СУМА И МЕЧ

             Часто многие из нас знакомясь с Евангелием находят в нём неточности и даже противоречия. Так читая Священное Писание в нашем сознание формируются, вырисовываются, утверждаются христианские ценности – смирение, доброта, бескорыстие, милосердие, сострадание или ещё – нестяжание. И вдруг, как бы в разрез всему, мы слышим призыв Христа собирать средства к жизни, т.е. иметь суму и меч при себе.

«Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;» (Лк.22:36).

Священное Писание не учебник математики или грамматики, где любая «фраза» имеет законченный смысл, утверждение без предисловий и предысторий. Всегда надо помнить, что Писание – это, в первую очередь, духовное произведение в полном смысле этого слова и если здесь что-то непонятно или противоречиво, или неинтересно, то причина не в тексте и его содержании, а в нас – в нашем состоянии, в той самой духовной зрелости. Обратите внимание, человек далёкий от веры никогда не будет интересоваться Библией, если в этом нет внешних причин, и наоборот для верующего нет иной отрады, душевного желания как читать и перечитывать, разбирать его содержание, одним словом, утолять жажду сердечную словом духовным. Это подобно чувству увлечения, интереса настоящего, например, как для математика: доказать, найти решение или решить, и совершенно ни о чём оно же, такое желание, для простого смертного далёкого от математики.

Многозначительность и многообразная смысловая основа слова Писания делает его интересным и актуальным для любого духовновозрастного состояния души – от её простого, плотского, почти животного, до высшего духовного, можно сказать, ангельского подобия.

И ещё, каждый там, в духовном Слове, получит своё, лично ему адресованное, знание, информацию. Почитайте и увидите! Для безбожника, например, там столько аргументов для его безбожия как ни где, и наоборот, для верующего – истина, отрада и утешение, доводящие почти что до живого общения, личного присутствия! Так и у меня по поводу этих слов Христа на последней встрече с учениками сложилось своё мнение, смысловое видение, которым и делюсь с вами.

Здесь в Слове меня привлекает, завораживает чисто эмоциональный охват (сторона, выражение, характер) любой личности и события, который бывает настолько ярок, что придаёт описанию, картине живость (оживление) или, как музыка в кинофильме, предвосхищает или выделяет, акцентирует правильное восприятия, мотивацию сюжета, настроение момента. И ещё, слово с эмоциональным приложением может нести в себе уже иной смысл и даже иную энергетику, иной заряд, оторви его от текста, от корней и всё … всё зазвучит иначе.
«Молодец!» или «Попробуй, возьми!» - Как понять без эмоции: то ли это одобрение (предложение), то ли – угроза. Если в фильме звучит тревожная музыка, готовимся ли мы засмеяться, увидеть смешное?

Вот и здесь на высказывание Христа о приобретении сумы и меча с учётом предыстории, и эмоциональной составляющей можно ответить, что оно имеет следующий смысл: наступают дни гонения и здесь надо «держать ухо востро»! т.е. ни о каком восстании или агрессии, противлении, или ещё чего-то подобного с их стороны речи не идёт. Иначе, Учитель пытается предупредить учеников о наступлении для них тяжёлых временах. К сожалению, (и по обыкновению) на тот момент они так и не поняли Его слов предупреждения.

Но давайте разберём всё подробно. Итак, что было ранее, до этого высказывания на Тайной Вечере.

1. Общий настрой братства.
«Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.» (Лк.10:17-20).
Да, всё это было раньше, но привожу здесь для понимания настроя, общего эмоционального состояния товарищества.
Народ за них и внимает им, и не отпускает их, и повсюду следует за ними, и сейчас в буквальном смысле встречает как героев с пальмовыми ветвями и с радостными приветствиями, т.е. кульминация признания и восторга налицо (по-иному не скажешь).

2. Но Иуда уже «поднял пяту» и ищет лишь момента, удобного случая, предать Учителя в руки врагов. (Ин.13:18).

3. Они, ученики, настолько вжились в своё положение, -  положение учеников такого надёжного и славного Учителя, что несомненно полное забвение об опасности.

4. На последней встрече, на тайной вечери, Учитель говорит им слова о дружбе и братстве.

