Я!? Убил человека?

                Я ?! Убил человека?   
   
      Всё началось с вороны. С Володей Г.на его мотоцикле поехали рыбачить на 24 км. Тенькинской трассы. Я прихватил с собой отцовское ружьё. Нужно было его пристрелять. Над противоположным берегом реки летит одинокая ворона. Высоко и далеко. Попасть в неё не надеюсь, но прицелился и нажал на курок. Ворона падает на берег. Поднял её, осматриваю. Зачем она мне нужна, ни мяса, ни пера от неё не возьму, а жизнь загубил напрасно. Не добыча это. Охотник не должен быть убийцей, он добывает. а не убивает. а я её убил. В душе поселилось неприятное чувство. Лучше бы пристреливал ружьё по другим мишеням. Рыбалка не удалась. Володя продолжал ходить по берегу в поисках рыбы, а мне надоело, и пошел искать дичь. На  поляну где мы остановились, подлетела стайка уже белых куропаток, четырёх я добыл, пошел по ручью и добыл двух чирков. Проходя  лесом, добыл трёх рябчиков. Повезло  или кто-то отблагодарил меня за раскаяние по поводу убитой вороны. Дичь долго не должна лежать не обработанной и я буквами,вырезанными из газеты  наклеил на лобовом стекле мотоцикла  «Я уехал домой». На  попутном автобусе добрался до посёлка, где меня догнал Володя. Рыбы он не поймал и мою добычу мы разделили поровну. Случай другой тоже на рыбалке, но уже с Виктором Т.Он председатель местного комитета профсоюза. Приехали попутным транспортом на место. Первым делом развели  костер, попили чаю. Виктор достал из рюкзака малокалиберный пистолет спортивный, и мы начали соревноваться в меткости. Никто по цели не попал. Сидим, думаем это почему же мимо цели. Вроде бы все делаем правильно, но мимо. Сижу к костру лицом, левым боком к берегу реки в правой руке держу заряженный  пистолет. Увидел, как по берегу вдоль уреза воды бегает трясогузка и что-то там поклёвывает. Делаю пол-оборота, навожу не прицеливаясь на птаху пистолет, стреляю. Птаха упала на спинку и даже ножкой не дрыгнула. Какая меткость! Стараешься не получается, а просто так без надежды попасть убиваешь ни в чём не повинное существо. Опять себя ругаю и клянусь никогда больше не наводить оружие на то, что не нужно для добычи. Это обещание я выполнял всегда, да и пример уже был. Мальчишка  находился в доме лесничего, навел малокалиберную винтовку на его дочь, нажал на спуск. Винтовка оказалась заряженной, дочь погибла. Народная мудрость гласит «Кочерга и та раз в год стреляет».               
       На охоте часто бывали случаи, когда зимой ветер сдувает с наста снег и после выстрела раненая дичь убегает или улетает, отыскать её становится сложно так, как заметает её снегом довольно быстро. У меня правило идти по следу или по направлению и пытаться отыскать дичь. Когда это долго не получалось  про себя просил бога помочь отыскать жертву. Всегда находил. Стрелял по бегущему зайцу. После выстрела он потек ещё быстрее. Пошел за ним. Он лежал у подножья почти вертикальной сопки, видимо пытался подняться по ней, но сил не стало и он с неё свалился, и ветер почти засыпал его снегом. Поднял, осматриваю крови не нахожу видимо помер от страха ведь заяц трус. Дома обнаружил, что одна дробина пробила ему сердце, и всю кровь оно перекачало в грудную полость. Охотясь на зайцев, я убедился, что они совсем не трусливые, а убегает совсем не от страха, а по инстинкту сохранения жизни. Бывало,иду по заячьей тропе, а он оказывается сзади меня. Пропускает вперёд и затем убегает в обратную сторону. Такие у него повадки. А иногда сидит туго да ещё издевается над преследователем, чешет лапой нос.
