Глава 3 Церкви Поволжья Часть 21 Село Пришиб

Пришиб (Енотаевский район. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
sobory.ru

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ ПОВОЛЖЬЯ  ЧАСТЬ 21  СЕЛО  ПРИШИБ

В 9-й Части этой Главы, где написано о нашем автопробеге по ПОВОЛЖЬЮ,  селу ПРИШИБ была отведена всего одна строчка. А храм мы назвали «медвежьим», так как он нам напоминал своей внешней формой - неуклюжесть...
Но, как всегда – информацию легко отыскать в интернете, что мы и сделаем сейчас…

СЕЛО  ПРИШИБ ЕНОТАЕВСКОГО УЕЗДА

Село Пришиб протянулось с обеих сторон федеральной трассы Астрахань-Москва, вдоль правого берега реки Бобёр - притока Волги. Расположено недалеко от районного центра Енотаевки, в 67 километрах от его окраин. Своё название населённый пункт получил по особенностям речного берега. В русских нижневолжских говорах слово «пришиб» позиционируется как обрыв, крутой яр.

ИСТОРИЯ

Во второй половине 18 столетия беглые крестьяне и бурлаки из центральной части России на месте нынешнего села устроили зимовку. Они вырыли землянку, обустроили её по мере возможности, и таким образом пережили холодный период года. Впоследствии они изменили свои намерения и решили навсегда остаться в здешних краях.
Но поскольку беглецы не имели средств к существованию, они промышляли попрошайничеством. Ходили по близлежайшим станицам и просили милостыню. Станичникам они говорили, что умирают с голоду. По этой причине место, где обосновались беглые бурлаки, в обиходе называли Голодяевка.
В последующем, в начале 20 столетия, Пришиб стал активно развиваться благодаря своему выгодному месту расположения. В советский период на его территории работал колхоз, специализирующийся на рыболовстве, животноводстве и растениеводстве. В настоящее время село является центром муниципального образования. На его территории работают средняя школа, амбулатория, детский сад, Дом культуры, почта, библиотека, магазины.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы построен в псевдовизантийском стиле. По статусу относится к памятникам культурного наследия 19 столетия. Ранее в селе находилась деревянная церковь с колокольней. После того, как 1885 году приступили к строительству нового каменного храма, старую церковь разобрали и перевезли в село Раздор. Там её вновь собрали и установили на самом видном месте.
В 1920-х годах каменный храм закрыли и переоборудовали в зернохранилище. В его подвале организовали склад соли. В 1990-х годах здание церкви стало объектом, охраняемым государством. Теперь храм считается главной достопримечательностью села. Его фасад привлекает внимание сочетанием архитектурных деталей из камня и кирпича.

ИСТОЧНИК:
Село ПРИШИБ, Енотаевский район, Астраханская область
vk.com›wall-179690097_20040
 
ИСТОРИЯ  СЕЛА  ПРИШИБ

Село Пришиб было основано в 1770 году возле озера Безымянного (или Подгорное) на правом берегу Волги. «Вода в нём для питья не пригодная, для питья брали в речке Бобри, отстоящей от села в 4 верстах» (Устав МО «Пришибинский сельсовет» Енотаевского района Астраханской  области). Земли эти были казенные и назывались «пришиб», отсюда и пошло первое, сохранившееся до наших дней, название села.
Первыми поселенцами были 15 бурлаков(выходцев из Тамбовской губернии), или, скорее всего беглых людей, оставшихся здесь и выстроивших для жилья общую землянку. В ту же зиму в тех местах проезжал Астраханский губернатор, узнав о пришельцах, он заехал к ним и объявил, что «если кто изъявит желание поселиться здесь навсегда, тот может привести сюда жен и детей и паспорт с них спрашивать не станут».

Строили Казанскую церковь с 1798 по 1802 год. Находилась она среди селения. В то время она была единственной. Строительным материалом служил сосновый лес, фундамент делали из дуба.

При церкви была построена библиотека. Кроме прихожан в селе проживали молоканцы воскресенской церкви, которые привлекали к себе прихожан Казанской церкви.

