Уварово и уваровцы. Часть 23

Уварово и уваровцы.Часть 23
«Наши старые национальные болезни и грехи…»
В интернете, в всемирной паутине, как в старом бабушкином сундуке на пыльном чердаке можно найти любопытные и не бесполезные вещи и в нашем продвинутом веке.
Неожиданно набрёл и с любопытством прочитал интересную книгу, рассказывающую о первых шагах новой советской власти в наших краях –Ржаксе, Семёновке(она тогда входила в Уваровскую волость),Подгорном, Моисееве, Верхнем Чуеве и Борисоглебске, нашей уездной столице тех лет.
 Окнинский  «Два года среди крестьян».
Мне подумалось, что книга будет интересна и не бесполезна для любителей истории родного края. Книга не бесполезна и потому, что снова не спокойно в родном отечестве: протесты, митинги, стычки с полицией и другие приметы кануна 1917 года.
В очередной, который уж раз, на слуху, языке и экране извечная проблема взаимоотношения народа и власти, не имеющих потребности и желания слушать друг друга.
Автор книги бывший начальник отделения Центрального управления межевой частью. Крупный чиновник  министерства юстиции в царской России.
После Октябрьской революции, спасая семью от голода, покидает Петербург. По совету товарища, после многочисленных мытарств еле работающего пассажирского железнодорожного сообщения прибывает в «богатый скотом, птицей, хлебный « Тамбовский край, с намерением с женой и двумя дочерьми «пережить большевистский режим».
Ржакса, Семёновка, Уварово не  имели возможности трудоустроить и обеспечить жильём.
В ноябре 1918 года устраивается на работу бухгалтером в селе Подгорном в волостное управление.
( В те годы существовала Подгорнская волость Борисоглебского уезда).
За два грозных года становления молодой советской власти автор познакомился со многими крестьянами, снимал у них квартиру. Стал свидетелем политики «военного коммунизма», в один год разорившей богатый хлеборобный край.
Непомерные налоги, многие повинности, невозможность самостоятельно распорядиться выращенным урожаем, по своему усмотрению распорядиться излишками продуктов, без разрешения выехать в город на рынок, нескончаемые мобилизации в воюющую армию, окончательно разорили крестьянство.
Беспредел красных карательных отрядов, безнаказанное казнокрадство, взяточничество. пьянство партийных «товарищей», бессудные расстрелы  - всему был свидетелем автор книги в наших краях.
Это было жестокое время, когда молчал закон, правосудие  вершило «революционная целесообразность», понимаемая каждым чиновником по своему разумению и часто в своих личных корыстных  интересах. А самой твёрдой валютой был самогон…
Современному читателю необходимо понимать, что автор был обиженным царским чиновником, не признавшим советскую власть и не разделявший социалистических идей.
Он видел новую жизнь с другого берега, но надо отдать должное ему, был он честным наблюдателем, искренне отражал суровую жизнь, не утруждал себя мыслями – а можно ли бы тогда жизнь обустроить по справедливости в условиях реально существующей жестокой классовой борьбы?
И тем не менее, книга интересна, полезна для любителей истории, краеведа родной земли. Автор рассказывает честно, как жили, страдали, что пережили наши деды и прадеды.
Только отдельные страницы из большой книги.
Автор сообщает своему читателю, что он писал книгу для себя и не намерен был её публиковать.
Книга был напечатана только в 1936 году, когда автор был уже в эмиграции в Литве.
В России увидела свет в 1998 году.
В книге автор уделяет пристальное внимание представителям новой советской власти.
Подробно рисует портрет председателя Подгорнского волисполкома Петра(фамилию автор толи забыл, толи не желает называть).
Это был высокий, стройный ещё не старый мужик. Происходил он из бедняков. До революции работал на железной дороге чернорабочим, грамотный.
«Нравственности он был очень низкой, взглядов на жизнь – горьковских героев типа разрушителей – босяков. Озлобленный и ненавидящий мало – мальски имущих.
Стал он большевиком с целью осуществления в свою пользу ленинского лозунга « грабь награбленное».
