Глава 3 Церкви Поволжья Часть 23 Село Цыган - Аман

ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА В СЕЛЕ ЦЫГАН - АМАН


ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ ПОВОЛЖЬЯ  ЧАСТЬ 23  СЕЛО  ЦЫГАН – АМАН

В 9-й Части этой Главы о селе Цыган-Аман есть всего одна небольшая запись:
- «Проезжаем Цыган - Аман Калмыкской АССР.
Заправка!!! 93-ий бензин - свободно. Сказали, что через 8 км будет асфальт. Даже не верится. Кругом пыль. Печёт. Температура - 35 гр. в тени… 
 Асфальт!!! Повернули на совхоз Волжский...»
Попробуем расширить свои познания об этом селе, оставшиеся от нашей поездки по ПОВОЛЖЬЮ в 1974 году…

На этот раз мне захотелось привести здесь рассказ о селе Цыган-Аман, написанный современным туристом…
Выбрала статью с заметками о селе Цыган – Аман, написанную Ольгой Гавриловой…
ЦЫГАН – АМАН: ТАМ, ГДЕ  КАЛМЫКИЯ «ПАЛЬЦЕМ» КАСАЕТСЯ ВОЛГИ
Для водителей, проезжающих по федеральной трассе «Каспий» между Волгоградом и Астраханью, поселок Цаган-Аман - просто небольшой «аппендикс» Калмыкии, непонятно откуда взявшийся на пути. Многие стараются сбавить скорость – есть мнение, что местные дорожные полицейские отличаются особой изобретательностью в желании поймать нарушителей ПДД. Но мало кому приходит в голову остановиться. А зря. В Цаган-Амане есть достойные достопримечательности. Да и сам поселок не так прост, как кажется.
Место, где сегодня располагается Цаган-Аман (Юстинский район Калмыкии) кочевники древности и средневековья - скифы, сарматы, печенеги, половцы, монголы, ойраты - традиционно использовали для переправы через Волгу. Отсюда и пошло название поселка – «Белые ворота» (букв. – «белый рот»).
Цаган-Аман расположен к северо-востоку от Элисты (население – порядка 6 тыс. человек). Он уникален тем, что это единственный форпост Калмыкии на Волге. «Граница здесь похожа на палец, разрезающий Астраханскую область коридором в пару десятков километров и вдающийся в Волгу, - образно пишет путешественник Алексей Куликов. - Похоже, будто Калмыкия робко пробует пальцем, холодная ли водица в великой реке».
«Рассказывают, что в 90-х в рамках освоения рынка рыбы шла жестокая мафиозная война за выдавливание калмыков с этой территории, вплоть до убийств местных жителей, - отмечают авторы портала Vetert.ru. - Однако калмыки не ушли, и узкий выступ калмыцкой территории, врезавшийся в Астраханскую область, остался под юрисдикцией Калмыкии. Некоторые говорят, что раньше местные жители Цаган-Амана не отличались особой душевностью и гостеприимством. Возможно, причина кроется в том числе и в этой истории. Но сейчас те времена прошли, и к жителям Цаган-Амана вновь вернулось их калмыцкое дружелюбие».
Посёлок начинает свою историю с 1798 года, когда Орчи лама начал воздвигать здесь хурульные постройки. Так, он построил здесь первый деревянный храм, который просуществовал до 1935 года и был разрушен в ходе антирелигиозной кампании.

