Мысли на заметку. 24 апреля 2014 года

       [...] Читаю Канта; он делит способность, восприятия и само восприятие, способность мысли и саму мысль, способность суждения и само суждение. Как он делит? Что даёт это деление? Справедливо ли оно?

       Во-первых, очень спорно деление способности мышления на врождённое (чистое) и приобретённое в процессе мышления (опытное). Если брать каждого отдельного человека, несомненно, так оно и есть. Это как с геномом, человек получает врождённую комбинацию и своей жизнью меняет в ней что-то или не меняет. Но если рассматривать человека в целом как мыслящее существо, то очень сложно определить, что чистое, а что из опыта. Весь этот вопрос сводится к одному: есть ли сущностная программа, заложенная во всём живом, или это случайное материальное развитие. А ещё глубже, что существует реально, сущностной мир или мир материальный. Сущностной мир дан нам в сознании, материальный — в представлении. То есть материальный мир есть принадлежность сущностного как наше представление о том, что является не мной.

       Понятие «Я» (то есть всё остальное — не Я) дано чисто или опытом? Любое понятие опытно, любое мышление — это опыт. Не опытным является только само сознание. Я сознаю себя собой, как и любое животное. Но, вот, понятие «Я» возникает только при абстрактном мышлении, когда опытным путём возникает понимание разделения: я — не я, свет — тьма, твёрдое — мягкое, проницаемое — непроницаемое. Способность восприятия — это способность выделить во всём составляющие, из которых это всё состоит.

       Ничего чистого априорного в мышлении нет по определению. Но это в мышлении вообще. А в каждом отдельном человеке есть врождённые способности к мышлению и есть их реализация.


Рецензии