Этим лозунгом он и руководствовался в своём родном селе, волости, а потом и везде, где представлялась возможность.
Крестьянским трудом он никогда не занимался, его не любил, а вместе с тем  и не любил всех трудолюбивых землеробов, крепких хозяев, особенно вышедших из общины…».
Власть Петра была не ограничена и доходила до самодурства. А поводом для своеволия было предостаточно.
Существовала гужевая, подводческая бесплатная повинность, подвозить в Борисоглебск разных военных и гражданских чинов, снабжать их продуктами.
Пётр всегда назначил по подобной повинности Посниковых, проживавших в маленьком хуторе вблизи Подгорного. «Реквизировал» у них мясо, птицу, сельхозпродукты, сено, солому.
Посниковых было четыре семьи, до 1919 года жили зажиточно, были крепкими хозяевами. Трудящиеся крестьяне из соседних сёл относились к ним с уважением.
Пётр довёл эти семьи своими нарядами, поборами до изнеможения.
Пытались они откупаться и взятками. Он их брал, принимал как дань,  но добрее не становился…
Пётр напивался с утра, целый день ходил в подпитии. Пил со своими подчинёнными – собутыльниками: заведующим хозяйством волисполкома Куксовым, заведующим учебным отделом и делопроизводителем военного отдела…
Пётр грабил не только жителей своей волости, но и приезжих, которые с продуктами вынуждены были отправляться на Обловку поздней ночью. Никого не щадил, угрожал оружием, избивал.
Однажды ночью задержал питерских рабочих, отобрал у них воз зерна, крупы, закупленных ими для питерцев.
По их жалобе прибыли чекисты с Обловки, но Петру удалось скрыться. Больше он в Подгорном не появился…
Автор убедительной книги Антон Леонтьевич Окнинский судя по тексту был мудрым, грамотным человеком, способным наблюдать и анализировать быстро меняющую жизнь.
Все стороны, самые неприглядные, суровые и безрадостные, на мой взгляд, им честно изображены.Со своими знакомыми крестьянами, сослуживцами обсуждает в многочисленных беседах их отношение к помещикам и делает вывод: « А чёрт бы их брал проклятых. Пусть околевают со своими щенками. Довольно попили нашей крови…».
Хотя многие крестьяне села Моисеево добрым словом вспоминают своего помещика Мечнева.
Жизнь после революции всё завязала в тугой узел. Трудно понять кто прав, а кто виноват. У каждого своя правда.
Нельзя спокойно читать, как командир карательного советского полка «укрепляет» дисциплину – матерщиной, избиение солдат, вчерашних крестьян, плёткой и угрозами расстрела.
Так что, зарождающаяся Красная Армия произволом командиров мало отличалась от царской…
Антон Леонтьевич стал невольным свидетелем массового дезертирства, уклонения от призыва на фронт, облав на уклоняющихся и расстрела без суда юношей на глазах их родителей, родственников. Ужасная картина.
Летом 1919 года в Подгорном было расстреляно 11 дезертиров, крестьян села Моисеево, Верхнее Чуево и Чуево Подгорное.
Ярко изображены, нарисованы портреты Зимарева, направленного председателем Подгорнского исполкома после скрывшегося от расправы Петра.
Милиционер Пшеницын, вчерашний булочник, беженцы из Гродно и среди них замечательный учитель в селе Средняя Яруга.
Антон Леонтьевич внимательно наблюдает, анализирует как меняется отношение крестьян к власти большевиков. Он надеялся, что этот противонародный режим падёт, и он возвратится в свой дом в Питере.
Автор подробно записывает разговор двух односельчан, ещё только несколько месяцев назад горячо приветствовавших советскую власть.
«…разве сам не видишь, что с тех пор произошло? Сначала я думал, что это будет подлинная крестьянская власть, хотя мне и не всё в ней нравилось.
Верил обещаниям – уж больно сладко пели. Думал, что по времени всё образуется и пойдёт мирно и справедливо, - всё крестьянство ведь стосковалось по справедливости.
А что вышло? Стали мужика против мужика натравлять.
