Глава 6. Тор - не верховный громовержец

Если Один являлся покровителем воинского сословия и считался богом знати, то Тор преимущественно был крестьянским божеством. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки молоточков Тора, в то время как валькнут — три треугольника Одина — были не так распространены и в захоронениях встречаются очень редко. Вполне возможно, что молоточки Тора были распространены на территории Скандинавии как ответ христианским крестам. Доказательством этому является диссертация Йорна Штекера. Как оказалось, большинство молоточков Тора датируются X — XI веками нашей эры. Одной из самых разнообразных находок этих телесных украшений являются молотки из лагерей Рептона и Торкси (построенных в 872—874 годах) на месте стоянки «Великой языческой армии». Удивительно, какой симбиоз христианской и скандинавской религии был создан в эпоху христианизации: викинги могли носить молот тора с одной стороны и христианский крест с другой, переворачивая их в зависимости от территории пребывания.
ор — по-своему удивительное божество. В мифах он может играть не такую значимую роль, как Один, но упоминается гораздо чаще. В некоторых мифах он противопоставляется Всеотцу, в других же сокрушает йотунов, в третьих странствует вместе с Локи. В то же время его главный антагонист — Йормунганд, мировой змей, опоясавший Мидгард, схлестнется с Тором в последней битве. Змей будет повержен молотом Тора, а в свою очередь победившее Змея божество погибнет от смертельного яда Йормунганда.

В скандинавской мифологии Тор является одним из асов, сыном аса Одина и великанши Ёрд. Этот брачный союз породил величайшего бога германо-скандинавского язычества, бога грома и молний, искусно владеющего своей золотой колесницей, в которую были запряжены два козла — Тангриснир и Тангниостр. Судя по мифологемам и двум Эддам, а также другим письменным источникам, Тор являлся заступником не только людей, но и богов. Главными его врагами, как ни странно, являлись йотуны. Эта мифологема по своему интересна и таинственна, но об этом чуть ниже.

РОДОСЛОВНАЯ ТОРА. БРАК МЕЖДУ «НЕБОМ» И «ЗЕМЛЕЙ»
Начнем с самого начала. Отцом Тора практически во всех источниках считается Один, хотя впоследствии мы увидим, что эта искусственно скомпилированная приписка, и изначально Тор и Один не были связаны отцовством. Мать Тора — Ёрд, и она весьма примечательна для истории Тора. Дело в том, что слово «Ёрд» переводится как «земля» и происходит от прагерманского слова *er;;- (земля, суша, почва). Разночтений здесь быть не может, к тому же это слово родственно древнегреческому слову «;ra», что тоже значит земля. Земля являлась одной из стихий, которым поклонялись древние люди с примитивным мышлением. Здесь можно видеть параллели с греческой Геей и римской Теллус. Однако никакого культа Ёрд мы не знаем, в отличие от культа ванов, поэтому с уверенностью можно сказать, что Ёрд не играла доминирующую роль в германском язычестве. Другие имена Ёрд — Фьоргун, Фольд, Грунд и Хьелдун.

Кстати, есть интересный факт, что в греческой религии брак между Геей и Ураном было связующим звеном между землей и небом. Подобную параллель можно провести и с римской мифологией, где богиней земли являлась Теллус, а ее мужем был Целус — божество Неба. Одна интересная деталь — в южных индоевропейских религиях, римской, греческой и хеттской мифологиях есть ступень между почитаемыми богами и их прародителями. В греческой мифологии богиней Земли была Гея, и у греков будут почитаемы только ее внуки — Зевс, Нептун и Аид. В балто-славянской, кельтской и германо-скандинавской мифологиях эта ступень пропущена, и там почитаются дети первозданных сил.

