29. 03. 2023 Про идеальность
Странно, что при всей ироничности в отношении этой фразы, всегда считала, что настоящий художник рисует(пишет?)... ну вот примерно так ( тут я отрываюсь от клавиатуры и красивыми движениями кисти рисую в воздухе легкие витьеватые завитушки). То есть захотел нарисовать лошадь - раз, такой.... одна линия, другая, обе правильные. Красивые, плавные.
И в них уже обозначен основной абрис. И видится, как ветер треплет развевающуюся гриву. И слышится порывистый свист в ушах. И чувствуется запах н...ну в общем, разнообразные ассоциации у зрителя возникают уже на этапе, когда настоящий художник еще только точит карандаш.
Дальше, практически ничего не исправляя, художник только улучшает написанное. В смысле, нарисованное. И оно, это нарисованное, становится, как живое. Даже, наверное, лучше, потому что стоит смирно, можно рассматривать сколько хочешь.
Эта ( обманчивая) легкость , эта воздушность в исполнении переноса жизни на бумагу, по крайней мере , была бы объяснима идеей, что гений - это 20% таланта и 80% пота. Потому что коню понятно, что вот так легко и элегантно без почти круглосуточных тренировок предыдущие 20 лет, ты не нарисуешь даже таракана, не то чтобы вид на Темзу в лучах сурового декабрьского заката.
Но оказалось, что все не так. По крайней мере, так не всегда. Что художники тоже люди. И не все могут так вот сразу целую лошадь двумя линиями. Многим нужен циркуль и две клячки ( в смысле стирательных резинкок... две). И еще эскизы и наброски. Ну и предварительно поразминаться пару десятков лет, тех самых в стенах художки.
В общем , я думала, что они все рисуют из головы. По памяти.
Не, я , конечно, знала понятие " рисования с натуры". И в кино видела и в книжках читала. И живо представляла себе смущенно опущенный взгляд девушки, раскинувшейся в раскрепощенной позе на подиуме, перед парой десятков мужчин в беретах, прячущих шевелящие усы за мольбертами.
В нашем высокохудожественном городе то тут, то там, как грибы рассажены люди с переносными мольбертами и кистями- с ранней весны по позднюю зиму они у нас ангелы- хранители каналов и мостов. Но опять же , мне всегда казалось, что они больше воздухом подышать и чтобы не скучно было.
Не подумайте чего. Я нисколько не критикую. Я полюбила эту братию. А тех, кого полюбить не удалось, как минимум уважаю - с тех пор, как мне подарили кисти и краски. Настоящие профессиональные акварельные. Жалко что подарить умение рисовать невозможно.
Первым недоумением для меня стало понимание того, что когда настоящий художник тебе показывает НЕЧТО ( как бы обманчиво просто это не выглядело) , это еще не означает, что ты это НЕЧТО так же прелестно повторишь:
-Все очень просто!- вдохновенно начинает Маэстро -Вот берем аквамарин... и так его кистью на белый лист: кап.... - Видите? Получилось облачко. А теперь зеленый ... - и второй раз : кап... - Получилось деревце.
И ведь правда... У него и небо нарисовалось из этой капли, живое, настоящее, с тучками/облачками и деревце, с красивой воздушной, почти колышащейся кроной.
А ты, прикусив язык от старания, взял ту же краску, ту же бумагу, тот же угол наклона кисти и так... шлеп.... шлеп... и у тебя две кляксы. Одна похожа на раздавленную ботинком амебу, другая - на амебу после эпилептоидного приступа. Синяя и зеленая.Жирные такие, бородавчатые, как жабы. Слились, расползлись, и смотрят на тебя издевающимся странным, не будем затруднять себя сравнениями, цветом.
При все желании в этой луже ни небушка, ни деревца найти не сможет ни одно больное воображение. Разве только предварительно не накормленное галлюциногенами. ( Вот это , как я всегда думала и есть место для употребления фразы " Я... - так вижу")
... но однажды, устав от бесчисленного количества нарисованных плоских яблок с криво растекшимися боками и бликами в разных неожиданных, иногда предполагающих полную мглу углах листа, я, в припадке истерики от собственной бесталанности и гнева на собственную криворукость, вынула из холодильника яблоко и с грохотом поставила его перед глазами.
Яблоко стало площе и замерло, изо всех сил стараясь не провоцировать мою агрессию.
А я, сурово насупившись, скрестила кисти. Я пыталась быть внимательной и разглядеть все подробности. Подробности от меня упрямо ускользали, как живые раки, попой в темные воды : как не пыталась, я не могла высмотреть в красном с немножечко желтого, десятки оттенков, включая коричневые и зеленые, которые велел увидеть Маэстро ( я все-таки нет, ни разу не художник).
Зато уверилась окончательно, что с талантом у меня совсем плохо: я даже поставить предмет правильно не в силах : яблоко у меня получилось нежно желтым боком в сторону самой сильной тени, а ядрено-красным - в сторону самого яркого света, что катастрофически затруднило мне все передачи света/тени и цвета. Кто художник, тот поймет, я не с ними.
Но вот дальше стали происходить чудеса. Даже написанное коряво, двумя мазками, парой красок и в состоянии нарастающего невроза, яблоко на листе стало казаться живым. Сложно объяснить это, но оно, при всей простоте изображения стало каким-то дышащим, словно настоящее яблоко дало ему чуточку своей души.
Я воодушевилась, причесала кисти и нарисовала еще целую россыпь. Дальше, как обычно, Остапа понесло, в ход пошли груши, лук и картошка. Больше в холодильнике ничего круглого и простого по цвету не нашлось.
Через пару часов сакраментальная фраза про "я так вижу" заиграла другими красками, потому что я поняла : цветами можно играть в пределах заданных рамок , мазками можно играть в пределах правил света и тени, а вообще все правила можно попытаться нарушить - и даже в этом случае может получиться красиво. Если у тебя есть чувство гармонии.
И еще, уже в глубокой ночи, внимательно крутя в руках все эти картофелины и яблоки, я вдруг поняла , что рисуя по памяти стараюсь нарисовать красиво и ровно. И кажется мне, что , чем идеальнее оно получится, тем будет красивее.
А в жизни (будто я впервые держала в руках овощи и фрукты, ей-богу) у всех неровный контур, не круглая форма, щербинки, вмятинки и проплешины непонятного цвета.
Надо же какие случаются озарения в самых неожиданных местах... Что идеальные фрукты - это всегда муляж. А идеальный образ всегда мертв. С людьми, кстати, так же.
На этой мысли , с чувством выполненного долга, с десятком страниц испорченной акварельной бумаги, истерзанными кистями и распотрошенным холодильником, я пошла спать.
И засыпала я не просто с пониманием, а с глубоким осознанием того, что идеалов в живой природе (почти) не бывает. Ни среди плодов, ни среди людей. Но это вообще не мешает нам быть красивыми, нужными и вкусными.
Я так вижу.
Да простит меня Ван Гог.
Иллюстрация- натюрморт с грушами.
Свидетельство о публикации №223040101210
