Проблемы подготовки компетентных специалистов

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
   ДЛЯ  ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ И  НАУЧНОЙ СФЕРЫ
 

На основании последних исследований  в области  политики и социологии установлено, что решающим источником экономического роста любой страны становятся знания, а также индивидуальная и общественная способность их использования. Страна,   не обладающая  эффективной системой образования, т.е. способной подготовить кадры высшей квалификации  неизбежно отстанет  в  технике  и технологиях использования, в политическом  же соперничестве она не имеет никаких шансов  на успех. Поэтому центр тяжести в политическом, военном и экономическом противостоянии мировых  лидеров все сильнее  и сильнее смещается  в  сферу    образования  и, прежде всего, высшего ( и в первую очередь – технического).
Доказано, что именно некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные решения, - одна из главных причин наших серьезных провалов и неудач.
Общеизвестно, что плохо подготовленный специалист всегда таил и таит в себе угрозу: врач-недоучка – здоровью людей, плохой педагог – будущему наших детей, неграмотный конструктор -  миллионам попусту потраченных денег и природе, неважный инженер и руководитель может привести  к национальной трагедии (примеры: Бхопал, Чернобыль, Башкирия,  московский аквапарк и др.), геолог -  не найденным   и пропущенным месторождениям полезных ископаемых, и другим экономическим потерям.

 
По мнению многочисленных отечественных и зарубежных экспертов развитие экономики в предстоящие десятилетия, будет определяться ресурсами, такими как «черное золото» и «серое вещество». Именно «человеческий капитал» является основным национальным богатством. Многочисленные факты показывают, что в структуре национального богатства доминирует «человеческий капитал (как фактор)», составляющий в среднем 2/3 от общего национального богатства, Таким образом, в XXI веке главным фактором развития и воспроизводства (с точки зрения экономики) становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта,  умения здоровья, уровня физического развития.
Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность. Если пенсионная система воздает дань - прошлому труду, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивают - настоящее, то образование работает на будущее страны. Опыт последних лет подтверждает, что сфера образования - одна из немногих полей национального согласия в обществе. Именно образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на все годы.
В системе образования формирование человека как личности и гражданина, на котором человек овладевает необходимыми знаниями, позволяющими ему формировать, иметь и реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и идентифицировать себя в социальном пространстве. 
В условиях интенсификации информационных процессов знания, полученные членами общества, быстро устаревают. Следовательно, возрастет потребность в     непрерывном, доступном, развивающем и опережающем  образовании. Вузы как раз и предназначены для удовлетворения таких потребностей. Значимость современного образования требует  радикальной перестройки существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему. 
Учебный  процесс  ХХ  и ХХ1 столетий  существенно отличается, да   и должен отличаться  от процесса  обучения    прошлых  эпох и столетий. Период  колоссального  роста  информационных  носителей и  появления многообразных сфер деятельности   обусловил  существенную перестройку всей системы образования – от самого  её низа  и  до  его  возможного верха. Сейчас путь  от  начального  обучения (всеми  элементарно необходимыми  сведениями)  до  высот максимального уровня развития науки и культуры  необходимо человеку проходить  в максимально сжатые сроки, отведенные  ему для этого жизнью.  Времени на неторопливую «раскачку»  у него, как это было  в прошлые эпохи -  больше нет.
Реальная жизнь общества требуют  от человека быстрейшего освоения  всех премудростей  изучаемых специальностей и,  по возможности, в самые короткие сроки. Быстрое  прохождение  обучающей дистанции возможно  в  случае применения  на практике  оптимальных  по затратам  времени  и  эффективных     по качеству усвоения  - методов, способов, приемов и средств  обучения. Поэтапное совершенствование  умственных действий   от простых, порою  «банальных»  истин до глубоких  абстрактных обобщений  и понятийных заключений – это на сегодняшний день стратегически - тактическая  форма  педагогической работы…
 
Однако никакие меры не дадут ожидаемых результатов, если учебно-воспитательный процесс будет  вестись в рамках традиционно сложившихся педагогических технологий.
Смысл новой технологии подготовки специалистов должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы и воспитанию  у них потребности в самообразовании,  стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.
Развитию творческой личности  должна быть подчинена деятельность любого учебного заведения, и, прежде всего, высшего. Вузы призваны способствовать формированию у студентов готовности к самообразованию ( и даже к самообучению).

