Поступь Хаоса. Обзор фильма
Действительно, если в произведении видеть только метафору на какое-то устройство мира (в духе, как зудят наши сислибы, мол, «“1984”» это метафора выродившегося большевизма»), это покажется несколько пустоватым и банальным. Но вот когда в произведении два, а то и три слоя — тогда люди разного культурного уровня могут увидеть в нём что-то своё, тогда его можно переосмыслить с возрастом, тогда можно о нём поспорить, тогда… в общем, оно гораздо интереснее!
Многослойность — круто. Но на первый план всё равно должна выходить увлекательная фабула с динамичным способом подачи нарратива, иначе во всех скрытых философских смыслах можно лишь увязнуть. Уже не 18-й век, когда можно было читать талмуды романов, усеянные 15-страничными монологами главгеров в виде философских трактатов. Жизнь заметно ускорилась, содержимое любых трактатов давно уже усваивается из коллективного бессознательного, так чего вола тянуть? Возьми свою глубокую мысль да не расскажи, а покажи её через жизни своих героев!
Именно поэтому, кстати, все и обожают «Мастера и Маргариту» — увлекательную меннипею, которую можно читать и как приключение, и как притчу, и как псевдоисториографию.
…И вот, третьего дня как раз мне судьба подсовывает произведение-метафору — фильм «Поступь хаоса». Не смотрите, что у него не блестящие рейтинги, это не важно. Я о другом.
На первом плане — история колонии переселенцев, забытых на новой планете. Социальщина как она есть. На фоне где-то угадывается ещё постапок, выступивший причиной переселения. На планету спустя 40 лет летят новые колонисты. Что они встретят? Деградировали или развились общества, что будут их приветствовать? Или, может, найдутся и враги, и заступники? Как знать. Но это первая, банальная обёртка: увлекательная фабула.
Далее идёт драма межличностная. Главгер встречает главгероиню, завязывается интерес. Обычно этот уровень выносят на первый план, но тут он не слишком глубок, и это логично. Глубокие вопросы личных экзистенций глубоко решаются только тогда, когда проблемы на нижних уровнях пирамиды Маслоу основательно так решены. А покуда это не так и все силы отданы выживанию — увы.
А вот третий уровень — уже метафора. Все мужчины планеты окружены ореолом голограмм со звуком — мыслешумовых образов. А вот женщины — нет. Стало быть, мужчины женщинам понятны (если только не прокачают медитацию), а вот женщины мужчинам непонятны совсем. К чему это приведёт? Чем закончится? Герои постоянно одёргивают друг друга, когда кто-то громко думает что-то неподобающее: «Следи за шумом». То есть будь себе и актёром, и жюри, и цензором в одном лице. Мужчины в патриархате ежедневно подвергаются этому давлению, постоянно вынуждены играть роль «правильного мужика», причём шизофреногенность этой игры заключается в том, что критерии этой «правильности» меняются чуть ли не на ходу. Подробнее об этой «игре» вы найдёте в книге Джастина Бальдони.
К слову, одним из мэров показана афродама — и чёрт возьми, как это логично! Ведь кому как не ей иметь огромный опыт улаживания конфликтов между «обыденным» и «непонятным». А вот что в этом конфликте победит — и есть объект метафоры. Она и проста, и ясна, и подкрепляется всеми чеховскими ружьями.
Чтобы помочь вам понять этот фильм, я поступлю, как поступил Линч, говоря о своей картине «Малхолланд драйв»: я задам вопросы. И оставлю их в комментариях. Присоединяйтесь.
Итак, вопросы.
• Почему первые увиденные вами поселенцы настолько плохо выглядят? Во что они одеты?
• Что хранится в амбаре у отца главного героя, а что у его мэра? Как мэр обозвал отца главного героя перед стычкой? Какая связь между тем, чего в амбаре у отца героя нет, и тем, как его называет мэр?
• Как эти властные диспозиции повлияли на воспитание главгера? Как повлияла территория его жизни — в какой части поселения он живёт?
• У мэра есть сын. Каким он воспитан? Как вы думаете, какие черты воспитателя и какими педагогическими упущениями были закреплены в сыне? Как именно какие именно черты приводят его к «факапу»? Как вы бы сконструировали онтогенез этой личности и какие бы психотравмы в ней предположили (помимо очевидных)?
• Почему самая убедительная и вместе с тем разрушительная «медитация» состоит именно из тех слов, которые произносятся?
• Почему главный герой всем рискует? Нет, понятно, он говорит некие слова и думает некие мысли, но почему на самом деле? Окей, у него появляется драматическая мотивация, но всё-таки, почему? Ещё недавно его отец говорил, что некто промыл ему мозги, и наш герой так быстро сбросил с себя это «промытие» — почему? Что в его навыках есть такого особенного? Что ему помогло сформироваться таким, каким он стал, и дойти до конца пути? Какую модель поведения ему показали, а другим, более слабым, таким как сын мэра, не показывали?
• Сравните увиденное со второй группой поселенцев. Как выглядят их постройки? Что и как они едят, что надевают? Что им снится и почему именно это?
• Поселенцы первой группы оказываются перед поселенцами второй. В каких они диспозициях? Кто выглядит более смелым, храбрым и уверенным в своей правоте? А у кого больше оружия и дополнительных средств? Какой можно сделать из этого вывод?
• Вспомните все слова, которые говорил Проповедник. Чего он желал и что получил? Если получил что-то, чего он с самого начала хотел, то за что ему такая щедрость? К какому типу героев его можно отнести? Зачем он активно представлен в фабуле (не умер случайно много лет назад, не остался молиться дома и т.д., а именно действует)?
• Чего на самом деле хочет главная героиня? А главный герой? А что они получают? Кто получил больше, чем желал? Кто остался в зависимой фоновой позиции?
Надеюсь, это поможет вам разобраться. Удачи!
Свидетельство о публикации №223040201285