Глава 3 Церкви Поволжья Часть 20 Село Никольское

СЕЛО НИКОЛЬСКОЕ  ЕНОТАЕВСКИЙ УЕЗД  АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ХРАМ  РОЖДЕСТВА  ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  ПОВОЛЖЬЯ   ЧАСТЬ 20  СЕЛО  НИКОЛЬСКОЕ

В  7-й Части  этой Главы приведён снимок, который был сделан нами во время нашего автопробега в 1974-м году. Подробностей истории села и Храма мы тогда не узнали. Поэтому сейчас возмещаю допущенный пробел и публикую историю  села и этого чудом сохранившегося Храма.
Поместила вверху и снимок современного Храма, так как фотография, которую сделали мы в 1974 году, конечно не передаёт всей его красоты и величия…

ИСТОРИЯ  СЕЛА  НИКОЛЬСКОЕ

К концу XVIII века число вольных людей в Никольском все боль¬ше увеличивалось. Границы села разрастались. В 1797 году в нем на-считывалось 180 дворов и 1100 человек, а два года спустя, по царскому Указу, сюда было переселено еще 18 дворов государственных крестьян.
В 1803 году на эти земли пришли еще малороссияне из Курской губернии, бежавшие от помещика Шереметьева в числе 23-х семей: Шапошниковы, Семиченковы, Скрипниковы. Масловские, Лисицкие, Пономаревы и другие. Шереметьев, узнав о месте пребывания своих беглецов, требовал возвращения через черноярский суд, но пока про¬изводилась переписка, крестьяне по Манифесту правительства остались здесь навсегда.
В 1804 году на рыболовной ватаге возник пожар, истребивший ее и много дворов вокруг, после чего она была построена на другом месте. А около 1820 года была перенесена выше села на 4 версты уже другим хозяином - черноярским купцом Голощаповым.
Рассказы о привольных волжских местах, богатых рыбой и дичью, малонаселенных, имеющих много свободной земли, привлекли сюда однодворцев Воронежской губернии Павловского уезда, сел Гнилуши, Чернавки, Влеповки, Пузовки. Они переселились в Никольское в 1810 году и были причислены через Астраханскую казенную палату к сельскому обществу в составе 40 семей.
Быстрый рост населения Никольского и сокращение в связи с этим свободных земель привели к тому, что некоторые жители села ушли на другую сторону Волги. Так в 1798 году образовалось селение Пироговка, получившее свое название по фамилии первого переселенца Павла Пирогова, выходца из Воронежской губернии, покинувшего Никольское вместе с Золотовскими и Линевыми.
Волга, обмывавшая обрывистые берега с.Никольское до того сры-вала берег, особенно с северо-востока, что жителям не раз приходи¬лось переходить на новые места все ниже и ниже.
Река была в те времена уже, но несравненно глубже и быстрее. И когда мимо села  бурлаки тянули вверх гребное судно, то часто, особенно в разлив, мощь воды не брала даже сила 70 рабочих: бечевы рвались, и оторвавшиеся суда уносило верст на пять вниз.
Оба берега Волги, исключая левую северо-западную яристую сторону, были покрыты густым и высоким лесом, росли вяз и ветла. За высотой деревьев не было видно даже противоположного берега. Лишь в утренние часы через лес виднелась в виде облачка гора Богдо.
Время меняло и само речное русло. Большая Волга была засыпана песком, и на ее месте выросли ветловые рощи. А на месте нынешней Волги протекал небольшой ерик или проток. Когда проток стал углубляться и увеличиваться, а старая Волга мелеть, то последнюю закрыли забойкой. Суда перестали ходить по ней из-за мелководья, зато красную рыбу здесь стали ловить в бесчисленном количестве.
Рыболовные воды до 1801 года принадлежали сельскому обществу и отдавались на откуп купцам. А затем Астраханская казенная палата взяла их себе в казну.
"Жизнедеятельность селян быстро изменяла первоначально изобильную природными богатствами землю: леса нещадно истреблялись в больших объемах, а к 80 годам 19 века их вообще почти не оставалось, меньше становилось рыбы и дикой птицы, жизнь скудела год от года". (АГАР. ф32, оп Л, д.282).
"В 1844 году Никольское именовалось уже казенным селением Енотаевского уезда, где была церковь, 250 дворов, 754 мужчины и 812 женщин. От города Енотаевска 77 километров". (Астраханские губернские ведомости № 18 от 1844 г.).
"В 1856 году в селении насчитывалось, по сведениям местного управления: государственных крестьян, записанных по 9 ревизии, мужского пола -1282 и женщин -1402 души"" Других же сословий, проживающих в селении, находятся: купцов и мещан - 15, женщин - 14, духов¬ных и детей их мужского пола - 6, женского -10, военных - 18, женщин - 33, статских мужчин - 5, женщин - 3. Итак, по сведениям местного управления в селении Никольское считается всего 27,83 человека и 382 двора". (Астраханские губернские ведомости № 52 от 1858г.).
Со временем Никольское стало большой пароходной пристанью. Здесь находились пристани четырех компаний: "Кавказ" и "Мерку-рий" купцов Кулагина и Иванова, "По Волге", "Самолет", "Зевс", большой топливный (дровяной) склад. С верховьев Волги в белянах привозился лес, затем его распиливали и кололи, складывали в склады для пароходов. В селе находилась временная деревянная церковь-часовня во имя св. Николая, и строилась новая каменная, были сельская и церковноприходская школы, больница, Никольское Волостное и Сельс¬кое правление, становая квартира пристава 1 -ой статьи и Земского начальника
2-го участка, два хлебозапасных магазина, почтово-телеграфное отделение и станция.
Из промышленных заведений были: рыбопромышленное заведение -1, кирпичных завода - 2, кузниц - 5, овчинных - 3, кожевенный завод -1, мануфактурных и бакалейных лавок - 13, ярмарочных рядов, харче¬вен и пивных домов - 3, винных лавок - 2. (Центральный статистический комитет МВД. 1895 год. ЦГИА. г.Ленинград).
За счет кустарей, предпринимателей и государственных крестьян село все больше росло и развивалось. Так в 1897 году в Никольском уже насчитывалось жителей 5598 человек, 914 дворов, две церкви, одна аптека, два училища с 132 учащимися, 4 рыболовных ватаги, 13 заводов, 15 лавок, 51 мельница (ветряные - И.В.), шесть кузниц, два винных склада, три винных лавки, один трактир, три ярмарки. Главным предметом торга был скот, пригоняемый калмыками со своих степей. (Энциклопедический словарь. T.XXI. Автор Нибелунги Нефцер. 1897 год).
Из приведенных выше данных можно составить следующий вывод о развитии села Никольское.
 