Скажи, за что наших хуторян разорили? Разве они не такие же крестьяне, как мы с тобой?
Разве они не сами в поту своём мужичьем землю свою обрабатывали, да ещё как!...
А хлеб – то весной отрядами отымали.
А расстрел летом хороших мужиков и невинных парнишек отрядом, отрядом по борьбе с дезертирством?
Сколько горя, слёз!
Нет, это не наша власть!
Обошли нас. Крестьянская власть так бы не поступила с мужиками…»…
Подобное настроение среди крестьян Подгорнской волости, да и всего нашего края, было подавляющим.
Обещанное громко новая, на местах часто пьяная, тупая и бессердечная  местная власть не спешила выполнять.
Человеческая жизнь стала мелкой монетой. Не берегли человека. Не дорожила им молодая советская власть. Сколько тому примеров.
Декабрь 1919 года, морозный и метельный. Железная дорога еле дышит, разруха.
Перегон между станциями Кондаурова – Сампур – Чакино.  Сильная метель. На паровозе воинского состава кончились дрова. Буря при сильном морозе свирепствовала двое суток.
Помощь пришла через четверо суток. Все красноармейцы (неизвестно их число), машинист и кочегар замёрзли.
Трупы погибших сложили при дороге и лежали они до весны…
Люд крестьянский волостей  Черноземья страданием страдал без соли.
Крестьяне говорили между собой – без сахара мы можем прожить, без табака тоже как нибудь обойдёмся – хоть травки покурим, а без соли не обойтись…
День и ночь через Уварово, Подгорное медленно  шли ходоки за солью. По трое – четыре человека, а нередко отставшие  по одному.
На обратном пути с мешком соли под Борисоглебском их грабили…
Книга Антона Леонтьевича насыщена примерами жестокого, бесчеловечного, противозаконного обращения с  людьми.
Страдающий сам и за крестьян автор цитирует тамбовского поэта Е. Боратынского:
                «Что свет являет? – Пир нестройный!
                Презренный властвует, достойный
                Поник гонимой головой,
                Несчастлив добрый, счастлив злой…».
Святая истина!
Тяжко жили не одни крестьяне. Не легче, а скорее всего, труднее жили служащие разных ведомств.
Однажды Антону Леонтьевичу пришлось ехать вместе с почтовым служащим из Уварова и слушать его рассказ – исповедь и сожаление.
«В 1918 и 1919 годах получал от местного совета рожь, пшено, а иногда подсолнечное масло по казённой цене на всех членов семейства,   С этой весны (20-е годы), как стали отнимать усиленно у крестьян излишки хлебов, совет перестал выдавать паёк и теперь вся семья голодует, ибо купить по вольной цене нет денег.
Оказывается,  нас дураков социалисты обманули, при нашей помощи сместили царя, потом  его убили со всей семьёй, сделали республику, сами живут припеваючи, а мы умираем с голоду.
Дураки, мы дураки! Социалисты нам раньше говорили, что мы царские рабы. Нет, мы тогда рабами не были, а теперь мы стали настоящие рабы, притом подыхаем с голоду…».
Что же так из века в век не везёт гражданину России!?
Какую реформу – революцию не припомнишь, всё одно и тоже. Громкие, соловьиной трелью обещания и горькие, голодные, безработные, без справедливой жизни разочарования.
Вековые противостояния, непонимания между властью и нищающим народом.
Непробиваемая стена между властью и народом, до поры до времени верящего в обещания – посулы.
Нищающий народ всегда винит власть, а она тем же самым отвечает «непонятливому», «не разумеющему»  народу.
Многие годы в тетрадях делал самые разные, заинтересовавшие меня выписки из читаемого.
И вот теперь состарившийся вместе с тетрадями, обращаюсь к ним в поисках ответов, которые ставит сегодняшняя жизнь.
В годы, о которых пишет о жизни в наших краях в своей книге Антон Леонтьевич, писал и русский философ Бердяев. Он рассматривал нестареющую проблему – историческую, судьбоносную связку власти и народа. Кто и в какой мере влияет друг на друга и как это влияние отражается на текущей жизни.