5. Искренность речи Учителя, а Он ведь всё знает (ну также, как мы сейчас) в отличии от них, ещё более расслабляет их мысли и речи, и лишь оттенок как бы прощания в Его словах всё путает и вносит настороженность и недоумение. «Оттенок» и «как бы» - это эмоциональное (настроение, «музыка») на тот момент, а уже после, и тем более сейчас для читателя, оно, прощание, «явно» и «очевидно». Возможно усиление сделано при написании, поскольку есть здесь некое расхождение в настроении Учителя и учеников, но это (усиление) не противоречие – оно для нас, читателей, для нашего понимания момента.

«и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.» (Лк.22:15-16).
Ученики растеряны и мысли их заняты только Им и о Нём, о Его печальном настроении. Что ещё сейчас можно вложить в их сознания? Ничего. Это «шоры», почти гипноз. А Он пытается туда что-то ещё втиснуть, вдавить в этот «тормоз».

6. Они опять слышат о предательстве и среди них начинается роптание. Учитель не хочет огорчать праздника и пусть последняя встреча их как можно больше пройдёт в добром настроении.
«…, впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.» (Лк.22:22).

7. Они успокаиваются и начинают вести простые речи и споры. И больше для отвлечения себя, а скорее своего любимого Учителя от этих грустных тем, начинают активное обсуждение:
«кто из них должен почитаться большим».
Они знают насколько это отвлекает, занимает Учителя. И действительно, Он поддаётся, увлекается разговором и доходит до обещания им престолов судий «в Царстве Моем».
«Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Лк.22:28-30).

8. И здесь кульминация: всё внимание переносится на Петра.
«И сказал Господь: Симон! Симон! …» (Лк.22:32)
Пётр от таких слов ещё сильнее проникается искренностью и радость, умиление застилают глаза.

«Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти.» (Лк.22:33).

А кто бы так не сказал!? Все они готовы …, обратись Он с такими речами к любому из них. Но только к Петру! И только теперь понятно почему.

 «Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.» (Лк.22:34).
И всё! Как «окатили ушатом»! Какой петух, когда, … о чём Он … ???
Наступает время и вот-вот пробьют часы. Учитель как бы пытается встряхнуть их, вывести из оцепенения иллюзиями и благодушия. Всё, всё заканчивается - и безмятежность, и спокойствие. И первым трезвение получает Пётр.
И уже к остальным.
«И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.» (Лк.22:35-37).

И вот как эти слова отзываются во мне, читателе, а именно: когда Он был с учениками, то не имели они ни в чём нужды и притеснения. Но теперь это проходит и как Он будет причтён к злодеям, то и им, его последователям, несдобровать.
«Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.» (Ин.16:2)
То есть будут поступать с ними как со злодеями, а по сему никто им теперь не даст ни еды, ни питья, ни приветствий, но даже ополчаться против них, как преступников, а значит и меч ещё может понадобиться.
От таких слов Учителя они в полной растерянности и недоумении, … а может Он просит о защите? … и отвечают Ему почти на автомате.
«Они сказали: Господи! вот, здесь два меча.» (Лк.22:38).
(Да, не продавить, не втиснуть разумения … и уже, очевидно, без порыва.)
«Он сказал им: довольно.» (Лк.22:38).

Хорошо, а как бы мы отреагировали на судьбоносные предсказания к нам? Невозможно заранее сообразить и отрепетировать – куда и как отскочить … . Конечно, Он понимает это, но хочет разбудить в них настороженность, усилить бдительность. Но всё тщетно. Это похоже скорее на материнское напутствие – «Ты береги себя, сынок!»
        И совсем немного и всё встаёт на свои места. Изменение к ним народной милости на гнев первым узнаёт Пётр. Ещё вчера он мог свободно сказать, что он знает Учителя и не просто знает, а является Его учеником и быть обласканным вниманием простого люда, то сейчас, здесь во дворе, настолько ясно понимает опасность, серьёзность своего положения, - аж мороз по спине: да, да, сейчас, именно сейчас набросятся и разорвут его на части они же вчерашние добрые почитатели. А они не унимались, у них просто чесались руки и уже заходили желваки, загорелись глаза. Промедли он ещё чуть-чуть, несдобровать ему даже за то только, что он галилеянен. Они согласны были уже и на этот повод. Ну как здесь не пожалеешь, что нет меча, такого надёжного и вразумляющего аргумента. В общем спасло только чудо: не предупреди Учитель его заранее и не пропой петух, не уйти ему оттуда так просто – подобру-поздорову.

Заметим, однако, это «просто» всё же стоило ему дорогого.

«И выйдя вон, плакал горько.» (Мф.26:75).

Рисунок. Гюстав Доре. Вход Иисуса в Иерусалим. 1866.


Рецензии