Среди молоканцев было 709 мужчин и 690 женщин. Православных: мужчин – 2438, женщин – 2422. Также в селении проживало купцов и мещан мужского пола – 47 человек, женского – 59, военных мужского пола 28, женского 94. (ГААО Фонд 928 опись №1 дело № 2, с. 49)

В 1828 году была построена деревянная церковь, а в 1836 году освящена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Кроме этой церкви было ещё две: Казанская и Троицкая.

В селе с 1846 г. существовало училище для крестьянских детей, открытого благодаря стараниям бывшего священника Иоанна Лаврова. В нём обучалось 43 мальчика и 18 девочек. (ГААО Фонд 928 опись №1 дело № 2, с. 53) В этом же источнике даётся список священников Казанской церкви: 1. Алексей Петров 1802-1806 гг.; 2. Стефан Егоров 1807-1808 гг.; 3. Родион Онуфриев 1808 – 1822 гг.; 4. Фёдор Виноградов 1819 – 1822 гг. … 16. Иван Данилович Разумов с 1851 г. (последний в списке).

«Сведения о населённых пунктах входящих в состав волостей Астраханской губернии (1882-1883 гг.) Астраханского губернского статистического комитета» свидетельствуют о том, что 1882 году в селении насчитывалось 545 дворов, 571 жилое строение, 397 деревянных домов, 608 соломенных (считая и кухни), мазанных и глиняных – 90.
В селе имелась церковь деревянная, деревянная школа, деревянный хлебный магазин, 9 заведений для посола селёдки, 12 торговых лавок для продажи мануфактурных товаров, 3 питейных заведения. В селении бывают три ярмарки: 12 января, 29 августа, 21 ноября.

В 1893 в с. Пришиб открываются «молоканские» школы – мужские и женские учреждения для детей сектантов в виде школ грамоты (газета «Астраханские епархиальные ведомости 1893 г. № 21»), которых (сектантов) было много. Тот же источник в 1899 году сообщает, что Пришиб – село сектантское, есть отдельная часть села, которая называется «Духоновка».

31 мая 1899 года произошло освещение нового здания церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, строительство было начато в 1895 году. Освещение совершил Тихон Третьяков, помогал ему местный священник отец Николай Островидов.

Особое достояние храма этого – отсутствие внутри него колонн.
Несмотря на трудности, село развивалось и в 1900 году – это было село с населением 9600 душ, дворов и домов насчитывалось 650, из них 2 каменных дома. Имелись: один рыбный промысел, 4 мануфактурные лавки, одна казенная винная лавка, 10 ветряных мельниц, 4 овчинных заводика, 5 маслобоен. В 1888 году была открыта церковно-приходская школа.

В 1898 году было окончено строительство каменной церкви.

В 1890 году выходцы из села Пришиб основали село Раздор Астраханского уезда (Камызякский р-н). Первыми жителями села были три брата Поротиковы: Григорий, Зиновий и Яков. Они были родными, и носили отчество – Ларионовичи / Илларионовичи (ГААО Фонд 2210 Опись №1 дело 25. Подворный список селения Раздора  Камызякского района Астраханской губернии 1925 г.).
Они уехали из села Голодяевка (с. Пришиб Енотаевского района) и приехали на рыбные места, так как время было голодное. Вот и решили они обосноваться на новых, малообжитых местах, в надежде, что эта земля спасёт их земли от голода.

Большим событием для жителей села было строительство церкви в 1905 г. в честь  Покрова Пресвятой Богородицы.

Так как в Раздоре было большинство переселенцев из села Пришиб, то и церковь перевезли от туда. Помогли её перевести рыбопромышленник Агабабов Давид Григорьевич и его помощник Поляновский.