Считаю уместным изложить выписку мыслей философа. Не усмотрим ли мы и черты нашей современной жизни!?
«Наши старые национальные болезни и грехи привели к революции и определили её характер…,
Властвуют те, которые были гонимы и гонимы те, которые властвовали; рабы стали безгранично свободными, а свободные духом подвергаются насилию…
Россия Гоголя и Достоевского может быть обнаружена и в русской революции…
То нечеловеческое хамство, которое увидел Гоголь, не есть порождение старого строя, не обусловлено причинами социальными и политическими, наоборот, - оно породило всё, что было дурного в старом строе, оно отпечаталось на политических и социальных формах…
Русские люди, желавшие революции и возлагавшие на неё великие надежды, верили, что чудовищные образы гоголевской России исчезнут, когда революционная гроза очистит нас от всякой скверны.
В Хлестакове, Чичикове, Ноздрёве видели исключительно образы старой России, воспитанной самовластием и крепостным правом…
Нет уже старого самодержавия, а русская тьма и русское зло остались. Тьма и русское зло остались. Тьма и зло заложены глубже, не в социальных оболочках народа, а в духовном его ядре…
Самовластие по – прежнему царит на Руси, по – прежнему нет уважения к человеку, к человеческому достоинству, к человеческим правам…
Не будем  обманываться внешностью. Революционный Хлестаков является в новом костюме и иначе себя именует. Но сущность та же. В основе много лежит ложь и обман, давно увиденные Гоголем…
Современные Чичиковы скупают и перепродают несуществующие богатства, оперируют фикциями…, они превращают в фикцию всю хозяйственно – экономическую жизнь России…
Многие декреты революционной власти совершенно гоголевские по своей природе и в огромной массе обывателей они встречают гоголевские к себе отношения…
Революция – великая проявительница, и она проявила лишь то, что таилось в глубине России…».
Так писал русский философ Николай Александрович Бердяев в своей статье «Духи русской революции» в 1947 году, когда итоги её проявились в полной мере.
Есть над чем задуматься и современному русскому человеку.
Не похожи ли современные наши управители на тех, первых лет советской России.
Не ездят ли и теперь Чичиковы по современным автобанам?
Не встречам ли мы в нашей перестроечной жизни Хлестаковых?
Жизнь не кончается, она только несколько видоизменяется и рядится в современные  одежды.
 Октябрь 2018 года.
 ОЛЕГ БАБАНИН.
Оказывается, труднее всего рассказать по прошествии многих лет о    дорогом человеке, на многие годы, на всю жизнь оставивший памятный, не подвластный времени след в твоей жизни.
В январе 2022 года ему исполнилось  85 лет.
Как несправедливо рано ушёл он из жизни, как много доброго свершил бы на родной тамбовской земле! В моей памяти остался он молодым, полным сил и красивым.
Мне трудно единым словом обозначить наши многолетние отношения с Олегом. Мы не были друзьями в общепринятом понятии, не ходили в гости друг к другу. Не работали вместе и не жили рядом.
Нередко на многие годы жизнь нас  уводила далеко друг от друга. Но всегда помнили друг-друга, а не частые наши встречи были взаимно приятными, радостными и отвлекающими от непростой, напряжёенноёй моей и особенно его работы. Были солнечным праздником души!
В наших отношениях не было ни малейшей корысти и служебной зависимости. Мы были душевно нужны друг другу.
Прошло много лет, со многими людьми добрыми, умными, открытыми волей судьбы довелось встречаться. Теперь на склоне лет в первой пятёрке вспоминаю, держу в памяти Олега.
Раздавался телефонный звонок от него:»Алексей, есть возможность встретиться сегодня на час-другой?»
Всё откладывал и мчался на желаемую встречу на укромной полянке на границе наших районов. Раскладывалась скромная снедь, по символической рюмке, не больше, и начинался наш разговор о друзьях- товарищах, о их судьбе. Многих вспомнит Олег, вместе пожалеем о покинувших наш бренный мир….Никуда не денешься, вспомним, порассуждаем о  современной жизни, вскачь несущейся в «сияющую коммунистическую даль...»
