Подготовка геологов в условиях

ПОДГОТОВКА   ГЕОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ
 СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
 
Геологическое образование ( ГО)  имеет целью подготовку специалистов по поискам и разведке полезных ископаемых, выявлению закономерностей их распределения в земной коре, закономерностей строения и развития самой земной коры и Земли в целом.  Как самостоятельная отрасль высшего образования  ГО оформилось во 2-й половине Х1Х в., когда горное образование дифференцировалось на: горное, геологическое и металлургическое. 
ГО предусматривает широкую общенаучную, общетехническую и специальную (теоретическую и практическую) подготовку будущих специалистов.
     Особая роль  в подготовке геологических кадров, способных решать  сложные задачи    экономики государства  принадлежит   высшей школе.  Высшая школа - неотъемлемый институт общества, ориентированный, прежде всего, на становление духовного облика наиболее образованных членов общества, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
Опыт последних лет подтверждает, что сфера образования - одна из немногих полей национального согласия в обществе.
Именно образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на все годы.
В условиях интенсификации информационных процессов знания, полученные членами общества, быстро устаревают. Следовательно, возрастет потребность в     непрерывном, доступном, развивающем и опережающем  образовании.   
       В условиях интенсификации научного знания человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей своей жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".
    Для  специалиста   в области геологии  необходимо формирование следующих качеств:   а) общекультурных (готовность  самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, готовность  к  самостоятельному  обучению  новым  методам  исследования  и  их внедрению в процесс профессиональной деятельности; 
    б) профессиональных(ПК) способность  самостоятельно приобретать, осмысливать,  структурировать и использовать в профессиональной деятельности новые знания и умения, развивать свои инновационные способности;   готовность расширять и углублять своё научное мировоззрение,   способность самостоятельно формулировать цели исследований, устанавливать последовательность решения задач, способность самостоятельно проводить научные эксперименты и исследования обобщать и анализировать экспериментальную информацию,  способность создавать модели изучаемых объектов на основе   использования углубленных теоретических и практических знаний в   области геологии,
    в)инструментальных ( ИК):  готовность профессионально выбирать и творчески использовать современное научное и техническое оборудование и компьютерные технологии для решения научных и практических задач, осмысливать  и  формировать  диагностические  решения проблем  геологии  путем  интеграции  фундаментальных  разделов  геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии (в соответствии с профильной направленностью) и специализированных геологических знаний     готовность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной  геологии
     г) производственно-технологическая деятельность(ПТК):   готовность использовать  углубленные  специализированные  профессиональные  теоретические  и  практические  знания  для  проведения  геологических, геофизических,  геохимических,  гидрогеологи-ческих, нефтегазовых и эколого-геологических исследований (в соответствии с профильной направленностью), готовность к  профессиональной  эксплуатации  современного геологиче-ского, геофизического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического
    д) организационно-управленческая деятельность: готовность  к  использованию  практических  навыков  организации  и  управления научно-исследовательскими и научно-производственными работами при решении  задач  геологии,  геофизики,  геохимии,  гидрогеологии  и  инженерной геологии,  нефтяной  геологии,  экологической  геологии

