Малоскоростная низколетящая цель на полигоне

     В сентябре 1988 года на фоне ЛТУ (Лётно Тактическое Учение) летим на полигон Ашулук, что под Астраханью. То есть летим, как принято говорить, на стрельбы, а точнее – на практические пуски ракет по воздушным мишеням и стрельбу из пушки по наземным. Базироваться будем на аэродроме Приволжский-Астрахань.

     По прилёту на Приволжский узнаём более конкретно задачи, поставленные перед нами - отработать по РУМ (Радио Управляемая Мишень), из пушек отработать по наземным мишеням, а также отработать по «малоскоростной низколетящей цели». На все эти цели назначаются конкретные экипажи. Все остальные будут работать по ПМ (Парашютная Мишень). Я даже догадываюсь, кто будет работать по «малоскоростной низколетящей цели».

     Весь полк находится в дежурном режиме, поднимают то один, то другой экипаж, то пару. Отработали уже и по РУМ и по ПМ, по ПМ отработали и днём, и ночью. Впервые отработали реальную стрельбу из пушек. Как на закуску, осталась работа по «малоскоростной низколетящей цели». Что это за цель будет, непонятно, ясно только, что «малоскоростная».

     Сидим мы несколько экипажей в дежурном звене, ждём команду. Сначала поступает команда «Готовность №1» паре. Занимаем парой готовность, сидим в самолётах, ждём. Наконец поступает команда «Воздух» одному экипажу, мне.

     Взлетаю, выхожу по командам КП в район полигона на высоте 500 м. По голосу узнаю нашего штурмана наведения, Сергея Мазина. Он хоть и молодой ШБУшник (Штурман Боевого Управления), но очень грамотный, толковый. На тренировочных перехватах в полку выделяется в лучшую сторону из других КПшников. Не зря его посадили на КП на этот этап, новый, как для штурманов КП, так и для лётчиков.

     Информирует меня Сергей, что «малоскоростная низколетящая цель» впереди меня на высоте 200 м. На таком-то удалении, идёт с таким-то курсом. И добавляет - «…обнаружить и принудить к посадке». Задача предельно ясна. Как понимаю, «уничтожить» задача не стоит. По прицелу увидеть цель даже не надеюсь, только визуально, - кручу головой «на 360», но ничего не вижу. Внизу пустынная местность, почти сплошной песок, практически пустыня. Штурман цель видит тоже неустойчиво на высоте 200 м, говорит, что цель где-то рядом, подо мной.

     Я уже скорость уменьшил, хожу разворотами влево - вправо, пытаюсь обнаружить цель. Вдруг, при очередном развороте, мелькнула тень по песку. Вцепился я в неё глазами, боюсь потерять. Встаю в вираж и плавно снижаюсь. Вижу вертолёт Ми-8. Это местный вертолёт, постоянно мотается между аэродромом Привожский и КП полигона.

     Доложил на КП, что «…цель наблюдаю, буду принуждать к посадке…». КП даёт «добро». Для меня теперь самое главное, не упустить из виду вертолёт. Ми-8 идёт по прямой, спокоен, видно, не дёргается. Знает, что я за ним по скорости не удержусь, у него скорость, думаю, где-то 180 - 200.

     Выполняю над ним вираж, захожу справа сзади и начинаю гасить скорость. Прибрал обороты, выпустил тормозной щиток. Скорость быстро упала до 300. Щиток убрал, скорость продолжает падать. Выхожу в эфир па Первом канале и выдаю для вертолёта «специальную» фразу на английском, что он нарушитель и должен немедленно произвести посадку перед собой. Фразу эту повторяю два раза.

     Скорость продолжает падать, уже 220, угол атаки большой, у самолёта нос задран, как на посадке. Двигаю РУДы вперёд, держу на оборотах. Вот скорость уже подходит к 200, это минимальная. Но знаю, что Су-27 держится и на 180. Думаю, и на меньшей за счёт СДУ и мощной механизации крыла.

     Вертолёт на мои фразы не реагирует, продолжает молча лететь. Я медленно обхожу его справа с задранным носом на больших углах атаки. Скорость уже ниже 200! Видимо, думает вертолётчик, что ничего я ему не сделаю. Ну, уж нет! Задание надо выполнять!

     Двигаю РУДы вперёд до максимала, мой Су-27, задирая хвост, рвёт вперёд. Начинает расти скорость, закладываю левый крен почти под 90 градусов и пересекаю вертолёту курс. Прохожу у него перед носом на одной высоте, моя спутная струя уходит вниз и не должна зацепить вертолёт, но предупреждение вертёлётчик должен понять и, возможно, почувствовать.

     Только я развернулся, чтобы снова видеть цель, как штурман дал команду прекратить задание и следовать на точку. Всё понятно. Задание засчитано!

     Как узнал позже, после моего прохода перед носом, вертолёт стало кидать так из-за даже небольшого влияния спутного следа, что вертолётчик заблажил в эфир и задание сразу засчитали…

- на фото: - американский беспилотник.

28.03.2023 – Севастополь.


Рецензии