Собеседником Олег был изумительным, рассуждения его не суетны, каждое слово «в строку», пресекал всякие попытки «перемывать кости», копаться в сплетнях, да торжествовать в неудачах знакомых, да «верных» друзьях…
Да и как человек великолепен- высокого роста, спортивно сложен, тёмные волнистые волосы, «сильные» очки…
Ещё со школьных наших общих лет заметил: в любой компании он не подавлял своим авторитетом, а он им обладал со школьных дней. Умел слушать собеседника- редкое и достойное качество! Не проявлял своего превосходства над собеседниками, а если кто-то пытался верховодить, мог одним словом «осадить», поставить на место. Со всеми был на равной ноге, каждый человек ему был интересен.
Его речь была убедительной, он не был трескуче многословен, как другие. Каждое его слово как будто-бы было высечено на граните, ни убрать, ни заменить.
Мы никогда не говорили о наших служебных делах, оба устали от них.
В нашей беседе неспешной, Олег часто возвращался к жизни одноклассников, расспрашивал о каждой мелочи их жизни, об общих знакомых…
Любил слушать, как строится Уваровский хим. завод, развивается родное Уварово.
Вспоминали учителей, особенно Черкасова Сергея Никаноровича, Фукс Нину Александровну. Олег был особенно благодарен им…
Вспоминали добрым словом ушедших из жизни…
Знакомы с Олегом мы были со школы, состояли в серьёзной, как нам тогда казалось, организации-Учкоме.
Он уже тогда был авторитетом среди учащихся, учителей. Возглавлял наш комитет и на серьёзном, почти профессиональном уровне ставил и обсуждал принципиально, со знанием дела, школьную жизнь.
А с каким азартом играл он в волейбол! Был душой мальчишской компании. Кажется все его знали и любили в школе.
С тех далёких лет вошёл он в мою душу…
Родился Олег 23 января 1937 года в Уварове в известной и уважаемой семье Бабаниных
В 1955-60 годах учился в Москве в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, получил специальность «учёный-зоотехник». Был распределён в Белгородскую область, в апреле 1962 года избран первым с секретарём местного РК ВЛКСМ. И здесь его быстро заметили!
Он был среди людей, и они видели, понимали, чувствовали его лидерство, ценили душевность, коллективизм, доброту, уважение к людям. Его душа была бесхитростна и отзывчива на чужую боль.
В марте 1964 года-главный зоотехник совхоза «Луч» Уваровского района, родина звала к себе.
Я к тому времени, демобилизовавшись из армии, работал в Уваровском РК ВЛКСМ.
Первая наша встреча после многолетней разлуки была радостной и памятной, многое вспоминали, перебивая друг друга, рассказывали…
Вся наша жизнь была впереди, как нам казалось, радостной, счастливой  и безоблачной.
Счастливые, памятные дни!…
И много лет спустя Олега помнили в «Луче», вспоминали добрым словом, рассказывали, как он организовал волейбольную команду, как не одного молодого человека избавил от скуки, тоски,уберёг от пьянства.
В те годы видели, замечали людей творческих, с организаторской жилкой в характере, по делам, человеческим качествам оценивали человека.
В 1966-70-е годы-инструктор сельхоз. отдела Тамбовского обкома КПСС, февраль 1970–1972 года-второй секретарь Ржаксинского РК КПСС, а с февраля 1972 -первый секретарь этого райкома партии.
Олегу было всего 35 лет. Должность неимоверно тяжёлая, ответственная, требовательная и обязывающая к заботе о людях, исключающая высокомерие и зазнайство. «Мёда» в ней было совсем мало, как правило, за редким исключением (многих знал!), люди эти были ответственные  и жили без преувеличения девизом «жила бы страна родная»…
Они за всё были в ответе: и за сев в полях, и за зимовку скота, дороги, жильё, больницы, школы….
За всё! Не было такой стороны жизни на селе, за что не отвечал бы «первый»
За всё строжайший спрос и контроль! Ни один из них не мог сказать- это федеральное подчинение, это не моя компетенция. Да и понятий подобных не было.