Год   Число дворов     Жителей    Заводов
1760 5          
1797 180 1100
1844 250 1566
1856 382 2783      7
1877 668 4734
1897 914 5598     13
Из этих данных видно, как развивалось село. Характерно, что наибольший рост населения наблюдается со второй половины XIX века, т.е. после отмены крепостного права. Наряду с основными отраслями хозяйства: скотоводством, землепашеством, рыболовством, - развивались торговля, предпринимательство и кустарное ремесло.
С установлением регулярных пароходных связей с крупными го-родами и губерниями России число жителей стало заметно расти за счет добровольных переселенцев из центральных губерний. Если рань¬ше государственные крестьяне переселялись сюда в качестве рабочей силы для предпринимателей и купцов специальным указом правительства, то теперь они в поисках лучшей жизни переселялись добровольно - сами. Одни из них нанимались к предпринимателям и купцам для ра¬боты по погрузке и разгрузке товаров на пристани, заготовке дров для пароходов, другие нанимались на кустарные заводы, третьи - в батраки к купцам и скотоводам.
С конца XIX века, наряду с торговлей, скотоводством и рыболовством, в селе все больше начинают заниматься землепашеством, огородничеством, садоводством. С увеличением жителей села увеличивался и спрос на зерно, поэтому земледелие становится ведущей отраслью хозяйства.
 Об истории села старожил Иван Матвеевич Курашов рассказывает:
"Центр села располагался раньше там, где сейчас проходит русло Волги. В весенний паводок яр правого берега постепенно подмывало водой, он обваливался, и жители села переселялись на южную сторону. И так село сейчас на новом месте.
Со временем в селе стали появляться зажиточные крестьяне: Пономаревы, Шапошниковы, Донские, Шустовы, Борисовы, Брейкины, Лисицкие, Чаповы, Выборновы и др. Их деды бежали в свое время от тяжелой барщины из центральных губерний России, селились около Волги в наших, тогда безлюдных местах, где на обширных просторах с тучными травами занимались скотоводством, наиболее простым и доходным занятием. Затем свой скот продавали проезжавшим по Волге купцам, на ярмарках или гоняли табунами на продажу в Астрахань или Царицын. На вырученные деньги набирали товара, продуктов, строи¬ли себе богатые дома и магазины. Таким образом, скотоводы превращались в купцов".
"До 1913 года наш дед, Пономарев Михаил Федорович, со своими тремя сыновьями занимался скотоводством на хуторе в степи, - вспоминает внучка Михаила Федоровича, Фаина Иосифовна. - Однажды, когда скот перегоняли зимой из степи за Волгу на кормление, он с лошади упал в майну и повредил себе ногу. На всю жизнь остался хромым. А мой отец, Иосиф Михайлович, был хромым от рождения. Когда отец женился, он уговорил моего деда продать всю скотину и заняться торговлей, ибо им обоим хромым за скотом ухаживать трудно. Так и порешили. Пристроили к дому бакалейную лавку, и дело пошло. Дед ездил закупать товар, а отец его продавал. Этому примеру  последовали и  другие братья. Так мы стали купцами".

