. Я была тронута. И с нетерпением ждала завтрашнего дня, чтобы прочесть её новое произведение, ибо только завтра пройдет срок запрета чтения из-за операции на глазу.
Я сразу обратила внимание на новую книгу под названием «Лабиринты одиночества». В этот раз Гульсифат обратилась к детективному жанру. Честно признаюсь, хоть и в детстве я взахлеб читала детективы, сейчас они меня не очень интересуют. Но книга Гульсифат захватила моё внимание с первой страницы. Её ясный, как говорит молодежь «без выпендрежей» русский язык, яркие образы героев, выписанные тщательно, линия любви не могли оставить меня равнодушной. А сколько нового я для себя почерпнула: куни халта- последний ребенок, у нас азербайджанцев говорят, остатки теста, другие такие же интересные выражения, если все их привести, вам уже будет читать не интересно. Хоть и это первый опыт автора в детективном жанре, книга удалась на славу. К тому же она написана на основе реальных событий, и я представляю. Сколько Гульсифат пришлось копаться в истории казахской художницы. Она мастерски переплела судьбы таджикского парня и казахской девушки. Есть у меня пьеса под названием «Любовь без границ», которая была поставлена на сцене русского драматического театра имени Вл. Маяковского. Эта мысль красной линией проходит и в произведении Гульсифат: Любовь не признает ни границ, ни национальностей! Семья Юсуфа бежала от войны в Казахстан. Хоть и автор говорит об этой страшной братоубийственной войне очень коротко, перед глазами проходят все события тех дней… Не приведи Господь! Пусть небо над моим любимым Таджикистаном всегда будет мирным и чистым! И здесь они знакомятся с Сауле, к которой у Юсуфа возникает первая чистая детская любовь. Автору удается затронуть душу читателя, заинтриговать его острым сюжетом своего рассказа, заставляя его ждать с нетерпением развязки… Признаюсь честно, я прочитала книгу на одном дыхании. И, конечно же, была удовлетворена счастливым концом развязки детективной истории. Гульсифат, дорогая, поздравляю ещё раз и желаю ещё много-много таких же интересных книг!
Амаль Ханум Гаджиева,
Журналист, переводчик, писатель, поэт, критик
Гульсифат Шахиди 03.06.2023 12:31 Заявить о нарушении