Подготовка геологов в условиях
СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Геологическое образование ( ГО) имеет целью подготовку специалистов по поискам и разведке полезных ископаемых, выявлению закономерностей их распределения в земной коре, закономерностей строения и развития самой земной коры и Земли в целом. Как самостоятельная отрасль высшего образования ГО оформилось во 2-й половине Х1Х в., когда горное образование дифференцировалось на: горное, геологическое и металлургическое.
ГО предусматривает широкую общенаучную, общетехническую и специальную (теоретическую и практическую) подготовку будущих специалистов.
Особая роль в подготовке геологических кадров, способных решать сложные задачи экономики государства принадлежит высшей школе. Высшая школа - неотъемлемый институт общества, ориентированный, прежде всего, на становление духовного облика наиболее образованных членов общества, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
Опыт последних лет подтверждает, что сфера образования - одна из немногих полей национального согласия в обществе.
Именно образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на все годы.
В условиях интенсификации информационных процессов знания, полученные членами общества, быстро устаревают. Следовательно, возрастет потребность в непрерывном, доступном, развивающем и опережающем образовании.
В условиях интенсификации научного знания человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей своей жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".
Для специалиста в области геологии необходимо формирование следующих качеств: а) общекультурных (готовность самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования и их внедрению в процесс профессиональной деятельности;
б) профессиональных(ПК) способность самостоятельно приобретать, осмысливать, структурировать и использовать в профессиональной деятельности новые знания и умения, развивать свои инновационные способности; готовность расширять и углублять своё научное мировоззрение, способность самостоятельно формулировать цели исследований, устанавливать последовательность решения задач, способность самостоятельно проводить научные эксперименты и исследования обобщать и анализировать экспериментальную информацию, способность создавать модели изучаемых объектов на основе использования углубленных теоретических и практических знаний в области геологии,
в)инструментальных ( ИК): готовность профессионально выбирать и творчески использовать современное научное и техническое оборудование и компьютерные технологии для решения научных и практических задач, осмысливать и формировать диагностические решения проблем геологии путем интеграции фундаментальных разделов геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии (в соответствии с профильной направленностью) и специализированных геологических знаний готовность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии
г) производственно-технологическая деятельность(ПТК): готовность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для проведения геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологи-ческих, нефтегазовых и эколого-геологических исследований (в соответствии с профильной направленностью), готовность к профессиональной эксплуатации современного геологиче-ского, геофизического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического
д) организационно-управленческая деятельность: готовность к использованию практических навыков организации и управления научно-исследовательскими и научно-производственными работами при решении задач геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии, экологической геологии
На основании последних исследований в области политики и социологии установлено, что решающим источником экономического роста любой страны становятся знания, а также индивидуальная и общественная способность их использования. Страна, не обладающая эффективной системой образования, т.е. способной подготовить кадры высшей квалификации неизбежно отстанет в технике и технологиях использования, в политическом же соперничестве она не имеет никаких шансов на успех. Поэтому центр тяжести в политическом, военном и экономическом противостоянии мировых лидеров все сильнее и сильнее смещается в сферу образования и, прежде всего, высшего ( и в первую очередь – технического).
Доказано, что именно некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные решения, - одна из главных причин наших серьезных провалов и неудач.
Общеизвестно, что плохо подготовленный специалист всегда таил и таит в себе угрозу: врач-недоучка – здоровью людей, плохой педагог – будущему наших детей, неграмотный конструктор - миллионам попусту потраченных денег и природе, неважный инженер и руководитель может привести к национальной трагедии (примеры: Бхопал, Чернобыль, Башкирия, московский аквапарк и др.), геолог - не найденным и пропущенным месторождениям полезных ископаемых, и другим экономическим потерям.
По образному выражению акад. Б.Е.Патона « …образование стоит дорого, но еще дороже стране обходится невежество её жителей».
Цель высшей технической школы ХХ1 века – это подготовка квалифицированных и компетентных специалистов, способных решать широкий спектр научных и производственных задач.
Учебный процесс ХХ и ХХ1 столетий существенно отличается, да и должен отличаться от процесса обучения прошлых эпох и столетий.
Сейчас путь от начального обучения (всеми элементарно необходимыми сведениями) до высот максимального уровня развития науки и культуры необходимо человеку проходить в максимально сжатые сроки, отведенные ему для этого жизнью. Времени на неторопливую «раскачку» у него, как это было в прошлые эпохи - больше нет.
Реальная жизнь общества требуют от человека быстрейшего освоения всех премудростей изучаемых специальностей и, по возможности, в самые короткие сроки. Быстрое прохождение обучающей дистанции возможно в случае применения на практике оптимальных по затратам времени и эффективных по качеству усвоения - методов, способов, приемов и средств обучения. Поэтапное совершенствование умственных действий от простых, порою «банальных» истин до глубоких абстрактных обобщений и понятийных заключений – это на сегодняшний день стратегически - тактическая форма педагогической работы…
Важное место в формировании специалистов – геологов новой формации …
Необходимо помнить, что геологическая сфера общества относится к категории градообразующих. От эффективности функционирования геологической отрасли зависят и многие экономические показатели страны, в частности сбалансированный рост экономики: ибо, именно геологии принадлежит обеспечение страны минерально-сырьевыми ресурсами - главной основы жизни.
Решение проблем геологоразведочной отрасли - это первоочередная задача любого мало-мальски развитого государства и, в первую очередь, страны, ориентируемой на большое и счастливое будущее.
Выводы. Процесс подготовки геологов различных специальностей и специализаций в техническом вузе существенно отличается от подготовки специалистов других факультетов вуза.
Для геологов основной формой работы с информацией является её представление виде геометрических образов (карт, графиков, диаграмм, схем и пр. различного назначения ), представление объекта поисков (и её составляющих: породы, минералы, руда, вмещающая среда) виде объемной модели, причем динамического и развивающего характера.
Важным направлением в обучении в работе является знакомство с автоматизированными средствами сбора и хранения информации, с последующим её извлечением для новых умозаключений и тщательного анализа.
Учитывая факт, что люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста, предпочтительны пособия, основанные на принципах «графического построения». Поэтому в обучении геологов необходимо делать наибольший упор на представление учебной информации с помощью технических средств обучения ( кино-, и диафильмы, слайды, кодопроекции) с последующим переходом на средства более высокого уровня (дистанционное обучение и другие технологии: кейсовая (портфельная), Интернет, телевизионно-спутниковая и др.), электронные учебные материалы): а) когнитивная компьютерная графика; б) интерактивная графика и т.д.
Особая роль в обучении должна принадлежать преподавателям новой формации, где они из «источников и распространителей информации» должны трансформироваться в организаторов эффективного учебного процесса. Ибо без помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении... расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья...
При учебной и особенно при индивидуально-самостоятельной работе большую роль играют их рекомендации и советы по методике умственного труда: развитию мышления, воли, памяти, организации самой работы и рабочего места и т.д.
Главная цель высшей технической школы формирование нового поколения исследователей Земных недр (т.е. работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения), котором под силу решение самых сложных и трудных задач геологии – поиски и разведка глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых.
Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, увеличиваясь, день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов.
Главная специфика обучения сейчас в вузе - это осмысление предлагаемой учебной информации, переработка ее в сознании студентов в знания, анализы-выводы, установление ее взаимосвязи с предыдущей (уже известной), и нахождение ответов на вопросы, поставленные преподавателем, природой, жизнью…
Свидетельство о публикации №223040101421