Процесс формирования геологических кадров различных специализаций   должен быть подчинен развитию у студентов навыков самостоятельного технического творчества, системного анализа технико-экономических  проблем, умения находить эффективные решения в любой ситуации и любом месте.   Главным является  также  формирование позитивных качеств личности: интеллектуальных, волевых, психолого-физических и пр..
Для достижения целей формирования личности специалиста новой формации необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью  и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности  ( познавательный)   в  другой( профессиональный ) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей,  действий, поступков, средств, предметов и   конечных результатов.
Нынешние повышенные требования приводит к изменениям в структуре трудовой деятельности представителей самых разнообразных сфер труда, а обновление технологической базы производства и, как следствие,  «устареванию знаний» ( моральная амортизация профессий), что требует от работников практически всех сфер труда высокого уровня развития умственных сил, гибкости ума, умения быстро улавливать новое, адаптироваться к нему и многое другое.
Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, увеличиваясь, день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов.
     Главная  специфика обучения сейчас     в   вузе  -  это осмысление предлагаемой  учебной информации, переработка ее в сознании  студентов  в знания,  анализы-выводы,  установление ее взаимосвязи с предыдущей (уже известной),  и нахождение ответов на  вопросы, поставленные преподавателем, природой, жизнью…
По образному выражению акад. Б.Е.Патона  « …образование стоит дорого, но еще дороже стране обходится невежество её жителей».
Цель высшей технической школы  ХХ1 века – это подготовка    квалифицированных  и компетентных специалистов, способных решать широкий  спектр  научных и производственных  задач.

Процесс подготовки  геологов различных специальностей и специализаций в техническом вузе  существенно отличается  от подготовки специалистов других  специальностей.
Для  геологов  основной формы  работы с информацией  является её  представление виде  геометрических образов (карт, графиков, диаграмм, схем и пр.  различного назначения), представление  объекта поисков (и её составляющих: породы, минералы, руда, вмещающая среда) виде  объемной модели, причем   динамического и развивающего характера.
Важным  направлением в обучении в   работе  является  знакомство  с автоматизированными средствами сбора и хранения  информации, с последующим её  извлечением  для   новых умозаключений и тщательного анализа.
Учитывая факт, что люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста,  предпочтительны пособия, основанные на принципах «графического построения».  Поэтому   в  обучении геологов  необходимо делать наибольший упор на представление учебной  информации с помощью технических средств  обучения ( кино-, и диафильмы, слайды, кодопроекции)   с последующим переходом   на средства  более высокого уровня (дистанционное обучение и другие технологии: кейсовая (портфельная), Интернет, телевизионно-спутниковая  и др.), электронные учебные материалы): а) когнитивная компьютерная графика; б) интерактивная графика и т.д.
Особая  роль  в  обучении должна   принадлежать  преподавателям новой формации, где они   из  «источников и распространителей информации»  должны трансформироваться в организаторов  эффективного  учебного процесса. Ибо  без  помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении... расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья...
При учебной и особенно при индивидуально-самостоятельной работе большую роль играют  их  рекомендации и советы по методике умственного труда: развитию мышления, воли, памяти, организации самой работы и рабочего места и  т.д.
Главная  цель   высшей  технической школы  формирование   нового  поколения  исследователей  Земных недр (т.е.  работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения), котором  под силу  решение   самых  сложных и трудных задач геологии – поиски и разведка  глубокозалегающих   месторождений полезных ископаемых.   
Следует  в первую очередь особо обратить внимание на мероприятия,   связанные   с приемом  молодежи для обучения  в  вузы…
Создание  в девяностые годы  единого  Тестового центра Р Уз, обязанного обеспечить объективность  приема в  вузы  и исключение  субъективных факторов при зачислениях студентов в учебные заведения , в целом    не выполнило   своего назначения,  вследствие неправильного установления критериев отбора при зачислении в вуз новых поколений студентов, на выпуск которых   в  ХХ1 веке хотело бы    рассчитывать наше  государство.
Результативная составляющая  деятельности  ТЦ  характеризуется   в большинстве  случаев      негативными моментами:
• зачисляемые в вузы абитуриенты обладают низкими знаниями, а  порою  даже не способны учиться  в  системе высшей школы, и   процент таких категорий, очень и очень    высок;
- затрачивается неимоверно много времени  на  проверки    испытуемых (результаты выдаются  через большой срок 16-20 дней после испытаний), в  прошлые десятилетия эти мероприятия выполнялись более оперативно, причем при отсутствии современной множительной  и компьютерной техники:
- прием в  вузы осуществляется   в единые сроки, что не дает  способной молодежи, допустивших промахи  в  силу определенных причин,    принять участие   в  новых испытаниях   на получение   статуса  студента;
• критериальный отбор  молодежи   ТЦ РУз производится   по  первому уровню усвояемости   изучаемого учебного материала. В то время, как в  доперестроечный период   проверка  подготовленности абитуриентов вуза   осуществлялась   на  втором  и даже  третьем  уровнях «значимости». А некоторые  наиболее «продвинутые   экзаменаторы»   могли осуществить проверку молодежи  и на 4-ом уровне   образованности   и просвещенности  ( т.е. на креативном уровне).
