Цыган с тихой улицы

Я жил на тихой улице в “хрушевке”.

С одной стороны были “Ритуальные услуги”, у нас во дворе это здание называли “цветочный цех”. Там делали гробы и венки на могилы, цветы все были искусственные. Ходить мимо было очень страшно, но еще страшнее оказался конец этого заведения - однажды в полночь “цветочный цех” загорелся при невыясненных обстоятельствах. Жители окрестных домов побежали смотреть на адское пламя, стояли затаив дыхание, пока шиферная крыша не начала “стрелять”. Тогда все любопытные разбежались по своим домам спать дальше.
На месте “ритуальных услуг” осталась гигантская куча тонкой медной проволоки. Дети играли на ней, пока ее не растаскали бомжи, когда в середине 90х начался “бум” на цветмет.

С другой стороны, напротив через дорогу, были деревянные дома, населенные деклассированными элементами, среди которых было очень много цыган. Имена они друг другу давали странные. Одну девочку я запомнил - ее звали Венера. Она даже успела вступить в комсомол. Давным давно уже нет этих домов и большинства людей там живших, но ее до сих пор постоянно встречаю, в разных частях города, хотя лично и не знаком… На “венеру”, в классическом понимании этого слова, она не похожа.

                ***
 
Супер-боевик 67ого “Неуловимые мстители” будоражил умы мальчишек нескольких советских поколений и мне то же. В последний раз я ходил смотреть его в кинотеатр “Юность” по абонементу : во время каникул среди школьников распространяли складную открытку, внутри которой были приклеены несколько билетов. Отрываешь каждый по очереди - и день, можно сказать, удался.

Потом кинотеатр “Юность” выкупили какие то барыги. Сначала там сделали просто “видеосалон” - поставили “телек” и “видик”.  Однажды мы с приятелем пошли смотреть “Зловещие мертвецы 2”.  Обратно оба топали молча, оцепенев от страха. Был яркий февральский день, шли через парк и на площади было народное гуляние - жгли “чучело”.

- Я чуть в штаны не наложил..  - вот и все что вымолвил мой друг, глядя на обгорелые останки и веселящихся повсюду граждан.

Далее решили сделать досуг граждан более тематическим - в “Юности” был устроен подпольный порно-кинотеатр. Но и это длилось не долго - здание снесли, а на этом месте построили ресторан для приличных людей и поставили памятник достойному человеку - патриарху Никону!

                ***

И всегда после просмотра “неуловимых”, мы, три друга, выходили играть во двор и выбирали кто кем будет. Самый популярный герой был - “умный” в очках. Потом самым дерзкий, которого высекли кнутом. А цыганом или, тем более, Ксанкой не хотелось быть никому. Из-за этого всегда долго спорили и ссорились.

Одним красивым и цветным летним утром все это кончилось, потому что к нам во двор зашел настоящий мальчик-цыган из того поселка через дорогу. Года на два-три постарше. Играть с нами в наши детские игры он не стал, а сразу предложил залихватскую авантюру:

- Пошлите через дорогу в парк, я вас научу стрелять в тире!

Он показал нам мятый бумажный советский рубль. На эти деньги можно было стрелять целый день. До этого никто из нас не мог себе позволить такой роскоши.

Мы забыли обо всем на свете и побежали вслед за нашим вольным другом.

Но в тире он поступил как то странно - купил свинцовых пуль, но вместо того чтобы положить их в специальную тарелочку и поделится с нами, он отправил всю горсть прямо к себе в рот! Стал по одной доставать и стрелять по жестяным зайцам, уткам и другим непонятным существам. Ни в одну мишень он так и не попал, в отличие от своего экранного прототипа.
Мы все чуть разочаровались и хотели уже уйти, но веселый цыган захотел продолжить клоунаду.

- А у кого у вас есть велик? Пошлите, сейчас я вам покажу смертельный трюк!

                ***

Вечером все старые жители двора выходили посидеть на лавке. Обычно их развлекал довольно забавный мальчуган. Мы с ним не дружили. В свои 8мь лет у него уже были мечты взрослого человека - он хотел стать врачом-хирургом и на стариках показывал, что он им отрежет, если они когда-нибудь попадут к нему на стол. Умудренные жизнью люди только грустно усмехались - они знали что умрут задолго до того, как этот мальчик поступит на медфак. Но мечты будущего врача с маленькой палочкой в руках, которую он использовал в качестве скальпеля, не разрушали.

В доме жило много ревизоров на пенсии, но хорошо я запомнил только одного. У него была пластмассовая рука - на Курской дуге его чуть не переехал танк. Каждую ночь ему снился тот бой и он бил этой рукой свою жену. Она убегала и стучалась в двери нашей квартиры. Когда смерть пришла за ним, последними его словами были “я тебя убью” или “я тебя люблю” -  женщина плохо расслышала, но в рассказах склонялась все же ко второму варианту.

Этот дедушка и стал свидетелем, следующего безобразия. Во дворе на небольшой возвышенности стояли старые сараи и к ним вела удобная тропинка. На склоне были разбиты импровизированные мини-огороды. Безбашенный цыган выпросил велосипед у моего приятеля - трюк состоял в том, чтобы разогнаться в горку и подпрыгнуть очень высоко.
Почти получилось.
Он развил дикую скорость, но в момент отрыва от земли и взлета к небесам, колесо подвернулось и он упал вместе с велосипедом, скатился с громкими воплями в парник того старика. Началась суматоха - размахивая страшной рукой, дед побежал к нам разбираться, а мы все упорхнули в разные стороны, как стая воробьев. Цыгана-каскадера дед поймал и отвел в его поселок, угрожая побоями и комнатой милиции.
 
С тех пор этот юный цыган стал мстить нашему двору мелкими кражами. Пару лет ходили слухи о его злодеяниях, но застукали его только раз, когда он прямо из подъезда (двери тогда не запирались на кодовые замки) утащил детские санки.  Скрыться от погони, таща на веревке старые санки, довольно сложно. Его поймали, сдали куда следует и как то наказали. Но санки, почему то, так и не вернули владельцам.

                ***

Прошло еще несколько лет и я его встретил снова. У входа в овощной магазин он сидел на какой то самодельной каталке с маленьким колесиками - ног у него не было. Он курил “самокрутку”, она дымила в лица сердобольных прохожих, которые наклонялись, чтобы бросить ему мелочь в картонную коробку из под обуви. Я то же что то кинул и сказал: “Привет!”.
Но он меня не узнал, а только выпустил еще облако дыма. А пока я отмахивался от него руками, представилось что то уж совсем “стивен-кинговское” - пока цыган пьяный спал в своей хибаре, тот самый мальчик-хирург пробрался к нему в комнату и отрезал обе ноги..


Рецензии