Также стоит отметить параллели между мифологиями, которые наводят на одну интересную мысль. Перкунас — литовский бог громовержец и властитель воздушной стихии — имел в женах Жемину, богиню, олицетворяющую землю. Гея, богиня земли, была замужем за Ураном, символизирующим воздух. В шумерской мифологии бог Аи (небо) оплодотворяет богиню Ки (землю), и у них рождается Элиль — бог воздуха. Даже в мусульманстве есть намек на пережиток древних языческих верований:

«Неверные, ужели не узнали, что небеса и земля были соединёнными, а потом мы их разъединили.»

Супружество между первозданными стихиями — небом и землей — для людей с первобытным менталитетом считалось само собой разумеющимся. Во всех мифологиях землю воспринимали как женщину, а небеса — как мужчину, что логично и не лишено здравого смысла. Земля, подобно женщине, рожает добрые плоды (посевы, фрукты, овощи). Она вынашивает их, как женщина девять месяцев (с начала лета начинается сбор урожая и заканчивается через три месяца, собирая самый поздний урожай). Земля даёт человеку прокормиться, как и его мать в младенчестве. Она питает человека, дает ему приют и уют. Небо же подобно мужчине, ведь иногда оно становится яростным (во время бури и дождей), но в то же самое время этот дождь — влажное и полезное семя для земли, позволяющее вырасти в её утробе хороший урожай (дождь как оплодотворитель, что соответствует многим плодородным культам). Небо не только муж, но и отец, властвует над всеми. Вероятно, тем паче с многочисленными археологическими находками в виде тучных женщин, олицетворяющих землю, вера в Небо и Землю считается древнейшей, наряду с анимизмом. Вполне возможно, что переход от анимизма, когда человек наделял каждую палку, каждый камень и даже часть своего тела духом, к организованной религии, произошел именно с того времени, когда люди начали поклоняться Небу и Земле. Дуализм породил рефлексию у первобытного человека, и именно отсюда начали происходить мифы.

Из всего вышесказанного, опираясь на прошлое исследование касательно Одина, можно предположить, что отцом Тора изначально был Тюр — Отец Неба, взявший в супруги Ёрд — богиню земли. Это соответствует тому факту, что Тюр действительно был женат на богине плодородия, по имени Зиса. Возможно, именно от этого брака произошло происхождение сурового громовержца — имя Тюра и Тора можно считать родственными (но не однокоренными). Следовательно, Тор не отнял власть над небом и громом у Тюра, а является его логичным наследником. Из этого можно сделать вывод, что Тор становится одним из главных богов в момент, когда религия прагерманцев начинает дифференцироваться и усложняться различными ритуалами, что в конечном итоге приводит к появлению германо-скандинавского пантеона. Только со временем, когда Один становится верховным богом у германцев, он отнимает у Тюра право на отцовство над Тором.

Параллели между родственными балто-славянскими и германо-скандинавскими религиями также очевидны. Перкунас — литовский бог громовержец, который был владыкой всего пантеона и возвышался над остальными богами. Этимология Перкунаса, как и Перуна, которые очевидно являются однокоренными словами, восходит к слову *perti, *pьr;, что означает «бить, стучать, разить». Если адаптировать это слово на современный язык, то получится слово «Разящий, Бьющий». Очевидно, что в первую очередь древние люди видели в Перуне, Перкунасе и, значит, в Торе — бога грома и молнии. Кстати, мы можем встретить и других индоевропейских богов с идентичным корнем, таких как индийский Парджанья и хеттский бог Пирва.

Но это еще не все. Выше мы отметили, что помимо основного имени матери Тора — Ёрд, у нее есть и второе имя — Фьергун (Fjorgyn). И вот интересно, что это имя очень древнее и лингвистически связано с топонимом Перынь — возвышенностью у Новгорода, где поклонялись Перуну, с готским fairguni, что означает «гора», хеттским регипа — «скала», др.-инд. parvata — «гора». Можно предположить, что Ёрд была не только богиней всей земли, но и ее второе имя говорило о том, что ее именем называлась определенная возвышенность в округе, самая высокая, где по представлению древних людей обитал бог-громовержец, метающий свои молнии и разящий громом.

