Автопортрет создателя альбома портрет в тёплых сло

Автопортрет (от гр. autos сам + портрет) – изображение автором самого себя. Итак, Ильина Вера Фёдоровна – автор проекта альбома и «главный художник». Главный – потому что большая часть работы выполнена указанным лицом. Но, появление альбома было бы невозможно без участия десятков добрых людей, трудившихся, практически безвозмездно. Во-первых, это сами «натурщики», то есть, те, о ком всё это написано. Одних приходилось долго убеждать, другие верили на слово, что идея неплохая, и сразу включались в работу. И даже помогали открывать новые имена будущих персонажей. А теперь – собственно знакомство с автором. Родилась 17 августа 1950 года в санатории им. Ленина (с. Пады Балашовского района Саратовской области). Девяти дней от роду перевезена в г. Балашов, где и проживает уже 65 лет. В 1967 г. окончила среднюю школу № 1 (ныне гимназия им. Ю.А. Гарнаева). После первой неудачной попытки поступления в институт (конкурс на литфак БГПИ был 5 человек на место) 2 года работала на слюдокомбинате в отделе инженера-эстетика в качестве художника-оформителя. В 1969 году поступила в местный педагогический институт. В 1971 году вышла замуж. В 1973 получила диплом по специальности учителя русского языка и литературы и выехала с мужем к месту работы по распределению на Северный Кавказ (Чечено-Ингушская АССР). В связи с рождением дочери Светланы в 1974 году возвратились в родной город.
27 марта 1975 года была назначена в СШ № 6 организатором внеклассной работы (заместитель директора по воспитательной работе). В связи с отсутствием часов по специальности в разное время вела уроки изобразительного искусства, черчения, этики и психологии семейной жизни, русского языка и литературы, истории и обществоведения (обществознания), мировой художественной культуры. Чтобы быть на уровне, приходилось постоянно учиться, всерьёз занимаясь самообразованием, прохождением курсовой подготовки. Было трудно, но это давало и преимущество: энциклопедичность никому ещё не повредила. Самообразованию способствовало и то, что многие годы, желая хоть как-то пополнить семейный бюджет, писала на заказ контрольные, курсовые, дипломные работы для студентов-заочников разных вузов. По литературе, языкознанию, психологии, педагогике, истории, культурологи, праву и пр. Интернета не было и в помине, приходилось перечитывать сотни научных публикаций, вузовских учебников, монографий. Это тоже значительно добавляло знаний. Все без исключения выполненные работы оценивались преподавателями моих «работодателей» - студентов на «отлично».
В течение 35 лет работы в школе помимо прямых должностных обязанностей занималась оформительской работой. Это было не профессионально, но оценивалось жюри разных конкурсов и смотров высоко – не ниже III места, чаще – I. В понятие оформительства входила и сама идея, и сбор материала, и редактирование, и, конечно, исполнение.
Всегда любила читать. В юности чтение было бессистемным, но неизменно в чести была отечественная и мировая классика, серия «ЖЗЛ», библиотека военных приключений, научная и научно-популярная литература по этике, эстетике, философии, истории русской и зарубежной литературы, всемирной истории и т.д. Словари: энциклопедические, лингвистические, этимологические и др. Новейшие публикации популярных тогда журналов «Юность», «Москва», «Новый мир», «Смена», «Советский Союз», «Огонёк», «Иностранная литература» и, конечно, «Роман-газета». Всё это выписывалось, читалось и хранилось. Из «Огонька» сотни репродукций картин отечественных и зарубежных художников извлекались и использовались впоследствии на уроках. Особое место занимали стихи. В 4 года, как рассказывали родственники, «с выражением» читала большие стихи и даже отрывки из поэм Некрасова, стоя на стуле. Стихов много было в домашней библиотеке. Став старше, скупала все сборники Румянцевой, Капутикян, Борисовой, Тушновой, Ахмадуллиной, Гамзатова, Вознесенского. Позже – Рождественского, Окуджавы и Высоцкого. Не знаю до сих пор, как запоминались эти стихи, но могла читать их наизусть часами. Помнила целые главы из «Евгения Онегина» Пушкина, «Анны Снегиной» Есенина. Есенин – первая моя поэтическая любовь. Читала всё, что находила о нём, из пяти подаренных мне томов три точно знала наизусть. О моих литературных увлечениях можно рассказывать долго.
Скудную учительскую зарплату тратила, по мнению окружения, неразумно: свою «долю» в семейном бюджете «спускала» в основном на книги. Был такой момент: в канун 1 сентября, по учительской традиции, нужно было купить новый наряд. Отправившись за покупкой, не удержалась и зашла в книжный магазин. Это было роковой ошибкой! Увидев трёхтомник ранее не издававшегося Костомарова, сделала выбор, не раздумывая: без платья обойдусь!
Позже «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» стала блестящим образцом для создания галереи портретов… моих земляков. Впрочем, в то время, когда я начала «создавать» свой первый альбом, мне не было и 13 лет. В класс пришла новенькая девочка, которая приехала с родителями из Славянска-на-Кубани и была какой-то иной, чем мы. Она поразила меня тем, что уверенно играла на школьном пианино, занималась гимнастикой, хорошо пела. Поразила настолько, что придя домой, я завела тетрадь, написала вверху «Кузина Нина» и записала свои впечатления. Потом там появились другие «портреты». Описывала только самое лучшее, что замечала в человеке, никогда не концентрируя внимание на недостатках. Этот принцип отношения к людям сохраняется и в личном общении до сих пор. Когда кто-то из окружения удивляется, что слишком мягко подхожу к кому-то, стараюсь отшутиться: «Но ведь он – не негодяй! Он просто несчастный человек. Если в него поверить, а не презирать, он будет лучше. И у него есть достоинства». Когда тетрадь закончилась, завела другую. С тех пор и до сегодняшнего дня для меня нет ничего заманчивее, чем общение с новыми людьми, проникновение в их судьбы, поиски в них интересных черт и поступков. Никогда не пытаюсь узнать то, что человек по каким-то обстоятельствам не хочет открывать другим – у каждого есть право на сокровенное.