Л.Н.Поротикова

ИСТОЧНИК:
Обсуждение категории:Пришиб — Храмы Ахтубинской...
http://храмы-ахтубинской-епархии.рф›Обсуждение…Пришиб

Продолжая  знакомиться с историей села ПРИШИБ глубже, я «зацепилась» за фразу:
- «Кони Хана Батыя – легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно, предположительно это в районе сел Енотаевка, Харабали, Пришиб или в Волгоградской области на границе Астраханской области…»

Конечно мне захотелось узнать – что же это за таинственные сокровища, к которым село ПРИШИБ, возможно имеет непосредственное отношение…

Любопытство моё было удовлетворено, когда я прочитала следующую статью…

ИСТОРИЯ  ЕНОТАЕВСКОГО  РАЙОНА

Енотаевский район занимает площадь 6,3 млрд. кв. метров.
Территория района расположена на провобережье Волго-Ахтубинской поймы.
Граничит на востоке с Харабалинским районом, на севере с Черноярским районом, на западе с землями Калмыкии.
Общая протяженность границы района с севера на юг -170км.с востока на запад - 40 км. Рельеф на территории плоскоравнинный и равнинно-волнистый. Среди равнинных участков встречаются островки мелко-бугристых песков, соленые озера и солончаки.
В Волго-Ахтубинской пойме господствуют луга, растительность которых способна выносить длительное затопление.
На протяжении всей территории района протекает река Волга, имеются небольшие речушки, озера, пруды и каналы. Климат в районе резко-континентальный. Лето сухое, знойное, зима довольно холодная, нередко бесснежная.

На месте с. Енотаевки, Иваново-Николаевки, Владимировки Астраханской области, с начала 8 века был город Итиль столица Хазарского каганата, самого мощного, самого большого и самого богатого раннефеодального еврейского государства того времени.
Религия, иудаизм, мусульманство, христианство.
Из энциклопедического словаря – г. Итиль столица Хазарского каганата в 8-10 вв. выше города Астрахани на обоих берегах р.Итиль (ВОЛГА) в 965 году разгромлено князем Святославом Игоревичем.

Позже 1254-1480 на месте с.Селитренное, с.Енотаевки, с.Иваново-Николаевки, с.Владимировки, Астраханской области, был город Сарай-бату (Старый сарай) первая столица Золотой орды, самого мощного, самого большого и самого богатого средневекового монголо-татарское государство того времени.

На месте г.Сарай-бату остались разрушенные жилые кварталы, дворцы, мечети и др.
По историческим материалам на месте Енотаевского района, Харабалинского района, Астраханской области место зарождения еврейского народа, культуры, веры иудаизм. Г. Астрахань, бывшая столица Астраханского ханства.

Кони Хана Батыя – легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно, предположительно это в районе сел Енотаевка, Харабали, Пришиб или в Волгоградской области на границе Астраханской области.

История коней такова: после того как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами.
Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе – были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынного.

Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему оставались олицетворением могущества государства. В связи с тем, что на территории Енотаевского и Харабалинского районов Астраханской области ранее были две столицы крупных и самых богатых государств того времени, здесь по историческим данным самое большое количество кладов на земном шаре (в то время не было банков, сберкасс, сейфов, поэтому многие богатые люди хранили свои сбережения в золоте, драгоценных камнях в серебре, прятав их в земле).

Тому есть ряд подтверждений, так называемый «Золотой бугор» не далеко от села Ленино, где был найден клад с золотыми монетами, золотым шлемом, украшенным бриллиантами, драгоценными камнями, золотыми латами, золотой рукояткой от меча (стоимостью примерно более 10 миллионов долларов США). А также клады находили в с.Федоровка. Это только то, что стало достоянием гласности, а то, что было найдено и не сдано государству, об этом история умалчивает.

В первой половине XVIII в. Астраханская губерния характеризовалась разноплеменностью состава населения, среди которого нали¬чествовали национальные и социальные группы, ведущие кочевой и полукочевой образ жизни. Это - татары, калмыки (часть из них при¬няла христианскую веру), казахи, много стрельцов, укрывавшихся от возмездия за участие в бунте 1705 г., ссыльные из внутренних губерний России, люди, преследуемые царизмом, бродяги, уголовные элементы.
В 1741 году астраханским губернатором был назначен видный политический деятель и крупный историк Василий Никитович Татищев.
Ему было суждено претворить в жизнь замыслы Волынского о строительстве Енотаевской крепости.