Кстати, первоначально Цаган-Аман располагался не на правом, как сегодня, а на левом берегу Волги. Посёлок на правом берегу возвели лишь в 1920-х, в рамках политики «обоседлания» кочевого населения. В декабре 1943-го калмыки, проживавшие в селе, были депортированы, посёлок передан Астраханской области. В 1952 году Цаган-Аман был переименован в посёлок Бурунный. Историческое имя ему было возвращено лишь в 1961-м.
История Цаган-Амана неразрывно связана с именем ламы Тугмюд-гавджи (1887-1980) - «цаган-аманского Аавы», как его любовно называли в народе. Он получил высшее духовное образование во Внутренней Монголии, работал в Санкт-Петербурге, затем преподавал философию. В 1943-м был сослан со своим народом в Сибирь. Вернувшись из ссылки, с 1964 года жил в Цаган-Амане. Этот поселок сразу стал местом паломничества людей со всей Калмыкии, и не только: невзирая на репрессии и угрозы властей, Аава до конца своей жизни принимал верующих, помогал людям, совершал обряды.
В начале 1990-х годов, когда развитию религии дали зеленый свет, решено было восстановить хурул рядом с домом, где проживал Аава. Хурул построен в полном соответствии с традициями буддийского зодчества. Автор проекта - Владимир Гиляндиков. Особую красоту храму придает изящная пагода с золотистой крышей, украшенная резьбой по дереву, отмечает портал «Культурно-историческое наследие села». Как признается большинство туристов, этот красочный хурул хочется разглядывать, здесь очень много интересных деталей.
В хуруле находится скульптура Будды Шакьямуни высотой более двух метров. По мнению путешественников, скульптура установлена так, «что с Буддой сталкиваешься взглядом». Стены храма увешаны буддийскими иконами с изображениями Зеленой Тары — богини-защитницы, Будды Манлы, дарующего здоровье, грозного идама Ямантаки и других божеств. Эти живописные тканевые полотна большей частью привезены из Тибета и Монголии. Скульптуры божеств выполнены в Непале.
Стоит отметить, что хурул стоит в стороне от дороги. Указателей к нему нет. Но его можно найти по яндекс-картам. «Некоторые путешественники любят спрашивать местных, но я читал, что с одного блогера за раскрытие тайны расположения хурула в посёлке местные просили денег», - предупреждает Алексей Куликов.

Кстати, дом, где жил лама Тугмюд-гавджи, так много сделавший для Цаган-Амана, сохранился до сих пор. Он находится рядом с хурулом. Здесь можно просто попить чаю, побеседовать о своих нуждах и окунуться в удивительный мир восточного спокойствия. На доме есть памятная доска.
Светлана Андреянова в своем блоге рассказывает о еще одной достопримечательности Цаган-Амана – пляже с необычным названием «Сковородка». «Такое веселое название место получило от того, что, во-первых, окруженный со всех сторон водой островок сверху по форме и в самом деле напоминает кухонную утварь, а во-вторых, в обеденные часы песок здесь нагревается до такой степени, что можно в прямом смысле «поджариться» как на сковороде, – пишет блогер. - Для того чтобы попасть на этот остров в июне и начале июля придется переходить реку вброд. А вот в августе можно уже не бояться промочить обувь. В качестве главных достоинств пляжа можно выделить: завидно чистый белый песочек и пологий уклон дна, что делает его очень удобным для пребывания с маленькими детьми.
Также бывалые путешественник советуют непременно попробовать в Цаган-Амане местную кухню. В центре поселка есть несколько кафе и столовых, где можно отведать настоящие калмыцкие блюда, причем стоят они здесь очень дешево.
Есть в Цаган-Амане и несколько интересных памятников. Один из них – монумент «Скорбящая мать». Он сооружен в 1999 году из бетона и бронзы. «Война не прошла стороной даже такое маленькое село как Цаган-Аман. И здесь помнят о тех днях, когда наши предки отдавали свои жизни за Родину, - пишет на сайте TripAdvisor один из путешественников. - Каждый раз в День Победы у памятника проводятся митинги и мини-парады. Если будете проезжать этот поселок, обязательно уделите хотя бы пару минут памятнику, вглядитесь в печальные глаза одинокой калмыцкой матери, в которых до последнего не умирает надежда».
Кстати, кто захочет задержаться в Цаган-Амане подольше, могут остановиться на одной из местных туристических баз. Их здесь несколько. И как поговаривают бывалые рыбаки, клёв здесь отличный! «Чтобы описать красоту здешней степи и чистоту ближайшей речки Кокцикмень не хватает слов, - пишет портал «Достопримечательности России». – Говорят, что тут фазаны гуляют чуть ли не между палатками расположившихся туристов. Неподалеку запросто садятся степные орлы. С обрыва реки хорошо видно плавающую здесь рыбу. Короче, идиллия».
ИСТОЧНИК
Ольга Гаврилова Об этом сообщает "Рамблер". Далее: О СОЗДАНИИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В СЕЛЕ ЦЫГАН-АМАН
Адрес: Республика Калмыкия, Юстинский район, п. Цаган Аман, ул. Советская, 16

