Друг это наше второе Я?

Друг – это наше второе «я».
Зенон из Китиона

    От дружбы больше пользы или вреда? Что лучше иметь, просто приятельские, доброжелательные отношения со многими или дружить только с одним? Дружить или не дружить? Заданные вопросы и полученные на них ответы в результате исследования, рассуждения на эту тему привели к определённому пониманию. У кого - то оно может вызвать скептицизм и несогласие, у кого - то - наоборот. Однако право любого человека - иметь свою точку зрения.
    Исследование началось с ознакомлением высказываний писателей, философов. В. Г. Белинский говорил: «Друг мне тот, кому все могу говорить», «Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы». Жан де Лабрюйер подтверждает: «Доверие — первое условие дружбы». Персидский поэт Аттар предлагает: «Скрывать не надо своего недуга от двух людей: от лекаря и друга». Однако, если без анализа и рассуждения относится к этим советам (что нередко происходит), то человек может начать вести себя излишне откровенно, слишком открыто, «обнажаться». Ведь «доверяя» что - либо своему товарищу, другу, все же необходимо думать о том, что можно говорить, а что нет. Говорить всё - по меньшей мере, безрассудно и глупо. И, если вы хотите сохранить дружбу, то желательно не подстрекаться на излишнюю откровенность самому и не подстрекать к этому другого. Проявление же чрезмерного любопытства к вам или другому относительно вопросов личной жизни, узнаванию мельчайших подробностей, секретов друг друга ни к чему хорошему в конечном итоге не приведёт, они более важны для личного анализа, нежели общего. Ваша же безграничная убеждённость в обратном (чрезмерная «открытость», «искренность») может в любой момент «выстрелить», ударить вас бичом предательства и разочарования. Знаменита фраза «И ты, Брут?». Отчаянные предсмертные слова Цезаря, слепо доверявшего ближайшему соратнику, превратилась в афоризм, который выражает разочарование перед внезапным предательством друга. В дружбе главное – не создавать, не совершать того, о чем бы вы потом горько пожалели.
    Другие философы, такие как Поль Анри Гольбах считает: «Друг, бесполезный для своего друга, становится для него чужим человеком». А Эразм Роттердамский в унисон утверждает: «Друг должен принимать на себя часть огорчений друга». Если же у вас в отношениях «завёлся» принцип «ты мне – я тебе», то считай, что все пропало. Вы будете пользоваться, извлекать выгоду, и с вами будут обходиться точно также. Начало же дружбы, как и её продолжение, это бескорыстие.
    В басне Леонардо да Винчи «Настоящий друг» рассказывается, как орлёнок, высунув голову из гнезда, увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
   – Мама, что это за птицы? – спросил он.
   – Наши друзья, — ответила орлица сыну.
   – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.
    Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
   – Ай-ай, они украли у нас еду!
   – Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
    Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
    Пьер Буаста пытается нас убедить: «Человек, живущий одиноко, существует только наполовину», Демокрит безапелляционно заявляет: «Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга». А Шота Руставели считает: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг». Одинокие люди ограничивают свой круг общения. Они думают: «А зачем тратить лишнюю энергию?» и напоминают генератор с небольшой мощностью.
    Исследование дружбы животных также приводит к определённому пониманию. «...Многим известно, что волки охотятся на лосей стаями, а дельфины промышляют рыбу стадами. Подобная взаимопомощь естественна для животных одного вида. Но иногда для охоты объединяются «чужаки». Такое происходит, например, в степях Средней Азии, где обитают лисица корсак и небольшой зверёк перевязка (семейство куньих), похожий на хорька. Оба этих зверя любят мышь песчанку, однако поймать её довольно сложно. Лисица и перевязка кооперируются. Перевязка выгоняет песчанку на поверхность, а лиса дежурит снаружи, у выхода из норы, не давая зверьку уйти. В результате добыча достаётся тому, кто первый до неё доберётся. Иногда это бывает лиса, иногда – перевязка. Случается, что они так и бегают от норы к норе, пока не насытятся обе. А через несколько дней ждут друг друга в своём охотничьем районе и начинают новую облаву.
    Среди морских жителей встречаются настоящие неразлучники, не способные существовать друг без друга. Классический пример такой пары – рак-отшельник и актиния адамсия. Рак поселяется в раковине моллюска, затем находит актинию нужного размера, отделяет её от субстрата, аккуратно переносит в клешне на свой домик и усаживает её там. Мелкие куски добычи, выскользнувшие изо рта у рака, будут попадать в её рот. Кроме того, «оседлав» рака-отшельника, она получит возможность передвигаться, а, значит, быстрее обновлять воду в своём чреве, что для неё жизненно важно. Рак же отныне будет защищён от хищников, желающих им поживиться. Ведь актиния – серьёзный хищник, поскольку её яд очень близок по силе к яду кураре, а он настолько силен, что капли хватает убить леопарда.
    Так и живут – дружат они вместе до самой смерти. Вот вам и рак – отшельник!
    Конечно, более всего занимательна дружба между теми животными, которые в дикой среде непримиримые враги. Это тигр и поросята, выдра и барсук, кенгуру и вомбата и др. Что это? Если люди порой между собой вообще не могут договориться, а тут ДРУЖБА. На самом деле нет ничего удивительного, потому что они испытывают точно такие же эмоции, как и все живое.
    Корифей этики Аристотель в своей «Никомаховой этике» выделяет три типа дружбы: первый – «Если кто - то любит извлекать пользу, он не любит другого человека, а просто получает от него пользу», второй – «Если кто – то любит проводить время с другим человеком ради удовольствия, то он не любит этого человека просто так, а общается с ним, лишь ради возможности хорошо провести время. Такие люди думают только о своих интересах и на самом деле не заботятся о друзьях...» и третий – «Если друзья любят друг друга за то, что они есть, а не ради удовольствия или пользы, которую можно получить, то только такая дружба полезна. Она стабильна и возможна только между хорошими и уважающими друг друга людьми».
    Однако истинная дружба, в его понимании, может быть только при одном условии, если человек, люди хорошие. А если нет? То, по всей видимости, дружба вряд ли будет. Но ведь всегда можно измениться.
    Что же получается? Дружба может быть различна, подвержена изменению, ей всегда можно научиться (как прыгать с парашютом). И еще придётся постоянно трудиться, если вы хотите иметь действительно хорошую дружбу.
    Но ближе всего стали диогеновские строчки «Я – гражданин мира». В них заложены и глубина, и смысл, и понимание. Свобода от зависимостей, условностей, истинное понимание дружбы, служение не человеку, потому что он слаб, а только Разуму! До (самого) конца, до донца!
  (Используемые источники: )
   Скурлатова Елена

http://vospytanie.ru
https://t.me/+AOAkY0KUDI4xYjQy


Рецензии