На основании последних исследований  в области  политики и социологии установлено, что решающим источником экономического роста любой страны становятся знания, а также индивидуальная и общественная способность их использования. Страна,   не обладающая  эффективной системой образования, т.е. способной подготовить кадры высшей квалификации  неизбежно отстанет  в  технике  и технологиях использования, в политическом  же соперничестве она не имеет никаких шансов  на успех. Поэтому центр тяжести в политическом, военном и экономическом противостоянии мировых  лидеров все сильнее  и сильнее смещается  в  сферу    образования  и, прежде всего, высшего ( и в первую очередь – технического).
Доказано, что именно некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные решения, - одна из главных причин наших серьезных провалов и неудач.
Общеизвестно, что плохо подготовленный специалист всегда таил и таит в себе угрозу: врач-недоучка – здоровью людей, плохой педагог – будущему наших детей, неграмотный конструктор -  миллионам попусту потраченных денег и природе, неважный инженер и руководитель может привести  к национальной трагедии (примеры: Бхопал, Чернобыль, Башкирия,  московский аквапарк и др.), геолог -  не найденным   и пропущенным месторождениям полезных ископаемых, и другим экономическим потерям.
По образному выражению акад. Б.Е.Патона  « …образование стоит дорого, но еще дороже стране обходится невежество её жителей».
Цель высшей технической школы  ХХ1 века – это подготовка    квалифицированных  и компетентных специалистов, способных решать широкий  спектр  научных и производственных  задач.
Учебный  процесс  ХХ  и ХХ1 столетий  существенно отличается, да   и должен отличаться  от процесса  обучения    прошлых  эпох и столетий. 
Сейчас путь  от  начального  обучения (всеми  элементарно необходимыми  сведениями)  до  высот максимального уровня развития науки и культуры  необходимо человеку проходить  в максимально сжатые сроки, отведенные  ему для этого жизнью.  Времени на неторопливую «раскачку»  у него, как это было  в прошлые эпохи -  больше нет.
Реальная жизнь общества требуют  от человека быстрейшего освоения  всех премудростей  изучаемых специальностей и,  по возможности, в самые короткие сроки. Быстрое  прохождение  обучающей дистанции возможно  в  случае применения  на практике  оптимальных  по затратам  времени  и  эффективных     по качеству усвоения  - методов, способов, приемов и средств  обучения. Поэтапное совершенствование  умственных действий   от простых, порою  «банальных»  истин до глубоких  абстрактных обобщений  и понятийных заключений – это на сегодняшний день стратегически - тактическая  форма  педагогической работы…
Важное  место   в формировании  специалистов – геологов новой формации    …

Необходимо помнить, что  геологическая сфера общества  относится  к категории  градообразующих. От эффективности  функционирования   геологической отрасли   зависят  и многие экономические показатели страны, в  частности   сбалансированный рост экономики: ибо,  именно геологии принадлежит   обеспечение страны минерально-сырьевыми ресурсами  - главной основы жизни.
 Решение   проблем  геологоразведочной  отрасли  - это первоочередная   задача любого  мало-мальски  развитого государства и, в  первую очередь,  страны, ориентируемой  на  большое и счастливое будущее.

Выводы.  Процесс подготовки  геологов различных специальностей и специализаций в техническом вузе  существенно отличается  от подготовки специалистов других  факультетов вуза.
Для  геологов  основной формой   работы с информацией  является её  представление виде  геометрических образов (карт, графиков, диаграмм, схем и пр.  различного назначения ), представление  объекта поисков (и её составляющих: породы, минералы, руда, вмещающая среда) виде  объемной модели, причем   динамического и развивающего характера.
Важным  направлением в обучении в   работе  является  знакомство  с автоматизированными средствами сбора и хранения  информации, с последующим её  извлечением  для   новых умозаключений и тщательного анализа.
Учитывая факт, что люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста,  предпочтительны пособия, основанные на принципах «графического построения».  Поэтому   в  обучении геологов  необходимо делать наибольший упор на представление учебной  информации с помощью технических средств  обучения ( кино-, и диафильмы, слайды, кодопроекции)   с последующим переходом   на средства  более высокого уровня (дистанционное обучение и другие технологии: кейсовая (портфельная), Интернет, телевизионно-спутниковая  и др.), электронные учебные материалы): а) когнитивная компьютерная графика; б) интерактивная графика и т.д.
Особая  роль  в  обучении должна   принадлежать  преподавателям новой формации, где они   из  «источников и распространителей информации»  должны трансформироваться в организаторов  эффективного  учебного процесса. Ибо  без  помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении... расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья...
При учебной и особенно при индивидуально-самостоятельной работе большую роль играют  их  рекомендации и советы по методике умственного труда: развитию мышления, воли, памяти, организации самой работы и рабочего места и  т.д.

Главная  цель   высшей  технической школы  формирование   нового  поколения  исследователей  Земных недр (т.е.  работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения), котором  под силу  решение   самых  сложных и трудных задач геологии – поиски и разведка  глубокозалегающих   месторождений полезных ископаемых.   

 Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, увеличиваясь, день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов.
     Главная  специфика обучения сейчас     в   вузе  -  это осмысление предлагаемой  учебной информации, переработка ее в сознании  студентов  в знания,  анализы-выводы,  установление ее взаимосвязи с предыдущей (уже известной),  и нахождение ответов на  вопросы, поставленные преподавателем, природой, жизнью…


Рецензии