Ночная птица. Кубанские рассказы

Наталья перестала спать ночью. Совсем перестала. Всю ночь она мучилась, пытаясь уснуть: считала баранов, читала скучную книжку, смотрела по телевизору документальные фильмы. Все было бесполезно.

Она, которая утром вставала раньше петухов, а вечером ложилась, когда только стемнеет, перестала ночью спать, зато засыпала утром и спала полдня. В деревне свой распорядок, и никуда от  него не деться. Чуть свет надо было доить корову и выгонять ее в стадо, кормить худобу и бежать к семи или шести часам утра на работу.

Все вокруг подстроено под этот график. Все основные работы в полях и огородах с утра, пока не наступит жара. Магазины и рынок работают только утром, в лучшем случае до двенадцати дня.  Администрация в сельсовете и то бывает только в первой половине дня.

Наталья же ночью теперь не спала, а с рассветом засыпала глубоким сном, и  до обеда ее было не разбудить. Будильник старался зря, она его не слышала.

Эта зима у Натальи была тяжелая. Мужа похоронила. Он несколько лет болел и совсем ее измучил. А после смерти мужа неожиданно тихо во сне ушла мама. Легла и не проснулась. Потеря близких людей  Наталье далась тяжело. Конечно, дети помогли с похоронами и пытались ее поддержать,  но женщина так и не  смогла смириться с  пустотой вокруг.

Она помнила свой дом полный народа: бегали и смеялись дети, хлопотала на кухне старенькая мама, ворчал муж, путалась под ногами собака. Теперь же дети выросли и разъехались, а старшее поколение вымерло.  Даже собаки не стало. Сбил ее пьяный сосед Толик на своем мотоцикле.

Осталась Наталья  одна. Женщина чувствовала себя осиротевшей. Хотя прошло время, и она вроде успокоилась, заснуть по вечерам все равно не могла.

Главная же проблема была в том, что теперь Наталья никак не  могла попасть на шабашки  в соседнюю Михайловку. Сейчас там был разгар сезонных работ в теплицах, и многие ее соседки ездили туда ежедневно,  надеясь заработать. Платили там хорошо и женщины хвастались заработками друг перед другом.
 
Только вот автобус уходил  очень рано, ведь по солнцепеку в теплицах уже не поработаешь. У Натальи была маленькая пенсия и хозяйства почти никакого. Все перевела, пока муж болел. Не до худобы было.

Как теперь жить, без дополнительного заработка? Ведь она все делает невпопад: то не спит, то спит, когда не надо. Все, у нее, не как у всех.

Пожаловалась Наталья своей соседки Любке:

- Никак не могу в рабочий режим войти. Уже больше полгода прошло после похорон, а у меня внутри как что-то сломалось. Когда я ночью не спала? А теперь не сплю. Тут еще птица какая-то летает и кричит. Вообще не заснешь.

- Птица летает и кричит?! Ночная птица! Это очень плохо! Она тебе погибель накличет.  Особенно плохо если птица живет у  тебя в доме. Примета есть такая, народная. Народ зря не скажет. Вот у тебя уже и два покойника в доме!

Надо от этой птицы избавиться. Причем срочно избавиться. Хочешь, я куму скажу, у него мелкашка есть. Он придет и подстрелит эту птицу, чтобы она больше не кричала и беду на тебя не кликала. И все наладится у тебя,-  важным тоном заявила Любка.

Наталья вспомнила Любкиного кума, вечно пьяного и неопрятного Толика и поморщилась. Ей показалось дикостью эта примета. Да и в смерти болеющего мужа и старенькой мамы было как-то неправильно обвинять птицу.

- Не надо. По крайней мере, пока не надо, - отказалась Наталья. - Я попробую посмотреть на нее. Хочу узнать, что за птица кричит по ночам.

- Я тебе помогаю от чистого сердца, а ты отказываешься, - обиделась Любка. Она развернулась и, не попрощавшись, ушла в свою хату.

Сказано, сделано. Наталья не стала вечером укладываться в постель и лежать, в надежде уснуть.  Когда наступила ночь и станица потихоньку стала затихать, женщина вышла на крыльцо, укрылась маминой шалью и приготовилась смотреть.
 
Кубанская ночь вступала в свои права. Темнота окутала дальние поля, лесополосы и огороды, постепенно подбираясь к зеленым улочкам, где один за другим гасли огни в домах. Люди ложились спать.

Миллиарды звезд высыпали на бесконечном черном бархате неба. Они мерцали холодным светом вечности. От края до края широкой рекой разлился млечный путь. Небо казалось живым. Оно дышало и смотрело вниз. Наталья почувствовала его взгляд на себе.
 
На улице погасли все фонари и окна, и ничего не засвечивало, ничего не мешало наблюдать за южным бескрайним небом.
 
- Как красиво!- подумалось Наталье.

Потянуло прохладой с соседнего пруда. Казалось, теплый прогретый воздух с полей перемешивается с холодными струями. То обдаст свежестью, то теплом.

