Василий Великий с цитатами и комментариями
Василий Великий
"Беседы на шестоднев":
Точно такой же убежденный религиозник, все речи уже тогда были отработаны... - и такой же ясный (правда, мужицкое начало, пока листал, не очень заметил - но это зависит и от переводчика...) Хорошо пишет, не хуже нынешних.
"Беседы на Псалмы" - то же самое. По религиозным параметрам он весьма разумен и продвинут.
"Суетность всё, что выше потребностей." - похоже, любил короткие приказы отдавать - и чтобы исполняли без лишних мыслей, нет в них потребности...
"Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе." - у нас из безнаказанных клеветников можно составить мощнейшую армию. Леваки, например, без клевет и шага ступить не могут... - и это издавно повелось, ещё со времён "проклятого царизма"...
"Будь смелым – и к тебе на помощь придут неизвестные и очень мощные силы." - а если не придут, то ты себе голову сломаешь и отвечать за слова никому не придется...
"Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаза." - а пендаль по жопе с потерей не связан...
"Что пользы человеку от вчерашней сытости, если он голоден сегодня? Так и душе не в пользу вчерашнее доброе дело, если сегодня оставлено исполнение правды." - да, сегодня солдат тоже должен маршировать...
"Непозволительно вменять в обязанность другим то, чего не можешь исполнить сам" - точно; но опять попахивает армией...
"Учись, не стыдясь, - учи, не скупясь." - я прямо вижу его решительный характер. Такой много раздумывать не станет, поэтому и не может считаться мудрецом. Он скорее про то, чтобы "отставить разговорчики в строю". Строительство христианского коммунизма на марше...
"Человeк, подражай земле, приноси плоды для других, как земля приносит тебе." - проще некуда; всё поняла, земля?! И ведь он прав... Но как же трудно исполнить! Хочется и поскупиться и постыдиться и посомневаться и себя пожалеть...
"На удовлетворение женских пожеланий не станет никакого богатства, хотя бы оно текло реками." - ремня им всыпать по первое число! Он всегда прав, но эта правота слабакам не по зубам.
"Завистливых можно узнать несколько и по самому лицу. Глаза у них сухи и тусклы, щеки впалы, брови навислы, душа возмущена страстью и не имеет верного суждения о предметах." - уроды эдакие! Кстати, клеветники и завистники - это всегда одни и те же люди; две стороны одной медали. И прямолинейным солдафонам от них достается чуть ли не в первую очередь (но верно и обратное! Такой не постесняется и за шкирняк взять иного негодника!)
"Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все." - это какие?! Он сам - древнее некуда... Ладно бы, если хоть раз про Евангелия вспомнил! Ни разу пока!
"Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе с скотами." - но он и без Евангелий всё неплохо понимал, и в христианском духе. Притчи рассказывал не хуже Христа... (Вот почему я не летаю, хотя тоже крылат? Застрял в авгиевых конюшнях каких-то. Бесполезно хлопаю крыльями...)
"Кто обнажает одетого, того назовут грабителем; а кто не одевает нагого, хотя может это сделать, тот достоин ли другого какого названия?" - верю, что он-то людей одевал... Я бы тоже одел, но у всех шмотья не меньше, чем у меня , тоже в десять слоев... (А что все полуголы в умственном смысле, так они этого ещё за собой не заметили)
"Не всем жертвуй сластолюбию; дай нечто и душе." - какого размера нечто? 10 процентов хватит? Кажется, он всё же был сластёна и бабник! Есть и на старуху проруха! Не всем он жертвует греху, а только половину... Я примерно такой же... (И невозможно мгновенно изменить себя, напротив тут предполагается бесконечно длинный путь развития)
"Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим." - тысячелетиями "учителя" измывались над детьми - и сейчас измываются. Все науки должны быть практичными и весёлыми, а иначе гори они огнем! Все иные знания и обучения лишь изгоняют из рая, вводят в заблуждение, порождают гордыню, делают несчастным...