И теперь когда читаю, слышу, что о них говорят-вещают, меня душит несправедливость. Чувствую неприкрытое мщение им людей неправедных и несправедливых.
Первые секретари были людьми, тщательно отфильтрованными, обладающими практикой, авторитетом у людей труда, жизненным опытом и мудростью, позволявшим им управлять большими коллективами в сложное, особенно послевоенное время.
Они обязательно сочетали требовательность с чуткостью, ответственностью за доверенное дело. Были исполнительны, трудолюбивы, умели учиться у людей, опираться на них, ценили житейскую мудрость человека, преданность порученному ему делу.
Их слово было твёрдым, они никогда не уходили от решения повседневных возникающих проблем, какими сложными они бы не были. Понимали- за проблемами судьбы людей.
Уверен, впереди время, когда их оценят и без злопыхательства внимательно посмотрят на их подвижнический труд…
Наступит время, может быть, и не скоро, найдётся человек, и вдумчиво, справедливо, опираясь на документы, проникнув духом того времени, расскажет людям о первых секретарях нашего Уваровского райкома- Сучкове,Вислюгине,Волошкине,Анищенко,Рудакове, Рябове, Пономарёве, Карпове, Нистратове...расскажет как на «духу», каждому воздав по содеянному, ничего не лакируя, но и не искажая в угоду времени, пристрастиям и клановым, партийным предрассудкам…
Время такое придёт, оно уже идёт, пусть и медленно.
Именно таким  по оценкам знавших его был Олег Васильевич!
В конце августа 1982 года я уезжал в Академию МВД, пригласил Олега на короткую встречу. Посидели, поговорили, пожелали друг другу всего доброго. Показался он мне необычно утомлённым и непривычно грустным. Разговор не клеился.
Разъезжались по домам, мне направо, ему налево. По привычке посмотрел в зеркало заднего вида-вижу, Олег остановил машину, вышел и машет мне рукой. Удивился, он никогда раньше не прощался подобным образом, помахал в ответ.
Ехал и думал, почему он так поступил? Как будто-бы навек мы прощались…
Недели через две получил телеграмму в Москве:Бабанин Олег умер...Было ему 45 лет. Сердце не выдержало…
Проститься с ним в Уварове пришло сотни людей. Говорили тёплые слова…
Первый секретарь Бабанин Олег Васильевич за время своего «правления» много сделал для ржаксинцев: построил школы и клубы, дороги и плотины, много ещё чего! А самое главное- заботился о людях, себя не берёг. Как говорят в нашем народе-»Сгорел на работе!»
Уважали его люди, многие говорили мне добрые слова, память о нём жива у людей старшего поколения, но их остаётся всё меньше…
Его труд был оценён и правительством, награждён медалью «За доблестный труд» (апрель 1970 года), орденом «Трудового Красного Знамени» (декабрь 1973 года).
У него был много товарищей, друзей, которым помогал в трудную минуту. Их долг и христианская обязанность- достойно помнить  доброго, душевного человека.
Он отдал своё сердце людям, долгу, которому честно и бескорыстно служил.
Считаю-несправедливо, что его имени нет в «Тамбовской энциклопедии», портрета нет ни в одном школьном музее.
Семья Бабаниных была многочисленной, известной и уважаемой в Уварове. Редко их кто не знал в былые советские времена…
Посещая уваровское кладбище, прихожу и к могиле моего давнего товарища. С беломраморной плиты на меня смотрит молодой и красивый Олег и кажется мне, спросит  меня:»Как живёшь, Алексей?».
Май 2011 года. Июль 2022 года. Январь 2023 года.
ОЛЬШАНКА, Л.А.ВОЕЙКОВ, Д.В.ПОЛЕНОВ И ИХ БИБЛИОТЕКА.                Не возможно не удивляться замечательным людям, жившими, бывавшими на нашей Уваровской земле. По прошествии многих десятилетий их значимость возрастает и в сравнении с «делами» теперь живущими «баронами» представляется удивительной.