         Возвращаюсь к теме рассказа. Еду по Теньке в сторону пос. Мадаун. Вижу на ветвях дерева у обочины, сидит одинокая куропатка. Почему одинокая. Это место я посещал не раз, знаю, водятся тут их стайки. Подъезжаю ближе.  Стреляю. Куропатка не падает, а улетает от меня. Я хорошо знаю эту местность. От трасы густой молодой лес лиственницы, густой, но не такой чтобы невозможно было идти на лыжах. За лесочком река и такой же лес. Дальше сопка, тоже заросшая лиственницей, но часть её склона без растительности. Думаю, куропатка полетела туда помереть. Следы крови я видел под деревом. Кляну себя за то, что зная свойство ружья живить, подъехал очень близко. Снаряд пробивает тело птицы, и она еще может жить. Надо идти искать, но это почти бесполезное дело. В лесу обходя деревья, невозможно будет удержать направление полёта птицы и  увидеть, если она там упадет. Иду и продолжаю ругать себя за то, что опять загубил чью-то душу. Ведь есть в народе поверье, что душа человека переселяется в птицу. Найти невозможно. Опять обращаюсь к богу "Помоги найти". Выхожу из леса на открытое русло реки, и неожиданно вижу, почти под ногами лежит она, но не в направлении полета от меня, а ко мне. Крылья распластаны по снегу, шейка с головкой вытянуты вперёд, ну как приземлившийся самолёт. Перекрестившись, поблагодарил бога за оказанную помощь и избавление от трудных и возможно бесполезных поисков. Мне было очень жалко загубленную возможно зря жизнь. Бог это понял и отреагировал мгновенно.
       Я, Лёша Севостьянов и Виктор Б. ловили рыбу на лицензионном участке Охотского моря в стороне к посёлку Ола. Название не помню, но не Собачник и не Шайдуровская дача. К морю сбегает и широко разливается при впадении ручей. На правом его берегу стоят вагончики. Зимой этот ручей вморозил их в наледь, которая ещё не растаяла. Они небыли закрыты. В них стояли панцирные кровати без постельных принадлежностей. По приезду на место развели костёр, выпили понемногу, но Виктор больше нас и его сморил сон. Он уснул на валунах, я же пошёл по берегу, изучая окрестности. Возвращаясь, зашёл в первый от моря вагончик и увидел там лежащего на кровати Виктора. Дверь распахнута, сквозняк, под полом лёд. Голова Виктора без головного убора свешивалась с кровати.  Он спал и не слышал, как я вошёл. Мне подумалось, что сон в таких условиях Виктору здоровья не прибавит. Он проснулся, и мы вернулись к костру. Виктор вскоре начал жаловаться на головные боли, и в бане просил сделать ему массаж. Врачи ему сказали, что это шейный  хондроз. После массажа ему становилось легче, но через полгода после той рыбалки он умер от воспаления головного мозга.
      Читатель может прочитать то, что я буду описывать дальше в моём "Я,Колыма и перевал Дятлова", но это другая тема и буду краток. Я возвращался домой после лыжной прогулки по лугам вдоль Оки. От города Рязани к Оке вели две   асфальтированные дороги бывшего колхоза, по одной из них я и возвращался. Луга разделены на чеки. Смотрю слева от меня в одной из чек, в снегу выше колен идут двое по направлению к городу. Один с сумкой в руке шагает впереди другой с рыбацким ящиком и буром по его следу. Увидев меня этот второй, останавливает первого показывает на меня, и предлагает выходить на дорогу там идти будет легче, но первый отмахнулся и продолжил протаптывать путь. Я подумал, что так просто их путешествие не закончится. На следующий день я опять пошел тем же маршрутом. Там где встретил рыбаков ,в снегу есть что-то чёрное, чего не может там быть. По привычке охотника решил узнать, что там такое. Подошёл, вижу, лежит человек вниз лицом. Это был тот, что протаптывал путь. Сумка была при нём. Вернувшись домой, позвонил в полицию. Что было дальше прочитайте в «Я,Колыма и перевал Дятлова». Что здесь  странного? Я подумал, он упал, вернувшись в то место где мы встретились, как та куропатка что я описал выше.
      Вопрос к читателю: «Я!? Убил человека?».


               
                Александр Камушкин


Рецензии