ИСТОЧНИК:
Сайт села Никольское, Астраханской области
http://nikolskoe-astr.narod.ru›istoriya4.htm



СЕЛО НИКОЛЬСКОЕ,  ХРАМ  РОЖДЕСТВА  ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ

Село Никольское расположено на правом берегу Волги в Енотаевском районе Астраханской области, в 250 км от города Астрахани. Население Никольского – шесть-семь тысяч человек. Ниже села Никольского начинается зона полупустынь и пустынь. Пристань Никольское является зеленой стоянкой для прибывающих сюда теплоходов.
Село Никольское было основано в 1760 году как казачья крепость для охраны Московско-Астраханского тракта и Волжского торгового пути. По одной из версий свое название село Никольское получило в честь первого крещеного в церкви калмыка Николая.
В Никольском раньше, чем в Енотаевском уезде и Астраханской губернии, была провозглашена Советская власть (7 января 1918 года). В декабре этого же года на площади у церкви Никольского, во время схода, произошел крестьянский бунт из-за подводной повинности для отступающей к Астрахани XI-й Армии. Были аресты, расстрелы организаторов.

В 1919 г. из Никольского 7 кавалерийская дивизия Красной Армии перешла в наступление на север и, заняв станицы Соленое Займище и Грачевскую, отбросила белогвардейцев от Волги.

Во время Великой Отечественной войны в Никольском действовала крупная переправа наших войск, неоднократно подвергавшаяся налетам фашистской авиации. Самолеты противника минировали здесь Волгу, пытаясь прекратить движение судов к Сталинграду.

Самой страшной трагедией в истории села Никольского стала его бомбежка немецкими самолетами 21 августа 1942 года. Самолеты бомбили Никольское всю ночь, превратив его в сплошное пожарище.

В прошлом Никольское – важная пристань между Царицыным и Астраханью. Жители разводили в Никольском овец и двугорбых астраханских верблюдов, а также занимались рыбалкой на Волге. Одним из главных занятий населения Никольского является выращивание овощных и бахчевых культур. Продажа урожая в Астрахань и туристам теплоходов дает хороший приработок жителям. Село Никольское известно туристам своим фруктовым, овощным и рыбным базаром.

Существует две остановки Никольское. Одна на правом берегу, где собственно и расположено село Никольское, и на левом берегу с оборудованным пляжем. Как правило, по пути в Астрахань теплоходы останавливаются на левом берегу, а на обратном пути – на правом берегу.