Богатые люди прежнего, ещё царского времени, «эксплуататоры» как ещё совсем недавно мы их величали, и современные богачи, «демократические предприниматели» - как же они не сопоставимо не похожи друг на друга!
Да что там - не похожи?! Рядом их история не поставит…
Воейков Леонид Алексеевич - сын героя Отечественной войны 1812 года генерал – майора А.В.Воейкова. Окончив Царскосельский лицей, поселился в родовом имении нашей Ольшанке и сделал его сельскохозяйственной образцовой. И что не менее важно, а может быть, наиболее важным – центром культурной жизни края.
Ольшанку посещали, творчески здесь работали художники брат и сестра Василий Дмитриевич и Елена Дмитриевна Поленовы. Ими здесь написаны, задуманы и осмыслены замечательные картины, радующие, приглашающие к раздумью и современных людей.
Василий Дмитриевич - академик живописи, корреспондент  на театре военных действий России против Турции, участник многих международных художественных выставок .В 1876 – 80 годах гостил в Ольшанке, здесь написал картину « Пруд в парке. Ольшанка».
Его сестра Поленова Елена Дмитриевна , бывала в Ольшанке. Известна как иллюстратор русских народных сказок, мастер книжной графики. В Ольшанке написала картины « Жатва», «Сенокос»,» Баня в Ольшанке».
Ей было создано панно в хозяйском доме Воейковых в Ольшанке…
Вспомнил этих замечательных творческих людей ещё и потому, что, наконец - то, мне удалось в Областной библиотеке им. А.С.Пушкина получить замечательную книгу «Список книг Д.В.Поленова и Л.А.Воейкова, пожертвованных городу Тамбову» 1893год.
В предисловии к редкой книге читаем:»В Тамбове воздвиглось общественное здание – в самом центре города, рядом с городским садом. Изящная постройка… Здание сооружено Эммануилом Дмитриевичем Нарышкиным исключительно на его средства и предназначено для народных чтений, общественной библиотеки, музея…».
Поддерживая патриотическое, народное устремление Нарышкина Д.В.Поленов и Л.А.Воейков жертвуют новой библиотеке около четырёх тысяч редких книг, собранных за многие годы их родителями, ими самими.
Для систематизации и составления списка книг был приглашён в Ольшанку Хрущов Иван Петрович (1838 – 1904г.) – исследователь древнерусской литературы, литератор, историк, педагог. Муж внучки Воейковых Веры Дмитриевны Поленовой. Он проводил в Тамбове большую работу по организации деятельности Нарышкинской библиотеки.
Так появилась книга « Список книг Д.В.Поленова и Л.А.Воейкова, пожертвованных городу Тамбову».
Справедливо говорят, что библиотека человека может многое рассказать о нём больше, чем он сам о себе.
Удивляет, как в глухой, затерянной в чернозёмных степях, казалось бы, удалённой в бесконечность от цивилизованного мира, можно создать такой кладезь культуры!
Книги и теперь представляют большую культурную и историческую ценность. Подбор книг подаёт нам, живущим теперь,  пример любви, внимания к родному краю, своей культуре, литературе, истории...Назову разделы, по которым систематизированы книги и хотя бы некоторые названия. В разделе « Богословие. Жития святых. Церковная археология» книги изданные в 1799, 1853, 58, 73 и последующих годах на греческом, славянском, переводы с еврейского. « Священная история», « Краткие исторические описания Невско-Печёрской, Свято-Троицкой Лавр и многих монастырей », « Рукописи, молитвы…», « Очерки жизни священнослужителей», « Старообрядчество»…
В разделе « История. Археология, Археография» многие книги и теперь представляют большой интерес для любителя истории: » История Малороссии». 1767 год издания. « О древних исторических картах», « Исторический альманах»…» Наука побеждать Генералиссимуса Русских армий князя Суворова», Безобразов А. « Краткое обозрение подвигов российского дворянства».1813 год. Болотов Андрей Тимофеевич «Записки». 1851 год ( в них идёт повествование и о  нашем Борисоглебском крае), изданы в 1851 году. « Бунт военных поселян в 1831, 1870годах», множество журналов.
