Молочный брат

В 1971 году мы, группа археологов Кемеровского пединститута, проводили археологическую экспертизу ложа гидрохранилища будущей ГЭС на реке Томи. Мы должны были пройти по берегам реки на протяжении двухсот тридцати километров от Новокузнецка до поселка Крапивино и установить, есть ли там что-то ценное для науки о древностях. Мы были молоды и всегда веселы, и нам было все не только по плечу, но и по фигу. Перед походом я процитировал отрывок из своего стихотворения: «Наше счастье бродит по дорогам. Наше счастье – в даль зовущая тропа...». Похохотали и двинулись в путь.

Около деревни Осиновое Плесо, где река разделяется большим восьмикилометровым островом на два русла, наш небольшой отряд разделился. Трое шли по правому берегу, двое – на двух лодках по руслу, а меня и Юру Галактионова отправили по левому берегу. Юра, будущий доктор исторических наук, был очень интеллигентным, эрудированным парнем, увлекался историей Германии, в частности историей фашизма, но также бредил и романтикой археологических поисков.

Мы с Юрой прошарахались по пойме реки в зарослях тальника, шиповника и крапивы до самого вечера и остановились в условленном месте, чтобы встретиться с основным отрядом. Но своих там не нашли. Просидели до утра у костра голодные, потому еще и злые, и двинулись дальше вниз по реке до таежного поселка Усть-Нарык. Здесь река вновь соединяется в одно русло, и наши лодки не могли нас миновать.

Вот уж полдень, а мы все голодные и злые. Юра, сквасив губы, с иронией напомнил мне мой стих: «Наше счастье бродит по дорогам...» Я же снял ремень и стал мастерить пращу, чтобы пойти в тайгу и подстрелить на обед рябчика. Тут подошли к нам местные ребятишки, попросили посмотреть в бинокль. Юра дал им бинокль и намекнул, что неплохо бы взамен получить какой-нибудь еды. Один из мальчиков мигом сбегал в деревню и принес литровую банку молока. Юра с жадностью приложился к ней. А я продолжал мастерить пращу. Когда оглянулся на Юру, то увидел на его довольном лице след от молока в виде усов. Я попросил его дать и мне отведать самого популярного деревенского лакомства. Тот растерянным голосом произнес:

– А нету больше молока.

– А где оно?

– Выпили.

– Кто выпил?

– Я выпил.

– А почему ты его выпил один? – возмутился я.

– Извини, пожалуйста, так получилось, так, вот, вышло почему-то.

– Это что у меня за такой товарищ? – возмутился я. – Теперь я понимаю, почему ты интересуешься фашизмом.

– Извини, Толян, но я тебе не товарищ.

– А кто ты тогда мне?

– Я твой друг.

Тут мы увидели, что из деревни бежит еще один мальчишка с банкой молока в руках.

Я принял банку, выпил молоко и добавил:

– Да, Юра, ты теперь мне не товарищ и не друг, а молочный брат.


Рецензии
История с молоком меня покоробила. Наверное, голод может убить в человеке способность к здравой оценке ситуации, заглушить рассудок и принять безнравственное всего лишь за нечаянную оплошность, однако вполне допустимое действо: «Так получилось. Вышло почему – то». Пока один из героев готовит пращу, чтобы добыть пропитание для обоих, другой украдкой поглощает деревенское угощение.

Растянутые реплики диалога в пространстве рассказа будто затягивают действие, давая возможность понять, насколько туго закручивается петля нежелания героя сознаться в своем эгоизме.

Образованность и благообразный вид – ещё не признак достоинства и порядочности человека, с которым сводит нас судьба на дорогах жизни. Вот и выходит, что рядом с тобой не друг и не товарищ, а просто попутчик по интересам.

У военных есть четкое понятие о чести, честности и надёжности бойца: пойду ли я с ним в разведку. На Юру, не друга и не товарища, а лишь «молочного брата», такие базовые нравственные установки не распространяются.

Ирина Заболотская   14.04.2023 13:39     Заявить о нарушении