Запахло ночью. Все вокруг наполнил непостижимый аромат из смеси запахов: запах дыма от дальнего костра, видно рыбаки где-то греются у воды, запах свежескошенного сена и нагретой за день пшеницы, мокрой от росы травы и еще чего-то неуловимого, но очень знакомого.

Станица заснула, не слышно даже собак. На трассе за станицей редко-редко проскочит дальнобойщик на тяжелогруженой машине, и снова тишина.
 
Наталья вдруг поняла, что за свою жизнь она не помнит и не знает ночь. Даже в молодости, она не гуляла по ночам. Да и чего там гулять, когда со своим мужем она училась в одном классе, а потом вместе работали.  Теперь же для нее все было в новинку. Ночь была в новинку.

Вот и ночная птица! Она появилась неожиданно, и женщина вздрогнула, когда совсем рядом над ней пронесся силуэт птицы. Она протяжно и грустно закричала и полетела в темноту, широко и беззвучно размахивая крыльями.

Там в темноте птица снова закричала, то приближаясь, то удаляясь от дома Натальи. Звук становился то громче, то тише и совсем гас в темноте. Наталья не могла понять, как кричит  птица, звуки менялись и перетекали один в другой.

Женщина ждала, она надеялась разглядеть ночную птицу, что так же не спит, как и она. Вышла луна, и в ее свете Наталья, наконец, смогла увидеть птицу. Ночная птица пролетела низко и села на ветку старого тополя, что рос возле ворот дома. Женщине показалось, что она что-то принесла в когтях.

Через некоторое время птица снова улетела, и снова вернулась с добычей. Теперь Наталья ясно увидела лупоглазых птенцов. Они сидели на развилки большой ветки в глубине тополя и тихо пищали, когда дрались за еду.

- Господи, дуры бабы, с этими приметами чуть было не угробили птичью семью! Птица то детенышей своих кормит, а не погибель кому то кличет. Сколько мышей ей надо переловить за ночь, чтобы прокормить своих проглотов.

Наталья посидела еще, наслаждаясь ночью и тишиной. Ее не пугала больше ночная птица, наоборот она была рада, что у нее такая соседка. Не спит по ночам, как и она, а спит днем.
 
Небо начало сереть на востоке, и ярко загорелась утренняя звезда. Скоро рассвет.  Остальные звезды начали потихоньку бледнеть и гаснуть, на пруду заквакали лягушки и где то на ферме завелся трактор. Начинался новый день.

Женщина решила:

-  Ну и пусть не получается с этими шабашками. Проживу как-нибудь и на пенсию. Не буду себя мучить и пытаться быть как все. Буду как ночная птица. Свободной.

А через неделю к Наталье приехал местный фермер Александр Иванович. Она его знала хорошо, они все ведь с одной станицы, с одной школы.

- Владимировна, я тут слышал, что ты по ночам не спишь после смерти Кольки и мамы, - спросил он ее.

- Вот Любка-сплетница, все разнесла. Никаких секретов не удержит, - вздохнула Наталья. - Да, я не сплю ночью. Днем сплю.

- Вот и замечательно. Пойдем ко мне работать сторожем. А то я никак не могу подобрать походящего человека, - обрадовался фермер.

-  Саш, ну как ты это себе представляешь? Какой с меня сторож? С пенсионерки то. Кто меня забоится? Курам на смех такой сторож.

- А тебя не надо ничего делать и никого пугать. Будешь сидеть у меня в кабинете, смотреть на монитор с камерами. Если что заметишь, нажмешь тревожную кнопку и мне позвонишь. Приедут ребята с охраны. И все. Главное не засыпать, - ответил Александр Иванович. – Платить буду достойно. Ведь работа ответственная. У меня там и скот, и техника с кормами.

Наталья, недолго думая, согласилась:

- Ну, давай попробуем. Почему нет. Все равно не сплю по ночам.

На новой работе Наталья увидела свою знакомую птицу. По камерам было хорошо видно, как она охотилась на мышей, красиво и мощно рассекая ночной воздух. Женщина сидела и любовалась ночной птицей, ее грацией и силой.

А у сельмага Любка злилась и всем рассказывала, как повезло Наталье с работой:
 
- Не пыльная и не жаркая работа. Сиди и сиди  себе в кресле. Чай пей. И платят ей хорошо, замечательно платят. Где мы на теплицах столько заработаем? Вкалываешь, вкалываешь и все за копейки! Вот ей повезло! Оделась как городская. Маникюр себе сделала. Так и Иваныча окрутит.
 
Точно, Наталья с нечистыми водиться. Вот по ночам и не спит. Может она ведьмой стала?

Женщины крутили головами, посмеивались и не возражали Любке. Не хотели связываться.

Только Наталья этого не слышала. Некогда ей стало слушать Любку, она теперь живет по другому. Живет ночью. Как ночная птица.


Рецензии