В селе Никольском расположен самый большой в Поволжье храм Рождества Пресвятой Богородицы, купола которого видны с борта проплывающих теплоходов. Этот трехпрестольный каменный храм построен в Никольском в конце девятнадцатого – в начале двадцатого века. Был освящен в 1899 году. Архитектор - Сергей Карягин.
Первый храм, построенный в 1802 году в селе Никольском, освященный в честь Николая Чудотворца, был деревянным. Название села – Никольское, по второй версии, дано именно в честь этого святого. Храм был расположен на берегу Волги, и с изменением русла реки земля под храмом обвалилась, и церковь ушла в реку.
Второй храм в Никольском был заложен как двухпрестольный - в честь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Но и он ушел в Волгу. Поэтому третий храм в селе Никольское был построен далеко от берега как двухпрестольный - в честь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Однако рыбаки села Никольское решили сделать храм трехпрестольным и освятить придел в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые считались покровителями рыбаков.

Во время войны храм закрыли. От бомбежек и от разрывов бомб появилась трещина на колокольне.
Во времена гонений на церковь было решено взорвать. Председатель сельсовета Никольского, Павел Иосифович Кидебу, человек верующий, для сохранения церкви пошел на хитрость и предложил хранить в храме пшеницу. Так он отстоял церковь в Никольском и не позволял сбросить с нее колокол.
Но по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности он был расстрелян. Колокола после его смерти сбросили с колокольни. Храм в Никольском сохранился лишь чудом.

После войны службы разрешили уже в помещении храма. Восстановление храма в селе Никольское после войны связано с именем протоиерея Николая Ситкина, который отправлял службы в подвале храма и во время войны. Могила этого христианского подвижника сейчас находится во дворе храма.

В 1960-х годах в храм села Никольское на Волге передали икону Божией Матери «Нерушимая стена» из соседнего, разоренного большевиками в годы революции Воскресенско-Мироносицкого монастыря села Златозубовка.

А в 2001 году девяностопятилетняя жительница села Соленое Займище Астраханской области, тяжело страдавшая болезнью глаз, увидела во сне Пресвятую Богородицу, которая повелела ей молиться Ее чудотворному образу «Нерушимая Стена», находящемуся в храме села Никольское. Икону реставрировали, и после повторного обретения иконы, ее украсили венцом, затеплили неугасимую лампаду, елей от которой теперь раздается молящимся.

ИСТОЧНИК:
Село Никольское, храм Рождества Пресвятой Богородицы
http://vetert.ru›…astrakhanskaya-oblast…83-nikolskoe.php

А святой образ – поистине чудотворный: после молебнов произошло много чудес исцеления, – в том числе – и от рака, и от камней в почках. Совсем недавно – в 2006 году – в храм со слезами благодарности пришла женщина, – два года она была парализована, и чудесно исцелилась после помазания елеем от чудотворной иконы. У одной из молящихся женщин отыскался ребенок, пропавший более 10 лет назад. Помогает икона и в семейных делах, примиряя ссорящихся супругов.

Читать подробнее:

О ИОАННЕ КРОНШТАДСКОМ и не только…
Расказывает Михаил Сизов

ЗА НЕРУШИМОЙ СТЕНОЙ…
 Подробнее:

«Нынешним летом довелось мне побывать на родине святого праведного Иоанна Кронштадтского, куда на праздник 25-летия его канонизации съехались священники и миряне со всего мира («Иоанновская семья», № 735-737 «Веры»). Чтобы познакомить наших читателей с «иоанновцами», решили мы завести временную рубрику.»

С кого начать, с какой встречи? Судьбы настолько разные... Начну, пожалуй, с конца.

Богослужения и официальные мероприятия уже закончились, праздник переместился на улицы села Сура - с разных концов звучат народные песни, сельчане и гости прогуливаются туда-сюда, угощаясь чаем из огромных самоваров и местными крендельками. В стороне на брёвнах сидит священник и щурится на северное солнышко. Отдыхает после службы.

- Тёплый сегодня день, - завязываю разговор.

- Да, замечательный! А у нас уже травы нет, в июне вся на солнце выгорела.

- А где это?

- В Астраханской области. Жара там была в сорок пять градусов. А сейчас ещё и мошка пошла, такая казнь египетская, не чета здешним комарам...

- Зато у вас арбузы растут. Дело привычки, - замечаю философски. - Вы же из тех мест, астраханский?

- Нет, я из Таллина приехал. Но уже двадцать пять лет служу в Никольском. Это село на берегу Волги, посерёдке между Волгоградом и Астраханью.