Книги авторов Корф, Корсаков, Краевский, Курбский, Куропаткин.
« Действия отрядов Скобелева. Ловча и Плевна».
Вызывает большой интерес книга Манштейн Н. « Записки исторические, гражданские и военные о России с 1724 по 1744 год». По прошествии около двухсот лет, потомки автора «изучали» прочность России на подступах к Сталинграду…
Книги исторические Милорадовича, Михайловского -_Данилевского, Победоносцева К., Погодина М., Полевого Н…
« Русская летопись по Никонову списку» 1767 – 1792гг., « Обвинительный акт по делу о революционной пропаганде в России». 1877г., « Подлинные анекдоты императрицы Екатерины Великой».
В разделе « География. Этнография, Путешествия, Статистика» можно встретить самые удивительные книги: « Описание путешествий, городов, рек, земель», Ковалевский Е. « Путешествие во внутреннюю Африку» 1872 год.» ( как не удивляться мужеству и смелости этого человека!).
« Почтовая карта»…
В разделе библиотеки « Законоведение. Финансы, Народное образование. Пути сообщения»  книги: , к примеру, Флеровский Н. « Положение рабочего класса в России», Дунаев « Взаимная страховка от чумы», Докучаев В. « Итоги о Русском черноземье» 1874 год, « Тонкорунное овцеводство в России» ( в Ольшанке была прекрасная овцеферма, известная всей России своими породистами овцами, это была гордость Воейкова Л.А.!)
« Паровая теплица и оранжерея»…
В библиотеки широко представлена русская литература, здесь можно встретить и книги начинающих, потом ставших широко известных всей России, литераторов : Ф. Тютчев, В. Белинский, Вяземский, Греч Н., Ломоносов М., А. Пушкин, Боратынский, Батюшков, Бестужев – Марлинский, Булгарин Ф., Бунин, Веневитинов, Воейков А., Гоголь, Глинка, Григорович, Достоевский, Жуковский, Загоскин, Толстой А., Тургенев…
Множество периодических изданий того времени, представляющие теперь особую ценность…
Держу в руках внешне совсем не привлекательную книжицу. Но сколько мыслей, размышлений она вызывает!
  Вдали от культурных центров жили они, но, возможно, этим центром они были. Как много они успели сделать за свою жизнь : красивую церковь возвели, чудесный парк разбили, картины рисовали, сельским хозяйством занимались, книги читали, поэмы и стихи писали, библиотеки создавали и, уж совсем странно при нашем предубеждении к ним, о просвещении народа думали. В его духовное развитие денежки вкладывали. Живя думали, а какой след, какую память о себе оставят.
Всмотримся в биографию того же Эммануила Дмитриевича Нарышкина : продал часть земли, леса в Моршанском и Шацком уездах и не  в банки Кипра отправил, как современные миллионеры, а основал в Тамбове учительский институт, основал приют для арестантских детей (тогда никому в голову не приходило продавать их в Америку). Выделял средства на его содержание. Учредил бесплатное общежитие для гимназистов, материально помогал бедным учащимся. Создал в Тамбове одну из первых в России народную библиотеку, построил для неё красивое здание. Оно и теперь украшает город.
После его смерти решили установить ему памятник, но, увы…война, революция, а потом другие герои появились…
Если бы каждый из нас, хотя бы один рубль потратил на общественное дело, вложил в культуру, совсем другое дело было бы. Возможно, не пришлось бы строить новые тюрьмы!
 Конечно, мой читатель скажет мне после очередной телевизионной передачи : » Какой там вложить свой рубль!? Хотя бы государственные беспредельно не воровали!»
И я соглашаюсь с моим читателем, мне нечего возразить ему. Потому и всматриваюсь в людей  ушедшего времени.
Март  2013 г.
PS.Несколько раз пытался в Пушкинской библиотеке, в краеведческом музее получить книги из библиотеки Воейковых, не удалось. По самым разным причинам отказывают...


Рецензии