Ничего особенно примечательного нет и в нем - ни в жизни, ни в учении, ни в цитатах. Но возмущения не вызывает - а это уже много... Тоже был религиозным начальником, всю жизнь воевал с "еретиками" и укреплял монашество (там уж были настоящие армейские порядки - пост, молитвы, труд и ничего более)... За что стал "великим"?! Видимо, места авторитетов ещё были свободны , как раз в те годы шел большой набор (кажется, и его сестра в "святые" попала, и братец! Григорий Нисский был его брат, а Григорий Богослов - друг. Мать тоже какая-то "преподобная". Короче, из одного кубла чуть ли не всех главных святых набрали и, ладно бы, мучеников - нет, это всё были главные начальники, из первых, составлявших правила и списки...)
Его главное достоинство - сильный характер, он лучше, чем другие управлял всеми делами, был настоящим неустрашимым командиром (при крайне слабом здоровье). Кроме того, он имел сравнительно добрый нрав - так был с детства воспитан, в богатом и религиозном семействе, поэтому не раз отличился помощью бедным (благо, было чем и кому помогать)...
Ещё раз полистал его труды:
Оказывается, писал и рассуждал он весьма много и по духу весьма похож на нынешних православных и католических "отцов" и мудрецов. Они все всё время слишком благообразно и плавно выражаются и от этого становятся скучны и малопонятны (не как недавний Руссо, немного на другой лад!). Так ни понимать , ни передавать понятое нельзя - мысль требует остроты, быстроты и определенности... Определенным у них остаётся лишь само "направление" мышления - и у Василия, как и у многих прочих, оно добродетельно-благочестивое, но, конечно, ветхозаветного типа... Такие "мыслители" похожи на китайских коал, с их медлительностью - и они сами понимают это, постоянно говоря о непознаваемости многих вещей для себя, с одной стороны и держась кучно, с бесконечной опорой друг на друга, с другой. Как будто толпа слепцов двигается, держась друг за друга... Мир тогда был разделен на крайних бедняков - и они были слишком подавлены тяжёлой жизнью для того, чтобы мыслить - и на крайних богачей и властителей - они были слишком подавлены богатством и властью и тоже не могли ни мыслить , ни говорить свободно и легко... Ни Иисус, ни Павел не были ни богачами, ни нищетой, они оба были как мастеровые, тогдашний "средний класс"... Придавленные нищетой или богатством или семейной жизнью под каблуком или захваченные страстями - все они многое понять просто не в состоянии...
Васька воевал с арианами, поэтому снова посмотрел и их - мое мнение, что обе стороны залезли в совершеннейшее болото и стали спорить о том, что их совершенно не касается, что могут до конца разрешить только совершенные боги в самом конце времён. Мы никто, чтобы спорить о богах!!! (Мы-то никто, а они начальники, причем, христианские... - как не возомнить себя...) Дебилы, поймите, главное, что такое Троица и человека как троицу... Одно можно сказать: правоты у ариев было ничуть не меньше, чем у ортодоксов! В Евангелиях огромное количество мест, где Иисус явлен человеком и "сыном", т.е. порождением бога. Удушение арианства, конечно, было удушением жизни и живого Иисуса... Другое дело, что ариане, в свою очередь, тоже больше заботились об иерархии, чем о жизни - это был спор двух партий больших начальников, двух партий чугунных задниц, жизнь удушающих по определению... Ортодоксам было важно, чтобы их новый бог Иисус был полноценным великолепным богом - этим фальшивым великолепием они и душили реальность... Кроме того, умаление Иисуса привело бы к окончательному возврату в ветхий завет (с Иисусом в качестве очередного пророка и не более). Т.е. в ситуации правящей, вселенской, "великолепной", "православной" и прочая церкви любой вариант ничего не менял - и ветхий завет в любом случае правил. Какая разница, как зовут самого главного начальника, Иегова или Иешуа?! А спор был только об этом - без понимания Троицы и человека...
Свидетельство о публикации №223040201299