- А что, и там Иоанн Кронштадтский бывал? - уже не удивляюсь я. Все священники, с кем познакомился, служат в местах, как-то связанных с Батюшкой. И география удивительна. Даже в далёкую Сибирь он ездил с пастырскими визитами, почему бы не побывать ему и в этом селе?

- Иоанн Кронштадтский четырежды посещал Астрахань, - стал объяснять протоиерей Александр Максимов. - В один раз, летом 1902 года, жители Никольского узнали, что он плывёт на пароходе, и на берегу собрались. Завидели судно, стали руками махать. Батюшка скомандовал: «Стоп, машина», - и велел к берегу пристать. Совершил водосвятный молебен, покропил народ, раздал медные крестики. Ради добрых сельчан надолго задержался, хотя в Астрахани его ждали для освящения Владимирского собора - там и губернатор, и другие высшие чины ему встречу готовили.

- И что, в Никольском помнят этот визит Всероссийского Батюшки?

- Как же не помнить! В одной семье даже есть картина, нарисованная по просьбе их предков: Иоанн Кронштадтский освящает никольский народ. Художник был из местных, некоторых тонкостей не знал и изобразил его в епитрахили и в шляпе.

- Ваша жизнь тоже как-то связана с Иоанном Кронштадтским?

- На его книгах и дневниках я, собственно, и вырос, - отвечает отец Александр. - У нашего Александро-Невского кафедрального собора в Таллине огромные подвалы, и часть их в советское время принадлежала библиотеке. Там было много дореволюционных книг, и знакомые библиотекари специально для меня искали всё, что есть про Иоанна Кронштадтского. Он ведь часто бывал в Эстляндской губернии - служил в кафедральном соборе, в Пюхтицком монастыре и на его Ревельском подворье, которое взорвали в 1960 году. Вот всем этим я интересовался, ходил по букинистическим магазинам, где было тоже много дореволюционной литературы. Когда прочитал «Мою жизнь во Христе», то это был переворот. Хотелось подражать Батюшке, быть таким, как он. Хотя понимал, что он святой и с ним никак не сравниться.

- И вы поступили в семинарию?

- Нет, пошёл в институт учиться на юриста. Одновременно алтарничал в кафедральном соборе. Это в начале 80-х было. Митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх, предложил: «Давай, Саша, поступай в семинарию». Говорю: «Я не могу, из-за папы». Настаивать владыка не стал, поскольку знал моего папу и понимал, что у него, генерал-лейтенанта инженерных войск, на службе будут проблемы. Но тут началась перестройка, партийный контроль ослаб, и отец сам одобрил мой выбор стать священником. Закончив Московскую семинарию, я получил распределение, и с той поры вот уже двадцать пять лет служу на одном и том же месте. И радуюсь, что оно как-то связано с Иоанном Кронштадтским.

- Прямо в Никольское вас и распределили?

- В 1991 году мне направление немножко в другое село дали, в Енотаевку, где была вторая кафедра Астраханской, а ныне Ахтубинской епархии. Но до него мы не доехали.

- То есть как?

- Поехали мы туда с матушкой на первую службу. Был гололёд, и машину трижды занесло, и она перевернулась. Слава Богу, остались целы, только крышу у машины помяло. Проезжавшие мимо калмыки перевернули её обратно на колёса, и своим ходом мы кое-как в село въехали, рядом с которым всё это случилось. А там храм огромный, отовсюду виден. Едем к нему - куда же ещё... Из храма выходит старенький священник, завидев нас, радуется: «Вас мне Бог послал! Я уже старый, служить тяжело, и регент у меня тоже старенькая, совсем слепая». А когда отец Павел узнал, что матушка моя регент, то пуще возрадовался. Позвонили в Астрахань владыке Филарету, и он сразу благословил служить мне здесь.

- Село старинное?