В 1742 году началось строительство Енотаевской крепости на высоком, обрывистом берегу протока Волги-Енотаевки, в трех верстах от основного русла Волги, отделяющейся от Центральной Волги большим островом. В этом году был заложен при Елизавете Петровне город Енотаевск.

Цель его построения приохотить прикочевавших калмыков к оседлости и мирным торговым и промышленным занятиям. Цель построения, как опорного пункта по тракту Астрахань - Москва, как по Волге, так и по сухопутным дорогам от набегов кочевых калмык и других банд.

С начала XVIII века начинается активное заселение этих полудиких мест Астраханского края. Заселение Астраханского края и Енотаевского уезда проходило несколькими путями. Первый путь - народная колонизация - это произвольное, самовольное заселение берегов Нижней волги беглыми крестьянами, каторжниками, холопами, бродягами, бежавшими от своих помещиков, из центральных губерний России, из-за непосильного гнёта и эксплуатации.

Второй путь - строительство городов - крепостей. Строительство крепостей производилось царским правительством с целью охраны торгового пути по волге, ибо разбойничьи нападения на купцов и торговцев со стороны степных кочевников сильно сдерживали торговлю. В Астраханской губернии, губернатором которой был В.П. Татищев, предусматривалось строительство пяти крепостей, но построена была только одна Енотаевская.

Третий путь - государственная колонизация. Это расселение государством в начале XVIII века, казаков в станицах вдоль московского почтового тракта по правому берегу Волги от Царицына до Астрахани в целях лучшего обеспечения безопасности движения почтовых связей и торговые пути.

Так сложилось исторически, что в Енотаевском районе в середине XVIII века было образовано семь казачьих станиц. Государство расселяло казаков в станицах вдоль московского почтового тракта с целью обеспечения безопасности. Здесь на протяжении столетий служивые люди и формировали свой уклад жизни.

Сегодня практически утрачена на территории Енотаевского района самобытность казачьего народного творчества, забыты многие народные песни, обряды и традиции, не получают своего развития народные промыслы и ремесла, потеряна преемственность нравственных традиций.

Пятый путь - переселение государственных крестьян. Вслед за помещиками на Нижнюю Волу потянулись предприниматели, промышленники, купцы. До 1797 года в селении Никольском Енотаевского уезда было поселено 18 дворов государственных крестьян.

В западной части уезда на берегу Волги строится поселение Пришибинское (Голодяевка).

В августе 1774 года отряды Пугачева подошли к Царицыну и создавали непосредственную угрозу Черноярской и Енотаевской крепостям. Однако Пугачеву дойти до Енотаевска и Астрахани так и не пришлось.

В 1785 году крепость получила статус уездного города. По площади уезд был большим, в него входили целиком современный Енотаевский район и большая часть Харабалинского.

В 1810 году крепость была упразднена, но город Енотаевск еще долгое время оставался местом сбора и начальным пунктом отправления казачьих войск поход, чаще всего для укрепления кавказских казаков в действиях против выступления горцев. Именно казаки первыми начали превращать безжизненные степи в поля, бахчи, сады и огороды.

Вокруг первых форпостов и крепостей на Волге стали возникать поселения мелкопоместного дворянства из числа зажиточных крестьян и разорившихся помещиков.

В 1765 году по Московскому тракту правительство расселяет астраханских казаков, разрешает продажу государственных земель дворянам. В Енотаевском уезде этим воспользовались коллежский советник Сушков и полковник Кишенский, которые купили земли с 44 душами крестьян. Вскоре Енотаевская крепость и возникшая вокруг слобода стали быстро заселяться.

В 30-х годах XIX века сюда переселились на постоянное жительство несколько казачьих семей, образовав станицу Михайловскую. Официальное утверждение Енотаевска как уездного города произошло в 1785 году по Указу «О составлении Кавказского наместничества из двух областей ... « Согласно которому и был утвержден и Енотаевский уезд.
С 1785 по 1876 год в Енотаевском уезде уже было 8 помещиков имеющих во владении 78590 десятин земли.

ИСТОЧНИК:
https://tabyn-aral.ru/history.php


Рецензии