Граф Монте-Кристо. Франция, Италия, 1954. Жан Маре

Проект: "Несколько просмотренных экранизаций знаменитого историко-приключенческого романа Александра Дюма-отца "Граф Монте-Кристо" ("Le comte de Monte-Cristo", Франция, 1844-1846), а также прочтение самого романа".

2. Несколько экранизаций.

Ту-ду-ду-ду-у-у!!! Свершилось!!! После прочтения романа (наконец-таки), мы смотрим долгожданные экранизации!!!.. Ура!!!..
 
Честно говоря, немного волнуюсь. Ведь как вышло с "Гамлетом" великого Уильяма Шекспира? Я пришёл в Рижскую Центральную библиотеку (не путайте с Национальной, это две разные библиотеки), так как у меня не было дома этой книги, прочитал, "улетел", а потом... забраковал все 7-мь экранизаций, которые выбрал для визуального изучения данной темы. Забраковал! Ни одной не смог поставить высший балл! А между прочим, до прочтения книги очень любил одну - английскую версию 1948-го года с Лоуренсом Оливье в главной роли. А теперь - только отдельные эпизоды, диалоги, фрагменты из разных версий. Н-да, печально... Боюсь, что и здесь может произойти то же самое... Может, тогда и смотреть не стоит, а?..

А может, больше не стоит читать классику, полагаясь лишь на видение современных режиссёров? Что за глупости! Стоит смотреть! Конечно, стоит! Ведь понравился же фильм "Унесённые ветром" (США, 1939)! А ведь я читал книгу американской писательницы Маргарет Митчелл. И советский "Д'Артаньян и три мушкетёра" с Михаилом Боярским очень порадовал, хотя я также штудировал роман Александра Дюма-отца. Да и сама киноверсия - музыкальная. Но я её до сих пор пою. "Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс...". Так, что... Стоит! И самому узнать, мол, есть ли хорошие, сильные экранизации на бессмертное, драматическое творение Александра Дюма-отца "Граф Монте-Кристо" или же опять - только эпизоды, фрагменты, несколько представительных актёров, актрис, красивые диалоги из разных версий. Вот так. Стало быть...
 
Стало быть, начнём! А там, что будет, то будет...

И ещё одно, для справки... Я работаю пекарем в большой пекарне; читаю мировую художественную литературу; слушаю серьёзные рок-группы прошлого (которые не просто играли, они творили); сам участвовал в одной школьной рок-команде; жил в Англии (не сложилось, но опыт есть); путешествую по Европе (в отпусках); хожу в музеи; самостоятельно изучаю три иностранных языка (английский, испанский, французский); пишу для себя любительские заметки на разные темы, статьи, очерки, эссе, автобиографические странички; обработал и написал несколько своих снов-сценариев (то, что увидел во сне и запомнил); немного пою; занимаюсь спортом (бегом и физическими упражнениями на уличных тренажёрах); практикую классический массаж, а также учусь комбинировать его с восточным, посещая курсы в профессиональной школе; прошёл три романа-сожительства (с англичанкой, латышкой, русской); выиграл несколько конкурсов в газетах и иногда публиковался в местной прессе до 2008-го года (последний одиночный "выстрел" - 2012-й, про свою жизнь на сезонной ферме)... И! Поэтому! Просто не могу быть обычным "диванным критиком"!..

К тому же, я человек из другого поколения - дитя 90-х, когда ещё никакого "Youtube" и в помине не было! Ну и мне приходилось сочинять рассказы по картинкам в "Мурзилке", "Весёлых картинках" (доставшихся от родителей), читать информацию о различных группах на виниловых пластинах в буклетах, собирать музыкальную коллекцию на аудиокассетах и дисках, брать видеокассеты по 10 штук за раз, домой, на неделю у своего родственника (у меня дядя был тако-о-ой коллекционер, что, ого-го! Не хуже, чем видеопрокат!), ходить в кино, смотреть фильмы и КВН по ТВ, обалдевать от красивой и необычной в то время рекламы, глядеть латиноамериканские мелодраматические сериалы ("Рабыня Изаура","Богатые тоже плачут", "Просто Мария", "Реванш"), американскую "Санта-Барбару", рубиться в приставку "Dendy", наслаждаться "Диснеем" по воскресеньям ("Утиные истории", "Чип и Дейл спешат на помощь"...), радоваться вкладышам от жевательных резинок ("Donald Duck", "Love is...", "Turbo") и украдкой глазеть на голых девушек (оля-ля, видео календари "Playboy", и выпуски "Penthouse"). Из чего следует, что мы, дети 90-х, были, есть и будем другими!!! Так, что...