- Его основали в 1760 году и, по легенде, назвали Никольским в честь первого здесь крещёного калмыка Николая. Хотя есть и другие версии. Что радует, народу у нас не уменьшается: в 1979 году по переписи в Никольском было пять тысяч населения и сейчас пять тысяч. А в 1914 году было семь тысяч. То есть стабильно так.
Хоть село и небольшое, но наш храм Рождества Пресвятой Богородицы площадью 1200 квадратных метров. Колокольня - 62 метра. Вот так купцы построили! Считалось, что это самый большой храм в Поволжье. Только в двухтысячные годы в Саранске, кажется, ещё больший построили. После революции двух никольских священников сослали на Соловки, там они и умерли. И храм хотели взорвать, но председатель сельсовета отстоял, не дал даже колокола сбросить. Позже его, Павла Иосифовича Кидебу, репрессировали и расстреляли. А когда началась война и Никольское бомбили немецкие самолёты, то те, кто хотел взорвать церковь, вместе с сельчанами прятались в её подвалах. Храм и под бомбами выстоял, только одна трещина появилась, на колокольне. Она и сейчас есть, но в размерах не увеличивается, опасности не представляет.
Там же, в подвале храма, во время войны служил протоиерей Николай Ситкин. В саму церковь его тогда не пустили - в ней зернохранилище было, только после Победы её передали. В ограде храма он построил два корпуса воскресной школы, заботился о нищих, всех приходящих кормил - знаете же, какая голодуха была после войны. Народ его любил. В 43-м году он предсказал, что ещё два года продлится кровопролитие, как наказание за цареубийство и безбожие. Ещё рассказывают, что он отказался отпевать мужа прихожанки Клавдии, которая получила на него «похоронку», - и действительно, через некоторое время этот человек живым вернулся в село. Был батюшка очень скромным, аскетом, спал на кровати на голых досках, покрытых марлей.
Когда в 1952 году отец Николай умер, священники часто менялись, пока в 1970 году на приход не определили протоиерея Павла Рябых. Во время войны он попал в окружение, был на волоске от смерти и дал обет, что если спасётся, то посвятит свою жизнь Богу. И вот отец Павел тридцать лет служил в огромном храме один, пока я не приехал. При мне он принял схиму, стал схиигуменом Паисием. Много молился... Сейчас в церковной ограде две могилки - его и отца Николая. Народ их почитает.
Кронштадтский пастырь

- То, что Иоанн Кронштадтский бывал в вашем селе, как-то сказывается на жизни прихода?

- Так ведь всё его молитвами и делается. У нас какая история произошла... В соседнем селе Солёное Займище жила бабушка Агриппина Яковлевна Веремеева, которой в 2001 году 95 лет исполнилось. И вот ей во сне явилась Божия Матерь и предупредила, что та скоро ослепнет. И повелела: «Молись Моему чудотворному образу «Нерушимая Стена», что в Никольском». Так она мне рассказала. Стали мы с отцом Павлом (тогда он ещё не принял схиму) искать эту икону в храме. А храм-то огромный, и в нём 450 икон.

- А почему так много?

- Так ведь церкви вокруг закрывались, и народ нёс иконы в Никольское. Ходили мы, ходили, во все уголки заглядывали, пока не обнаружили большой образ, из какого-то иконостаса, с надписью внизу: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству».
Образ на иконе был плохо различим, ручки у Богородицы каким-то вандалом соскоблены. Отдали икону на реставрацию (на фото на стр. 12 она уже после реставрации. - М.С.), и стал я её историю выяснять.
Первым делом узнал, что это список с мозаичного образа XII века «Нерушимая Стена» из главного алтаря Софийского собора города Киева. В отличие от киевского образа, где Богородица изображена в полный рост, на нашем дано Её поясное изображение. На обратной стороне иконы написано, что сей образ написан для монастыря. А какой у нас поблизости монастырь? Воскресенско-Мироносицкий в селе Зубовка. А ведь с этой обителью дружил Иоанн Кронштадтский, переписывался с её игуменьей! Он благословил открыть там приют для девочек и приезжал на освящение храмового придела в честь своего небесного покровителя - преподобного Иоанна Рыльского. Тот его приезд подробно описывался в астраханской газете, и есть эпизод: перед освящением Батюшка обошёл весь храм и долго стоял у иконы Божией Матери «Нерушимая Стена», отметив её в новом иконостасе. Молился перед ней, очень она ему понравилась. И так получилось, что когда монастырь в 1922 году закрыли, то все иконы разрубили и сожгли на берегу реки, а «Нерушимую Стену» одна из матушек смогла закопать в песок и позже отнести в Никольское. Она единственная и сохранилась.

