Кто изображён на таинственной картине

  В городе Захвастовске заволновались бабушки и дедушки, девочки и мальчики, мамочки и папочки, мышки и котики, воришки и сотрудники охраны. А новость заключалась в том, что из Германии привезли картины известного художника, которому удалось завоевать сердца жителей европейских столиц. На каждом уличном столбе появился плакат с призывом, что нужно бежать на выставку.
 
  Александр Ильич, начальник местного профсоюза, сорвал с себя дорогой пиджак, отбросил в сторону очки в золотой оправе, расстегнул верхнюю пуговицу, чтобы казаться ближе к народу, разбросал рекламные листовки, забегал по улицам, задёргал гуляющих зевак, рассказал обо всей ценности изучения изобразительного искусства. Несмотря на трудную неделю, дворники послушали совет, поломали рабочий инвентарь, надушились, приоделись, побежали за билетами.
 
  И рюмочные, в которые недавно ещё трудно было зайти, сразу опустели, как будто ураган прошёл по этим местам. Марина Николаевна, продавщица с многолетним стажем работы, постоянно стала повторять: «Ох, останусь я без работы. Буду молоко продавать». Присела женщина на стул, подумала, отбросила в угол грязную тряпку, на которой были изображены полные графины и ржаные сухарики, побежала занимать очередь за билетом. Григорий работал кассиром в магазине, где продавались бублики. Он пнул ногой коробки с товаром и сказал директору, что ему все надоели, что появилось желание идти на выставку, чтобы получить настоящее наслаждение от просмотра картин. Директор, правда, испугался жалобы в профсоюз и отпустил смельчака за билетом. Петруша, коллектор из конторы, плюнул на свои обязанности, пожалел несчастных должников и решил рисовать пейзажи. Только на его картинах всегда появлялись банки и кассы. Эта деталь вызывала смех у горожан.
 
  — Схожу на выставку, — сказал бывший коллектор. — Там мне есть чему учиться.
 
  Архип, местный воришка, заплакал, когда узнал, что очередь за билетом нужно занимать заранее.
 
  — Надоело рисковать из-за ерунды! — воскликнул он. — Придётся постоять на улице два часа, чтобы попасть на выставку. На ней, возможно, мне повезёт. Я смогу незаметно вынести что-нибудь.
 
  Архип надел дорогой костюм, который стащил из нового магазина, побрился бритвой, заимствованной у доверчивого продавца, надушился одеколоном, за который обещал заплатить через полгода, и отправился на выставку картин.
 
  Городские власти решили разместить произведения европейского художника в центре Захвастовска, на площади, где стоял прижизненный памятник начальнику местного профсоюза, в театре. Здание было построено ещё в начале девятнадцатого века, являлось любимым местом горожан. Человек, попадая на площадь, чувствовал себя свободным. Его взгляд не сталкивался с многочисленными домами и надоевшим транспортом. Здесь всегда дул ветер. Ноздри вдыхали чистый воздух, избавленный от ароматов городских улиц. Бродячие собаки гуляли вокруг театра, просили колбасу и хлеб. И посетители, зная о том, что звери голодные, делились заранее приготовленными подарками. Животные добрели, полнели, лизали щедрые руки горожан, дружелюбно махали хвостами.
 
  Жёлтые стены выделяли театр среди остальных городских зданий. Окна на первом этаже были таких больших размеров, что любой человек мог забыть о главном входе, спокойно поднять ногу и зайти внутрь. Статуи древнегреческих героев украшали крышу, на которую поднимались весёлые посетители, чтобы сфотографироваться, потрогать руками мраморные фигуры. Местные власти старались пресекать подобные проявления любви к древнегреческой культуре, но всё было напрасно. Длинными вечерами, когда на небе загорались звёзды, захвастовские барышни и кавалеры забирались по пожарной лестнице на крышу и обсуждали последнюю премьеру, громко пели песни, спорили, признавались друг другу в любви. Вход в театр охранял железный лев. Добрые глаза животного смотрели на посетителей, радовали. Его два раза похищали, но находили. Поэтому, чтобы усложнить процесс кражи, городской мэр велел прикрутить тремя болтами льва к асфальту. Такое решение вызвало недовольство в среде местных жуликов, но железный представитель животного мира Африки был спасён.
 
  Зал всегда был переполнен людьми. Когда спектакль подходил к концу, зрители вставали, шли в буфет, кушали. Впрочем, выпитый алкоголь творил чудеса и превращал захвастовцев в настоящих театральных критиков. Звон ножей, вилок, ложек, бокалов разносился по всему зданию. А соблазнительные запахи бутербродов и щей, котлет и аппетитных блинов, тортов чувствовались на улице, заставляли бродячих собак вставать на задние лапы, скулить.
 
  Марина Николаевна честно отстояла очередь за билетом, сняла пальто в гардеробе и очутилась на выставке. Её смутил лишь Петруша, давний знакомый, который громко начал кричать перед кассой о том, чтобы его пропустили без очереди. Захвастовцы, зная коллекторское прошлое крикуна, не стали спорить и пропустили Петрушу вперёд. Григорий посмотрел на такую возможность и решил тоже попасть на выставку без очереди. Он поднёс ко рту громкоговоритель и объявил:
 
  — Пропустите меня! В моём магазине нет кассира! Некому обслуживать голодных граждан.
 
  Очередь сразу же расступилась, образовав коридор для Гриши, который воспользовался моментом.
 
  — Граждане, пропустите нового начальника охраны! — громко сказал солидный мужчина. — Картины должны быть под надёжным присмотром.
 
  Люди, стоявшие в очереди, посмотрели на Архипа. Дорогой костюм и ботинки из натуральной кожи могли ввести в заблуждение даже опытных охранников. Жители не подумали о том, что перед ними стоит опытный грабитель. Захвастовцы поверили и пропустили Архипа на выставку. Грабитель поблагодарил граждан и сказал, что картины находятся под надёжной охраной.
 
  В выставочном зале стоял Александр Ильич. Он размахивал руками, загибал пальцы, перечислял все достоинства местного профсоюза. Лицо покраснело, выступили капли пота, которые начальник профсоюза вытирал шёлковым платком. Иногда правая рука сжималась так сильно, что взрослые посетители начинали бояться. Маленькие дети ели мороженое и смеялись, смотрели на Александра Ильича. Он напоминал им весёлого волшебника из сказки.
 
  — Если вы не уйдёте, то я исключу ваших родителей из профсоюза! — закричал Александр Ильич.
 
  Дети сразу же разбежались в разные стороны.
 
  Марина Николаевна не посмотрела в сторону начальника профсоюза и остановилась перед картиной европейского художника. Ей понравились яркие краски, чёткие очертания, строгость лица изображённой девушки.
 
  — Как зовут эту продавщицу? — задала вопрос Марина Николаевна случайному мужчине.
 
  — Нет, это не продавщица, — ответил Архип, рассматривая полотно. — Это, может быть, бухгалтер.
 
  — Гражданин, — громко произнёс Григорий, проходя мимо, — посмотрите внимательно. На картине изображена домохозяйка.
 
  Вдруг к спорщикам подбежал Петруша, присел на корточки, поднял голову, присмотрелся к картине и сказал, что на картине нарисована швея.
 
  В выставочном зале возникли крики. Каждый спорщик доказывал свою правоту. Другие посетители выставки останавливались рядом и высказывали своё мнение. Дело могло дойти до драки, но прибежал Александр Ильич.
 
  — Захвастовцы, на картине изображена уважаемая сотрудница нашего профсоюза!
 
  Все спорщики закрыли рты и замолчали. Наступила тишина. 


Рецензии