Это очень древняя и тесная связь, явно восходящая к единой праиндоевропейской общности. Значит, религиозные представления, связанные с этой связью, имеют не менее шести тысяч лет. Вероятно, переход праиндоевропейцев от примитивных анимистических верований к уже абстрактному, но более сфокусированному почитанию богов, произошел в эпоху неолита, до их миграций на территорию Ближнего Востока и Европы.

Чем же мотивирована связь горы или возвышенности с небесами? Этой логикой руководствовались не только праиндоевропейцы. Мы можем найти много свидетельств об этом и в Библии, например, языческое служение на высотах, гора Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, получение 10 заповедей на горе Синай, преображение Иисуса на горе Фавор.

Несмотря на идентичные когнитивные способности с человеком современным, у древнего человека был первобытный магический менталитет, которым он пользовался, чтобы объяснить некоторые феномены и явления. Как известно, боги обитали на небесах (а еще раньше были этими самыми небесами), а гора — это наивысшая точка на земле, на которую можно взобраться и стать ближе к богу. Значит, эта гора (или возвышенность) священна. Простая и ясная логика, до которой дошли еще до эпохи развития цивилизаций.
Имя громовержца Перкунаса связывают с индоевропейским именем дуба (лат. Quercus). В свою очередь, в германо-скандинавском язычестве дерево дуб нераздельно связывалось с Тором и являлось его священным древом. Дуб также был деревом Перуна и Перкунаса. Оракул из Додоны делал пророчество по шелесту листвы дерева, и этот Додонский дуб также принадлежал громовержцу Зевсу. Авраам принимал бога у Мамврийского дуба, а кельтскому божеству Дагда также был посвящен дуб. Это легко объяснимо как с логической, так и с научной точки зрения. Дело в том, что у дуба электропроводимость выше, чем у остальных деревьев, а благодаря своим размерам, это дерево чаще всего представляло для себя мишень во время грозы. Поэтому вера в то, что дуб — священное дерево бога-громовержца, очень древна. Попадание молнии в него считалось посланием с небес. Вполне вероятно, что первые жрецы (волхвы, называйте их как хотите) трактовали такие попадания. Впоследствии это переросло в солидный и крепкий культ.

Мьелнир — это молот Тора, пожалуй, самый узнаваемый атрибут скандинавской мифологии, который неразрывно связан с функцией божества. Нет сомнений в том, что слово Мьелнир и слово «молния» связаны друг с другом, либо они имеют общий корень, либо это слово было заимствовано германцами у славян. Мьелнир, как атрибут Тора, появился намного позже самого божества, вероятно, в то время, когда германцы познакомились с настоящей металлургией. Молоты были известны людям еще с каменного века. Они, конечно, могли производить искры, но это мало напоминало миниатюрные молнии. Скорее всего молоты появились у германцев с развитием металлургии, когда они вошли в контакт с галлами — первопроходцами железного века. Молот на наковальне высекает искры и напоминает молнию, поэтому древние германцы наградили Тора таким молотом.

Впоследствии, когда скандинавская религия стала более развитой и официозной, Мьелнир стал магическим артефактом и символом, таким же, как крест у христиан. С течением времени, когда Тор стал по-настоящему народным богом, такие молоточки стали носить у себя на груди как амулеты. Ими освящали свадьбы и клады под кровать молодоженам для повышения вероятности получения потомства.

Подвеска молотка Тора из Имменштедта датируется VIII веком нашей эры и принадлежит не скандинавам. Судя по захоронениям, она являлась амулетом саксов. Это говорит о том, что подвески носили не только представители северного язычества, но и южные германцы. Скорее всего, наоборот, такие амулеты стали распространяться по территории Скандинавии намного позже. Молоточки из Бирки (ныне Швеция) датируются IX веком. Вероятнее всего ритуал ношения подобного амулета начал распространяться именно с южных территорий в ответ на христианизацию германских земель как противоборствующий символ креста, либо наоборот — под влиянием христианства и его обрядности. Скорее всего преобладающей была именно первая причина, ведь император Карл Великий воевал с саксами именно из-за христианизации, а молотки Тора в виде подвески стали применяться как «магический противовес» христианским крестикам. Подобные археологические находки были обнаружены на территории Скандинавии, германских земель, англо-саксонских королевств и Руси.