- Икона чудотворная?

- Случались исцеления, даже от рака. Также по молитве перед образом отыскался сын нашей прихожанки, пропавший одиннадцать лет назад. Открылся убийца местной девушки - пришёл с повинной. Разная помощь от неё... Наверное, тут и заступничество Иоанна Кронштадтского действует, раз он так отметил этот образ. Мы, кстати, сейчас строим крестильный храм, который собираемся освятить в его честь.

- Получается, что ваш храм стал преемником того монастыря, раз икона к вам перешла?

- Какое-то преемство есть. В 2002 году мы при храме создали приют для девочек, какой был в Мироносицком монастыре, им руководит Елена, моя матушка. Все его дети участвуют в учреждённом нами молодёжном движении имени Иоанна Кронштадтского. А игуменья с сёстрами монастыря после закрытия поселились в соседнем селе Старица и там продолжали молиться. Только в 1933-м их арестовали и отправили в лагерь. А совсем недавно, 5 июня, он вновь открылся. Сейчас в Мироносицкой обители монахиня Вера и две послушницы.

- Икону «Нерушимая Стена» у вас не заберут?

- Собор, где она находилась, разрушен до основания. Сохранились только сестринский корпус и церковь святых Жён Мироносиц, в которой был сельский клуб. В нём и служат сейчас с Божьей помощью. Там жизнь только начинается. Посмотрим, как будет. Я-то прошу их молиться за наших чад, которых воспитываем в приюте.
Икона преподобного отрока схимонаха Боголепа

- Приют тоже носит имя Иоанна Кронштадтского?

- Нет, решили мы назвать его в честь преподобного отрока схимонаха Боголепа. В нашем храме я обнаружил его икону, занимался архивными розысками, и детям история отрока понравилась. Он был сыном московского боярина Якова Лукича Ушакова, которого в 1651 году назначили воеводой в Чёрный Яр, что по соседству с нами. Уже в младенчестве мальчик соблюдал посты по средам и пятницам, а когда слышал колокол, то плакал, чтобы его отнесли в церковь. Заболев в 7 лет, он попросил родителей постричь его в схиму. А как только это было исполнено, на следующий день умер. Почитание праведного отрока началось почти сразу. Известно, что ему приписывают спасение Чёрного Яра от войск Степана Разина, кубанских татар и мора. Первым его икону написал в 1695 году астраханский священник Иоанн, будучи почти ослепшим. Сразу после создания образа он прозрел. Так предание говорит. Почитание отрока запрещал Пётр I, но Церковный Собор 1917-1918 гг. подтвердил его канонизацию. Его и сейчас почитают в народе.

- На службы много людей приходит?

- По воскресеньям - около ста человек. Но живём мы в основном за счёт паломников из Астрахани, Волгограда и других городов, которые приезжают к иконам Божией Матери «Нерушимая Стена» и отрока-схимонаха. На праздник до трёх тысяч собиралось. Побольше, чем сейчас вот в Суру народа приехало.

- Да сюда же сложно добираться, - встаю на защиту Суры, - одна переправа через Пинегу чего стоит. А вы на Севере прежде бывали?

- Первый раз. Понравилось здесь очень. Красиво, особенно у Никольского храма - такой простор открывается! На луг, реку, Поклонную гору, где Батюшка любил гулять. Около Никольского храма он когда-то сосны посадил, они уже вон как вымахали. И около них я побеги-черенки нашёл. Выкопал их с разрешения настоятеля. Отвезу один саженец в Мироносицкий монастырь, один - себе в Никольское. Не знаю, как на нашей жаре приживутся, но будем поливать.

Всё-таки, мне кажется, преуменьшил батюшка количество народа, приехавшего в Суру. Простившись с ним, больше я его не увидел в круговороте лиц.

Лишь когда поезд тронулся и мы покидали Пинежский край, о нём напомнило объявление по громкой связи:
«Внимание! Сообщение для отца Александра из Астрахани. Сосенки из Суры, переданные на сохранение в пути, находятся в 3-м вагоне».

Верится, что доехали они благополучно и прижились на той земле, по которой ступал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

ИСТОЧНИК:
http://vera-eskom.ru/2015/11/za-nerushimoj-stenoj/
Подробнее:


Рецензии