В Цаган Амане в декабре 2000 г. был открыт молитвенный дом для православных. По решению Собрания депутатов ЦАСМО РК для церковных нужд здание бывшей художественной школы передано безвозмездно в собственность местной религиозной организации прихода Церкви Святых Апостолов Петра и Павла (год постройки 1968). Настоятелем церкви стал отец Александр. Несмотря на то, что приход небольшой, божественные службы ведутся регулярно. Хором руководит матушка Галина. В 2002 году приняли решение о возведении колокольни. Всю строительную работу взяли на себя верующие прихожане. Сам колокол был пожертвован церковью села Садовое. В 2007г. был произведен капитальный ремонт здания Церкви.
ИСТОЧНИК:
Церковь Святых Апостолов Петра и Павла
tourism-kalmykia.ru›church_cagan_aman

Местная Религиозная Организация Православный Приход Святых Апостолов Петра и Павла П. Цаган-Аман Юстинского района Республики Калмыкия Религиозной Организации "Элистинская и Калмыцкая Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" - руководители: Дубовой Дмитрий Иванович (ИНН 231212002101) и Онищук Галина Семеновна (ИНН 081301566064). ИНН 0811902546, ОГРН 1020800733128. ОКПО 74274575, зарегистрировано 26.04.2001 по юридическому адресу 359300, Республика Калмыкия, Юстинский район, поселок Цаган Аман, Советская ул., д.16. Статус: действующая с 26.04.2001. Подробнее >
ИСТОЧНИК:
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА П. ЦАГАН-АМАН ЮСТИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ЭЛИСТИНСКАЯ И КАЛМЫЦКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
rusprofile.ru›id/4450628

ПОРА ВЕРНУТЬСЯ В 1974 год…
- «Проезжаем Цыган - Аман Калмыкской АССР.
Заправка!!! 93-ий бензин - свободно. Сказали, что через 8 км будет асфальт. Даже не верится. Кругом пыль. Печёт. Температура - 35 гр. в тени… 
 Асфальт!!! Повернули на совхоз Волжский...»
Совхоз Волжский, это и есть – СЕРОГЛАЗКА, последний пункт нашего автопробега по ПОВОЛЖЬЮ.
До Астрахани от совхоза ВОЛЖСКИЙ, если бы мы поехали и дальше на машине, наш путь лежал бы через сёла:
Цаган Аман
Цаган Аман - Копановка (15 км; 0:10) Калмыкия - Астраханская область
Копановка 15 км 0:10
Копановка - Михайловка (8 км; 0:05)
Михайловка 23 км 0:16
Михайловка - Владимировка (29 км; 0:18)
Владимировка 51 км 0:34
Владимировка - Восток (9 км; 0:05)
Восток 60 км 0:40
Восток - Косика (8 км; 0:05)
Косика 67 км 0:45
Косика - Ленино (12 км; 0:08)
Ленино 80 км 0:54
Ленино - Замьяны (33 км; 0:22)
Замьяны 113 км 1:16
Замьяны - Нариманов (22 км; 0:14)
Нариманов 135 км 1:30
Нариманов - Волжское (5 км; 0:03)
Волжское 141 км 1:34
Волжское - Астрахань (22 км; 0:15)
Астрахань 163 км 1:49
Астрахань - Солянка (9 км; 0:07)
Солянка 173 км 1:57
Солянка - Пригородный (1 км; 0:01)
Пригородный 174 км 1:59
Пригородный - Астрахань (1 км; 0:01)
Астрахань 181 км 2:05
 
Отдыхая несколько дней в Сероглазовке перед продолжением нашего автопробега мы несколько раз побывали в АСТРАХАНИ.
Но ездили мы туда не на машине,  а – по ВОЛГЕ на РАКЕТЕ.
Поэтому перечисленных сёл и Храмов, находящихся в них в этот раз нам увидеть было не суждено…
Итак, после села ЦЫГАН – АМАН, мы свернули на дорогу, ведущую к совхозу ВОЛЖСКИЙ ( село СЕРОГЛАЗОВКА)…


Рецензии