При  решении  задач  приема  абитуриентов   в вузы  следовало бы  вспомнить   опыт прошлых столетий  и эпох,   необоснованно забытый  и  выброшенный  из практики жизни:
• наличие и создание института вольнослушателей, которые  могли бы  увеличить число выпускаемых специалистов, особенно по дефицитным специальностям,   без больших  и дополнительных  затрат  для  государства;
• попутный прием некоторого числа резервистов,   способных   заменить в процессе учебы  выбывших   по разным причинам  основной категории студентов (в силу попадания в  вуз по случайным обстоятельствам, в частности невозможности    исполнения ими своих  обучающих функций), 
• прием ( без экзаменов)  лиц, родители (и прародители)которых  проработали в  системе геологии более 20 лет, для создания производственных  и научных династий.
Вследствие недостаточно эффективной деятельности ТЦ РУз функции отбора  кадров для  обучения  в  вузах следовало бы передать   министерствам и ведомствам, для  которых готовятся  специалисты данного профиля и ряда специальностей.
Желательно  попутно установить  более тесную связь  между обучающими  учреждениями  и  предприятиями -  потребителями  выпускаемых специалистов:
- проводить  разного рода производственные (и даже учебные)  практики  на  базе  передовых предприятий   и под руководством  опытных   и заслуженных  работников, способных передать свой богатый жизненный и производственный  опыт   пытливой   и  заинтересованной молодежи...
 -  предоставлять вузам для  обучения (на правах аренды) сложную  и  дорогостоящую технику   для ознакомления  с неё  своих  студентов;
Использование вузами технических средств   предприятия,  и проведение   на их базе  лабораторно- практических занятий…
- проведение   ознакомительных и экскурсионных занятий  силами   лучших  и квалифицированных специалистов  предприятия по заявкам вуза.
       В системе науки   наладить  тесную связь   вуза  и НИИ -  направлять  на дополнительные занятия   наиболее перспективных  студентов    для их  участия    в  совместных    научных и исследовательских работах и помощи лабораториям   в проведение   внеплановых  работ и экспериментов.
Подключить  наиболее перспективных  студентов   к   ведущим ученым    и специалистам страны   с целью   участия   обучаемых в  шефских занятиях  для  быстрого перенимания  их опыта,  умения  быстрой  и продуктивной работы.
Выполнение вузами   (студенты  + преподаватели)   внеплановых заданий, работ и  дополнительных  научных  экспериментов.
Проведение  мероприятий  по   передаче   разноцелевого  опыта   старших поколений  своим  молодым коллегам - путем совместного участия  в  плодотворной  и позитивной деятельности…               
        В системе  Комитета  геологии   необходимо  провести    мероприятия, сводящиеся  к приему  в   геологические   образовательные учреждения наиболее  сильных и  перспективных   категорий  молодежи  страны…  путем  открытия  им   больших перспектив  как самой  ОТРАСЛИ ( и отдельных её подразделений и специальностей), так и карьерного  роста…
       В системе   геологии   широко  внедрить    передовые  информационные   технологии   аналитического уровня. Наметить ряд  мер   на   стимулирование   работников  отрасли, прежде  всего тех, кто добивается   позитивных   результатов (быстрыми и экономичными  способами   находит новые месторождения  полезных ископаемых). Применяет   передовые технологии поисков  МПИ, ориентированных   на применение   экономичных  по затратам  методов  поисков, основанных  на  физических,  химических   и даже биофизических эффектах…
Нахождение   способов  стимулирования  студентов - будущих покорителей  недр, первопроходцев   и первооткрывателей…
Повышать  культуру  работы  в  горно-геологических предприятиях…и научных  подразделениях геологического профиля, основанных на последних достижениях передовой   мировой  человеческой мысли…
Оснащать  библиотеки   печатными  изделиями  нового поколения  и   техническими средствами  коммуникационных   систем…
Для  стимулирования  деятельности   наиболее  активной части  молодежи    предусматривать разного  рода творческие   командировки   в наиболее  передовые  предприятия  разных отраслей хозяйства   разных стран и участия   в  международных конференциях…
Стимулирование (материально-моральное) работников отрасли  осуществлять   не  за  дисциплинарное   время  пребывание на работе, а   за   реальные   результаты ( находки, открытия, изобретения…рационализацию)  и достижения  высоких показателей   в труде.
Лучшим студентам  же, исходя  из их потенциальных возможностей,  позволить  проходить  обучение  по  личностным  «траекториям» обучения  быстрее…лучше…и в более короткие сроки.


Рецензии
"Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании» (ныне обозначаемом в Советии пошлым и постылым словом «учеба»), ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он, — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, — и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации."
Ильин Иван Александрович. (1883 -1954). "О воспитании в грядущей России".

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   01.04.2023 18:00     Заявить о нарушении
Уважаемый товарищ...коллега… по перу и т.д. вполне согласен со всем Вами написанным ( и взятых у других…)… Но у меня лично была другая задача… т.е. Для всех обучающихся у меня и моих коллег ( мы единая неФУТБОЛЬНАЯ команда) по кафедре достигнуть по возможности наибольший эффект обучения молодежи ( пришедших учиться именно в наше учебное заведение), используя при этом различные наиболее эффективные методы, приемы и различные ( материальные и нематериальные ) средства обучения. Т.Е. за короткий период довести студентов до максимально возможного уровня, чтобы ОНИ с успехом могли использовать полученные ЗНАНИЯ в своей будущей ЖИЗНИ. А потом их судьба будет определяться ТЕМ, что они усвоили у нас… Приемы обучения достигнутые ДРУГИМИ ( в частности «метод Шаталова») использовать и в своей НАУЧАЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ…
С теплом А.Г.Антонец

Анатолий Антонец   08.04.2023 17:48   Заявить о нарушении