Так, что начнём просмотры!..


Экранизация № 1. "Граф Монте-Кристо" (Франция, Италия, 1954).

183 минуты (3 часа и 3 минуты). Две серии: 1) "La Trahison" ("Измена", "Предательство", "Обман"), 2) "La Vengeance" ("Месть"). С Жаном Маре (1913-1998, 84 года жизни, портовый город Шербур, регион Нормандия, северо-запад Франции) в главной роли.

"Ага! Сразу с "козырей" пошёл!".

Ну, да! А чего тянуть?! Не прошло и недели, как прочитал последнюю главу, так, что эта версия будет самое-то. Да и все говорят, что она великая и самая известная. Посмотрим! После "Гамлета" я в подобное уже не верю. Но Жана Маре давно знаю и уважаю. И заранее могу сказать, что да, эта роль для него... Почему утверждаю сие до просмотра? Потому, что он статный, серьёзный, мужественный, представительный актёр! Маре может играть аристократов. К тому же, он Фантомас! А этим всё сказано...
 

Итак, фильм с Жаном Маре...

Начинается всё с книги... В буквальном смысле. Перед нами открывается книга, перелистываются страницы и это напоминает нам красивые, волшебные вступления старого, доброго "Диснея" (ого! Здорово!)! За такое сразу же хочется поставить высший балл, но когда появляется корабль "Фараон" (гордо разрезающий волны Средиземного моря) и мы видим 40-калетнего Эдмона Дантеса, то... Медленно и верно опускаемся на землю...
 
Режиссёр Робер Верне. Сценарий: Александр Дюма-отец (книга), Даниэль Ивернель, Жорж Неве (переделка и адаптация под кино). Композитор: Жан Винер. Н-да... Похоже, что всех, кроме композитора будем ругать...

Ребята! Да, да, вы трое (Робер, Даниэль, Жорж). Вы с Луны свалились? Я понимаю, мол, Маре, все дела, но... Начало истории! Это весёлый, наивный 18-19-тилетний парень-моряк, ещё не знающий жизни! 40-летний мужик тут НЕ ПОДХОДИТ! Что, во Франции 50-х годов XX-го века не нашлось мальца, умеющего сыграть наивность? Вот вам и великая экранизация франко-итальянского производства. Уже снимаю 0,5 балла. А ведь глядеть ещё три часа... Н-да... Обидно. Но, к сожалению, факт...

Три часа спустя...

Хм... А время быстро пролетело. Это хороший показатель. Но вот всё остальное... Пройдёмте со мной на кухню. Угощу вас чаем или кофе (я сам "чаеман", "чаедуй"). Что? Да, конечно. Можно со сладким печеньем, можно с солёными крекерами. Можно и конфетку с ликёром (вишней), если принесли, хо-хо! Шучу. У самого всё есть. Милости прошу...
 
Вы знаете... Этот фильм... Эта экранизация... Даже несмотря на гениальную старую школу актёрского мастерства, Жана Маре, цвет, плёнку, художественную составляющую, красивое музыкальное оформление мне... не совсем понравилась...

Что? Да, конечно, я пытался отбросить всё отрицательное в себе и смотреть на вещи лояльнее, но... Это было выше моих сил... И отрицательные 0,5 балла ссыпались, как из рога изобилия... (Понимаете, я стараюсь не снимать сразу целый балл, ища везде и во всём хорошее. Но, если есть, то...).
 
