Мастер и Маргарита. Театр Булгакова - о вечном

Заметка
«Мастер и Маргарита! Театр Булгакова - о всём бесконечном и вечном»
и об импрессионизме режиссерского мастерства и работой с многомерностью смыслов

    «Роман – живой! Сюжетом развернулся,
    Картинами он вырос на листах,
    Лишь в измереньях Театра я очнулся –
    Идет спектакль, нашей жизнью став»
    (К. Мира)

«Мастер и Маргарита», постановка Сергея Эдуардовича Алдонина – восхищению нет предела - только так, с чувством, от сердца и души, можно написать об этой красоте этюдов, составляющих бесконечную панораму картины истории. Я долго не решалась написать о постановке – такова широта палитры кисти режиссера и шедевр мастера. Первый раз, впечатленная, я только осмелилась записать себе, что «Это гениально!». Каждый раз постановка вдохновляла еще сильнее, и только после я поняла, что готова написать это восхищение.

Сергей Эдуардович воплощает не только измерения в произведении, но и множество измерений смыслов – романа, черновиков, собственных мыслей и рождаемых впечатлений актеров и зрителей, придавая глубину чувств в чтении монологов об Иешуа и скрашивая искрометностью остроумия тяжелые жизненные эпизоды, и вы одновременно задумываетесь и помните о всех трудностях, но вдохновляетесь куражом отношения к ним. И чтение одного текста через несколько лиц, будто это единый разум воплотился через героев, как в диалогах Понтия Пилата и Первосвященника через Маргариту – и далее – многоголосием всех связанных разными временами и одним сюжетом истории людей. И ещё - это постоянное зримо-незримое присутствие Воланда во всех событиях и история через его героя и реального человека - самого режиссёра и актёра. В своем творчестве Сергей Эдуардович работает с многомерностью смыслов, используя средства разнообразных сфер: пространство, слово, музыка, характеры, цвет. Более, это благородное дело дления и передачи традиций мастеров, у которых учился режиссёр, и если Вы обратили внимание, даже выбор цвета и оформление пространства зала напоминает стиль театра Марка Захарова: серый цвет стен, отсутствие занавеса, который в случае необходимости обыгрывается другими способами, минимализм в реквизитах, потому что в центре - творимое живое искусство и мастерство. И если вы со вниманием погружаетесь в создаваемый им мир, соотнося с наработками в данной сфере, то обнаружите, что он применяет лучшие методы воплощения, фактически создав собственную методику художественной формы претворения идеи в действительности. Так, в одном из спектаклей было множество смысловых вариаций, которые порой не успеваешь охватить сразу, поскольку одновременно применяются многообразные средства в написании картины в жизни. Например, это варианты с телеграфированием Степой Лиходеевым из Ялты и материализацией передаваемого текста телеграмм, или фоновое звучание колокола, будто отсчитывающего в разговоре наступление определенного часа или момента, подражания действующих лиц голосам и интонациям других героев, а в одной из кульминационных сцен в конце слова, обращенные Маргаритой к Бездомному, на этот раз были адресованы её любимому - это действительно живописание.

Эксперименты с многообразием прочтений романа и вариантов рукописи, идеями в ходе подготовки к спектаклю и коллективное творчество и рождают бесконечное, одновременно то же и новое, как и сам мир изменяется постоянно, тем самым для эту бесконечную цепочку сквозь время. И что ещё сильнее - это работа со смыслом, когда содержание есть в тексте, но не все описывается словом, и действие постановки наполняет и дополняет смысл, переданный словесно, и создаёт нечто новое. И только Сергей Эдуардович Алдонин работает не только с текстом писателя, но будто с самим автором - этот диалог сквозь историю ощутим, и словно через пространство и время  драматург встречается с режиссёром, как когда-то уже было в прошлом, в современности - какая мощь и связь.

А создание эмоций и настроений – вовлечение вас волшебством и магией искусства и глубокое погружение в проживание самими вами жизни героев, которые одновременно материализуют актеры – еще один новый уровень или многомерность творчества.

Любовь к произведению, авторский и режиссерский замыслы, актерское прочтение и видение зрителем соединяются в жизни этой истории из «книги, в которой всё» - и вы путешествуете и умом и душой вместе с героями романа, жизнью писателя, реальными людьми, воплощающими всё вместе. И более того, это передача и транслирование традиций через себя - вы найдёте воплощения всех проявлений творчества и жизни - писателя, режиссёра и его всеобъемлющего понимания многогранности, соединения и воплощения этого многообразия всех жизней - и вы чувствуете и буквально читаете эту биографию, понимая так, как это есть на самом деле, и дань уважения, сохранение и отсылки к восхитительному мастерству его учителя, и сильнейшие стороны актерского мастерства самих актеров постановки: трансцендентальность Маргариты и Ивана Бездомного, неудержимый полёт остроумия Фагота, за которым только поспевай, не говоря уже об очаровании Кота Бегемота, отрезвляющей четкости Азазелло и обезоруживающей женственности и комичности Геллы, и множественные воплощения каждого актера в разных ролях в одном спектакле.

Юдоль нашей жизни и отношение к ней, как мы и должны бы относиться – с улыбкой, юмором, смело, - соединены в постановке – рядом смех и слезы, жизнь и смерть – и образуют целостность из неповторимого многообразия.

Боль уходит с надеждой на светлое будущее людей в повторяемой сквозь постановку фразе о том, что смерти нет. Все будет действительно только лучше, поскольку мудрые философы говорят, что человек разумный всегда стремится обрести единство с этим миром, а мир – бесконечный. И, хотя грусть в этом утверждении воплощения Иешуа-Ивана и звучит эхом, тема бессмертия есть только в бытие, о котором говорит Воланд в разговоре с Берлиозом.

Любить значит понимать – старайтесь вобрать в себя смысл, пройти через воплощения или погрузиться в сюжет – и вы поймете и полюбите безграничную мощь творчества, которое неотделимо от жизни ни огнями рампы, ни временами, ни пространствами – это единение через произведение нас со всей жизнью.

Юмор, искрометный и вдохновляющий жизнью, как всегда является лучшим лекарством для израненной человеческой души – и врачует он и вас, уважаемый зритель, как разоблачения героев романа свитой Воланда выявляли, обнажали и исправляли людские пороки.

Темы, вечные во все времена и вне времени, и сама тема вечности – «Рукописи не горят!»

Естественно, кто любит роман, посмотрите постановку. И приходите на спектакль еще и еще - это настоящий импрессионизм актерского мастерства и живописание режиссёром всего многообразия жизни, бесконечная и вечная история, которую создал Михаил Афанасьевич и длит Театр Булгакова, и которую длим все мы.

Бесконечная благодарность -  так бы говорить «сто тысяч раз» браво! И есть чувство, что в будущем Музей-Театр Булгаковский дом получит статус государственного, чего от души пожелаю и буду ожидать.

Я в восхищении! – а что вы ожидали услышать, если речь идет о МиМ? Всегда.
2022, 2023. Ксения Мира.


Рецензии