После выхода на пенсию жизнь резко меняется – в этом нет необходимости никого убеждать. Но вот использовать «свободу» от привычной жизни в профессии можно по-разному: пить водку, ходить за грибами, вышивать крестиком. Мне это не подходило. Поте-ряно было сразу всё: погиб дорогой мне человек, пришлось по состоянию здоровья оставить любимую работу, с которой связана была вся жизнь, вынужденно сменила место жительства. Всё было как в последней главе «Реквиема» Анны Ахматовой:
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить…
Да, житейские заботы, огород, который кормил, конечно, требовали времени и сил. Но душа… Решила, чтобы не мешать близким, не пытаться жить чужой жизнью, не становиться частью семьи дочери, выражать свои мысли и чувства… письменно! Собирала сведения о родственниках, записывала, систематизировала, выстраивая внутриродовые связи. Получилась родословная из 114 персоналий с XVIII века до наших дней. Это была не просто история рода, а судьба семьи в контексте исторических событий. Это была первая книга, которая так и называлась «Судьба семьи в судьбе страны». Тут уж надо признаться, что вдохновителем был, конечно, историк Костомаров. Только он описывал жизнь самых первых лиц государства, а я – своих родственников, простых людей.
 Параллельно с первой книгой вырисовывалась и другая, и изданы они были одновременно. Она имела странноватое и длинноватое название «Если весь мир – театр, и люди в нём – актёры, то какие роли и как играла я». Навеяны и название, и сама тема, древнегреческой мифологемой «мир – театр». В более позднее время её использовал Шекспир – «весь мир – театр, и люди в нём – актёры». Название книги легко сокращается до одной буквы и тогда звучит так: «Я». Повесть, по сути, автобиографическая. Но, под этим «Я» может подразумеваться любая из женщин. Ведь каждой присущи большинство ролей: дочери, матери, соседки, снохи, представительницы профессии, жены и т.д. Всего – 23 роли, в том числе и не сыгранные. По отзывам, наиболее удачные главы – «Учитель», «Повариха», «Мачеха», «Подруга», «Соседка». Кто-то говорит, что интересно всё.
Вторая часть книги называется «Летопись любви». Это история реальной любви в стихах от стихийного, как смерч, зарождения её до трагической развязки. 250 стихотворений, посвящённых любимому человеку. Есть там и стихи разных лет: посвящения родственникам и друзьям, раздумья на разные темы и т.д. Есть подражание былине, пять «сказок», то есть, коротеньких сюжетов полусказочного содержания: «Легенда о Васильке», «Пандора» - по мифологическим мотивам, «Сказка об Ослике и Львице, которая, в общем-то тоже была ослицей» и др. Сюда же вошли ранее опубликованные в местных газетах и саратовском сборнике «Души учительской прекрасные порывы» статьи, рецензии на книги местных авторов, очерки, стихи. Давно хотелось рассказать о замечательных людях, с которыми повезло встречаться, жить в родном краю. Так возникла идея создания альбома «Портрет в тёплых словах».
Из 65 прожитых лет – 53 связаны со школой: 10 – учёба, остальное – работа. Плюс 2 года – на лучшем предприятии города в 60-70 годы – Балашовском слюдяном комбинате. Ещё– 4 года института и работа по распределению в Чечено-Ингушетии. Подробно биография автора идеи и большей части очерков – в книге «Судьба семьи в судьбе страны».
Основные события в профессии:
1973 – окончание литфака БГПИ (ныне – БФ СГУ) – Балашовский филиал Саратовского госуниверситета.
1973-1974 – работа по распределению в качестве заместителя директора Сурхахинской средней школы Назрановского района ЧИ АССР и учителя русского языка и литературы.
1975-2007 – работа в средней школе № 6 г. Балашова Саратовской области.
1975-1984 – зам. директора по воспитательной работе, учитель изобразительного ис-кусства, черчения, русского языка, литературы, этики и психологии семейной жизни, миро-вой художественной культуры.
1990 – присвоено звание «Старший учитель».
1993 – победитель городского конкурса «Учитель года».
1994-2003 – руководитель районного методического объединения учителей истории и обществознания.
1994 – присвоена высшая квалификационная категория.
1994 – участница областного семинара творчески работающих учителей.
1995 – 1997 – первый и лучший в городе выпуск классного руководителя Ильиной В.Ф. экономического класса Международной Академии Бизнесцентра.
1995 – член жюри районного профессионального конкурса «Учитель года-1995».
1994-2003 – председатель районной экспертной группы по проведению аттестации учителей истории и обществознания.
2003 – победитель районного конкурса руководителей профсоюзных организаций «Профлидер-2003», избрана делегатом на областной конкурс.
2005 – первой в районе награждена медалью ФНПР «Единство, солидарность, справедливость».
2005 – присвоено звание «Почётный работник общего образования».
2005 – присвоено звание «Ветеран педагогического труда».
2007 – единственный делегат от Балашовского района на областном форуме лидеров педагогического труда.
2009 – имя занесено в Энциклопедию Саратовского Просвещения «Лучшие люди губернии – XXI век» (книга 1, с.228). Диплом «За значительный вклад в развитие и воспитание молодого поколения россиян, за творческую, плодотворную и успешную работу по модернизации образования в Саратовской области".


Рецензии