Знаете, чего больше всего не хватило? ДРАМАТИЗМА. В этом фильме нет того ДРАМАТИЗМА, который обязан был присутствовать в подобном жанре кино! Из-за чего всё казалось не так и не тем... Всё...   

1а) Это личное, но Мерседес тут не похожа на каталонку, потому, что актриса Лия Аманда - итальянка и совсем не такая, как надо (слишком мягкая, простая). Не так я себе представлял невесту Эдмона Дантеса. И поскольку это первая экранизация, то ещё не привык. Ведь особенность всего этого момента заключалась в том, что француз обратил внимание на необычную, горячую испанку. И её род был в душе против, но в лицо ничего не говорил. А это столкновение рас, цвета кожи! И потому был в будущем одобрен брак с её кузеном Фернаном Мондего, так как они люди одной крови. Режиссёр! Ты бы хоть в музей Каталонии сходил в Барселоне! Я лично был. Понимать такие вещи надо... Но, видать, им это неважно...   

1б) Албанка-гречанка Гайде (Кристина Градо). Вновь мимо. Не тот типаж, не то лицо. Мимо... Опять киношники не почувствовали, что граф Монте-Кристо жил на Востоке, что он любит Ближний Восток, что хочет жить там, ну и Европа ему больше не нужна. Не та барышня. Увы. Не катит...   

2) В фильме врагов было трое, а не четверо. Убрали бухгалтера/барона/банкира Данглара с семьей, отдав его место Гаспару Кадруссу (Даниэль Ивернель), который на судне здесь оказался вторым помощником капитана, а не соседом, пьяницей и портным. И поскольку этот Даниэль не просто актёр, но ещё и один из сценаристов данного фильма, то мне предоставляется следующее...

"Режиссёр, слушай, а давай мы уберём из истории Данглара, а меня сделаем вторым помощником капитана, а не каким-то, там, пьяницей-портным, просто свидетелем и чуть позже беглым каторжником, а? Сэкономим на актёрах, декорациях, а у меня будет насыщенная роль. Что скажешь?". Режиссёр согласился и радостно потёр руки. Ну, а для меня это очередные минус 0,5 балла. Вот так...
   
3) Вся история буквально "летела" перед глазами. Но! Не страница за страницей, а ещё быстрее! Тем самым, не успев нам дать возможности насладиться и прочувствовать важные моменты книги. Их просто показывали, как должное (мол, они были у Дюма-отца, так, что, вот, они есть, смотрите). Однако не выделяя и не акцентируя на всём этом пристального внимания! А самое главное, что не было надлежащего ДРАМАТИЗМА в происходящих событиях!!!.. (Например: Эдмон сидит в тюрьме. То есть, невиновного человека сажают в замок Иф, а нам его показывают уже заросшего, после года-полтора в камере. А где мысли, нервы, психологические срывы в первые дни, часы пребывания? Где отчаянные поступки, нападение на охранника, СЛЁЗЫ?!! Где стук и крики: "Я не виновен! Откройте! Требую правосудия! Пригласите начальника тюрьмы! Суда! Я прошу суда!". Где поэтапное уничтожение весёлого, молодого наивного моряка, верящего, что всё это ошибка?! И где сам молодой парень?! Даже у Питера Джексона было чётко показано, как Смеагол превращался в Голлума. Как он старел, лысел, менялся. И это было СИЛЬНО! А тут? Я этого так ЖДАЛ!!! И встречу с аббатом Фариа (Гуальтьеро Тумиати) сократили, хоть он и интересный, важный персонаж. И сама камера была чересчур светлой. Не хватало темноты (Эдмон годами привыкал к темноте!). И мешок (саван) солдаты несли днём, а не вечером. А так как близилась гроза, буря, то этого не хватало. Короче, режиссёр явно не понимает, что такое ДРАМАТИЗМ! Надлежащий антураж, соответствующая атмосфера, НОТКИ ТРЕВОГИ, ОТЧАЯНЬЯ, НАСТРАИВАЮЩИЕ ЗРИТЕЛЯ НА НУЖНЫЙ ЛАД! Не-е, не за тот жанр взялся).
   