ТОР И РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ

Тор был известен римлянам, и они сравнивали его с Гераклом, что не удивительно. Тор не принадлежит к архетипу Геракла (противостояние своего эго окружающему миру, реализация уникальной индивидуальности и т.д.), однако между ними есть некоторое сходство.

Во-первых, это нечеловеческая или божественная сила, присущая обоим персонажам. Думаю, этот тезис не нуждается в пояснении. Тор мог съедать быка за один присест, пить из рога целое море и одним ударом разить великанов. Геракл удушил немейского льва, проявив нечеловеческую выносливость и скорость при поимке керинейской лани. Сходство между Гераклом и Тором очевидно — они оба являются культурными героями и защитниками людей перед чудовищами и богами.

Во-вторых, рассмотрим народную веру. Геракл стал не только центральным архетипом во всей античной истории, но и любимым народным героем древней Греции. Его образ переняли римляне в виде Геркулеса, и ему приносили жертвы и молились о заступничестве. Почему же люди верили в Геракла? Пожалуй, одной из основных причин было то, что он был человеком, хоть и наделенным нечеловеческой силой. Однако из-за Геры или собственных оплошностей, ему подстерегали неудачи, как и каждого обычного человека. Ему было больно, грустно и тяжело. Таким образом, Геракл был эмпатически ближе к обычному простому человеку, можно сказать, что он был «очеловеченным божеством», подобно Иисусу Христу. Мы умеем сопереживать таким же, как мы, и проецировать подобные подвиги, страхи и боли на себя. Судя по доминирующим находкам молоточков Тора, вера в громовержца была более народной, чем вера в Одина, который представлялся объектом поклонения для военной элиты. Тор был заступником не только богов, но и обычных людей. Кроме того, подобно Гераклу, он постоянно странствовал, и множество мифов с участием громовержца начинались со слов «решил Тор пойти…". Количество подвигов Тора не уступает количеству Геракла.

Третья причина — атрибутная схожесть, считается доминирующей среди ученых, но это является ошибочным утверждением. Хотя дубинка Геракла и Молот Тора действительно похожи, но две вышеперечисленные причины более аргументированы.

Римляне реже ассоциировали Тора с Юпитером, и это не требует особого разбора. Прямая ассоциация заключается в том, что оба бога являются громовержцами, но Тор не был верховным божеством.

Что касается семейного положения, Тор был женат на Сиф, о которой известно только, что у нее были золотые волосы, полученные в дар от Локи. У Тора от великанши Ярсаксы родился сын Магни, который олицетворял физическую силу. Магни относится к богам «нового порядка», к младшему поколению богов, которые смогут пережить Рагнарек. Он унаследовал от отца Мьелнир, что подтверждает его первенство среди других детей Тора. От Сиф родились дочь Труд, которая, судя по всему, была той валькирией, которая упоминается в легендах об Альвисе, и второй сын — Моди, который наводил на врагов ужас и страх, а на союзников — храбрость и силу. Оба сына унаследовали от отца его важные характеристики — невероятную силу и храбрость, умение вселять в сердца врагов страх. Они переживут Рагнарек и будут создавать с остальными «новыми богами» новый мир.
Также характерным атрибутом Тора являлась небесная колесница — архетипичная для индоевропейских народов. Индуистская Вимана, на которой колесил по небу громовержец Индра, или финская колесница Укко, вызывающая грозы, также были подобны этой колеснице. Напомним, что Индра был важнейшим божеством в индуистской мифологии, а Укко являлся верховным богом в финском пантеоне. Это подтверждает тезис о том, что Тор на определенный период в истории древних германцев был верховным божеством, узурпировав власть у Тюра. Об этом мы поговорим в следующей главе.


Рецензии