Абстракции высшего рода

Каждая уважающая себя наука имеет свой собственный тезаурус и свой собственный категориально-понятийный аппарат. Этим самым аппаратам посвящаются целые книги и большие статьи. Более того, практически каждой категории (основному понятию) посвящены тысячи исследований и процесс уточнения этих основных понятий по существу непрерывен и постоянен.
Категориальный аппарат физики включает в себя порядка 140 понятий.
Категориальный аппарат химии это две сотни понятий «на вскидку».
Категориальный аппарат биологии это три сотни понятий минимум.
Категориальный аппарат педагогики – это жалких сто двадцать самых-самых нужных понятий.
Категориальный аппарат логики формальной – это минимум восемьдесят наиболее востребованных.
И так далее и тому подобное.
То есть в любой научной сфере приходится осваивать порядка от ста до трёхсот базовых категорий прежде чем начинать кое-как ориентироваться в сопровождающих её текстах.
Понятно, что этими понятиями наука не заканчивается, а только-только приоткрывает свои сокровища.
Что такое кандидатская диссертация? Это заявка на то, что автор только еще собирается уточнить одно-два слова в науке.
Докторская диссертация означает, что автор претендует на уточненную формулировку одного нового слова в науке!
А это двадцать пять лет каторжного труда! Минимум!
Что знает выпускник вуза в среднем?
Он освоил более-менее успешно базовый набор понятий по основной своей «специальности». И на это требуется после окончания общеобразовательной школы или даже колледжа или техникума еще пять-шесть лет непосильных нагрузок!
Но есть еще и религия.
В мировых религиях – в каждой – есть свой собственный высокоразвитый тезаурус и свой конкретный набор базовых понятий. Ни одна наука даже близко не приближалась к религиозной классике по объёму необходимых для усвоения категорий. И потому веками церковь оттачивала свои образовательные системы. Одна только категория «правило» чего стоит!
За разработками религиозной догматики стоят века! И крупнейшие мыслители человечества.
Обратите внимание: Библейский канон в большинстве христианских конфессий состоит из 39 книг Ветхого Завета, представляющих собой Танах (еврейскую Библию), и 27 книг Нового Завета.! Догадываетесь, о чём я?

Вообще-то шахматная литература существует. И число написанных книг в ней явно превышает десять тысяч. А может и все двадцать. Но вот с теорией шахмат пока как-то не заладилось. И дошло до смешного. Доктор наук, президент шахматной федерации СССР в своё время в книге о творчестве Давида Бронштейна в преддверии двадцать первого века вынужден был заключить: теория шахмат пока еще не создана! И мы с ним вынуждены согласиться! Воплей много. Словов разных уйма. А вот с базовыми категориями что-то идёт не так.
Автору этих наиправдивейших строк довелось в своё время потратить не один десяток лет на создание Общей теории Игр и Специальной теории Игр. Обратите внимание: не шахмат, а именно Игр!
В борьбе против открытых Вашим покорным слугой Мерцающих шахмат англосаксы дошли до признания в Википедии, что А.А. Ратушный является автором словосочетания «Мерцающие шахматы»!!!
Ребята! Это же круче, чем звание доктора наук! Внёс свои ДВА СЛОВА!
Но сейчас мы о другом моём достижении.
Мне довелось сформировать представление о базовом наборе понятий длят дошкольного шахматного всеобуча! То есть выстроить дерево базовых понятий, которые надлежит усвоить каждому ребёнку, который «изучает» шахматы в самом начале жизненного пути.
Самый короткий, самый простой, самый цельный, самый завершённый категориально-понятийный аппарат в мире!
Тонкость в том, что это очень небольшой набор понятий, и они являются базовыми для мыслящего существа независимо от его пола, возраста и направленности мыследеятельности.
В указанном смысле это действительно абстракции высшего рода, наиболее универсальные категории человеческого мышления.
Игра – основная деятельность ребенка в дошкольном возрасте и потому Игрология – это наука о мышлении именно ребёнка, становящейся и развёртывающейся в собственном самодвижении Личности Человека. И самые первые, доступные этому мышлению абстракции, это «ход», «поле», «фигура».
Ни в какой другой игре эти категории не представлены так чисто, ярко и однозначно.
Шахматы в этом смысле превосходят практически все известные человечеству игры с абсолютно абстрактным материалом, в абсолютно абстрактном предельно структурированном пространстве, когда слова и образы категорически совпадают друг с другом.
Есть вещи, которые нашим воспитателям в детских садах приходится настойчиво разъяснять годами!
Если ребёнок реально усвоит ТРИ категории  - ход, поле, фигура. Если он поймёт, как именно бьют фигуры в шахматах и научится играть конём, слоном, королём и ладьёй, то в целом первичные задачи шахматного всеобуча на дошкольном уровне будут достигнуты!


Рецензии