4) Также было чётко видно, что этот Робер Верне, что его сценаристы не понимают, что такое обида на женщину, которая предала любовь! Дюма-отец это хорошо знал. У него было много дам. Писатель тонко чувствовал подобное. Потому смог сильно, красиво и грамотно всё это расписать в своём произведении. Вывод? Режиссёру и его подручным нужно было больше ходить на свидания и общаться с противоположным полом! Ибо Дантес НИ ЗА ЧТО НА СВЕТЕ НЕ ПРИЗНАЛСЯ БЫ НА БАЛУ СВОЕЙ БЫВШЕЙ в том, кто он и зачем приехал в Париж! И уж тем более, не стал бы просить Мерседес вернуться обратно! Эту отсебятину я не только не принимаю, я смеюсь над ней. Ха!.. Друзья, вы не знаете жизни... И за это уже точно снимаю балл! Или Дантес вовсе не сидел в тюрьме, без свободы, целых 17 лет (в кино 17, а не 14, как в книге).
 
Далее. Огорчило ли меня отсутствие семьи прокурора? На удивление, нет. Видать, что киношники ко мне прислушались. Ибо тогда нам всем было бы жалко Вильфора. А ведь он плохой. Один из врагов. Но! Без его семьи фильм показался "пустоватым". Видать, всё же, она нужна была... Хоть немножко... Хоть кто-то...
 
Например, его отец (актёр Ноэль Роквер). Да, он был, но только в первой серии истории. А ведь было бы интересно посмотреть, на него годы спустя. Даже, если бы сделали его не до конца парализованным, чтобы не копировать книгу.   
 
Ещё не понравилось то, что о некоторых сильных вещах, что были в романе, на экране только говорили, но не показывали (например, прошлое Вильфора, его закопанный младенец). Это же кино. Могли бы разойтись, как положено. Но, видать, вновь не посчитали нужным. Мол, обозначили, и ладно. Это не минус, но производило странное, малоприятное впечатление... Вот-с...
         
Уф... Хватит о плохом... Остановимся... Мне, если честно и двух-трёх минусов вполне достаточно, чтобы забыть об этой экранизации навсегда... А тут... Н-да...

Теперь лучше поискать хорошее и выделить несколько сильных, интересных моментов. Таких, например, как...
 
Как персонаж Бруно (здесь он Бруно, а не Бенедетто. Актёр Даниэль Коши), его побег из тюрьмы с Кадруссом, их жизнь в Париже, знакомство с отцом-прокурором, кража в доме графа Монте-Кристо, суд с Вильфором. Признаться, это было круто!.. Повеселило и позабавило на славу... Всё это у киношников получилось! Браво!..
   
Также хорошо была показана беседа с аббатом Бузони за алмаз. Здесь на высоте оказалась жена Кадрусса (актриса Клод Женя). Её слова, взгляд, жажда лёгкой наживы. 100%-е попадание! Напомнило алчных людей из старых, детских, советских сказок... Зачётная сцена!..
   
Ещё интересны и сильны были диалоги фильма. Видно, что этому уделяли немало внимания. За что также плюс. Очень хорошо составлены... 

Из врагов понравились двое: прокурор Жерар де Вильфор (Жак Кастело) и Гаспар Кадрусс (актёр, а также один из двух сценаристов фильма Даниэль Ивернель). А вот Фернан (Роже Пиго) показался совсем не таким, каким я его себе представлял и каким нам показал Александр Дюма-отец. К тому же, этот Пиго плохо подходил на роль труса и предателя. И бедного, плаксивого жениха-рыбака Мерседес, клянчущего у неё любовь (в кино он был уже крутым офицером, в то время, как у писателя - парень не до конца определился в жизни. Но бабу уже хотел... А такие тряпки бабу всегда раньше времени хотят. Мол, сначала удовольствие, а потом что-нибудь подвернётся, ну и поможет разбогатеть). Нет, это не тот граф де Морсер, который готов был застрелиться, потеряв её. Не тот типаж, характер... Мимо...
 
Да и то, как был составлен донос в трактире не впечатлило. Всё не то и не так...  Ох, опять я на минусы перешёл. Договорились же - больше их не искать...
       
Про музыку уже сказал. И это плюс! Да и 50-е годы были! А в то время, как известно, музыка в кино - являлась искусством...   

Ещё из плюсов, пожалуй, выделю, что эти две серии (по полтора часа каждая) смотрелись на одном дыхании. Хоть всё выглядело сжато, наскоком, разрезано и выброшено, в целом, казалось приличным. И если вы не читали книгу, то перед вами представлялось вполне хорошее кино. Но! Это "Граф Монте-Кристо" Александра Дюма-отца! А это, сами понимаете, большая ответственность! Так, что... Увы, но, нет...
   
Ещё хочется выделить несколько моментов с Жаном Маре. Ибо он не виноват в том, что экранизация оказалась для меня слабой... А это значит, что его появление в образе графа в Париже (вторая серия), состоявшаяся дуэль с Фернаном (приятное отличие от книги), сокращённые, но всё же хорошие сцены в замке Иф, побег - удались! Маре - есть Маре. Однако он один не смог вытянуть на себе такой фильм. Остальные тоже должны были стараться, готовиться и отдавать себя без остатка процессу. К сожалению, так не получилось. А по сему...

По сему, поставим 6 из 10 и только из-за уважения к Жану Маре, старой плёнке, ну и хорошей франко-итальянской школе актёрского мастерства (актёрам, сыгравшим роли Вильфора, его отца, Бруно/Андреа Кавальканти, Кадрусса, его жены Карконты, а также отменному эпизоду с птичкой во дворце французских монархов при смене власти, о котором забыл упомянуть раньше в плюсах картины). Но на этом всё...

 
Разочарован ли я? Безусловно. С самого начала, как увидел 40-летнего мужика, которому предстояло провести в тюрьме много лет и затем вновь стать 40-летним мужиком... Это было за гранью моего понимания жизни... Но, повторюсь, сам Маре в этом не виноват. Здесь по полной оплошал режиссёр Робер Верне. В этом, в другом, во всём... Видать, ему нужно было больше путешествовать по миру, общаться с женщинами, прочитать в толковом словаре, что такое "драматизм". А также не слушать сценаристов, желающих сняться в его фильме. Мол, он режиссёр. И за ним главное слово. Что ж. Он этого не сделал. Ну, вот и результат. Я посмотрел и забыл. А мог бы "поставить" на "золотую полку" и пересматривать время от времени. Но, увы... Будем искать другую версию...

На сегодня всё. Второго разочарования подряд пока не хочется. Пусть пройдёт время...

Благодарю за внимание!

С вами был Алекс Джей Лайт.

P.S. Я спокойно воспринял отсутствие глав о жизни в Италии. В том, что их вырежут - не сомневался. Всё это можно сказать и на словах. Но то, что режиссёр упорно старался сделать драматический фильм менее драматическим - этого я предположить не мог. Дюма-отец не одобрил бы. Честно. Задеты были чувства писателя... Как пить дать...
 
P.S. 2. Можно тасовать "колоду карт", как угодно, менять актёров, давать им иные роли, добавлять новых персонажей, короче говоря, делать, что заблагорассудиться, но! При условии, если всё это будет смотреться красиво, плавно, гармонично, интересно и не мешать основной истории. А это, как-никак, история выдающегося французского писателя. И тут киношники напортачили... Ай-яй-яй, французы. Своих не уважаете...
 
P.S. 3. Как стало известно, это уже вторая экранизация "Графа Монте-Кристо" от режиссёра Робера Верне. Первую он снял ещё в 1943-м году. За 10-11 лет до этой. Хм... Я заинтригован, но пока смотреть не буду. Но, если окажется, что первая версия лучше второй, то какого лешего Робер свалял дурака да ещё и с такими великими актёрами, как Жан Маре? Хотел поэкспериментировать? Ну так зря. Одни классные актёры такое сильное произведение на себе не вытянут. Нужна помощь, поддержка, хорошая, слаженная команда! А её, судя по всему, режиссёр и не хотел оказывать... Н-да... Дела... Занавес...


Рецензии