Директриса 90-х
А как легко было вчера копаться в огороде, ведь весна, посадки… Да помешал посыльный из школы, которого послали за мной. Полчаса отбивалась, что нечего мне там делать, без меня решат, кого выбрать директором школы. А она упирает на то, что вы мол руководите Большим Советом школы, поэтому и приглашают. С неохотой и неосознанной тревогой пошла за посыльным, а в кабинете уже несколько часов шел педсовет, и все никто не соглашался на роль директора школы. А тут вспомнили, что у директора совхоза жена учительница. И не надо искать квартиру для приезжего директора, да и муж всегда поможет в хозяйственных вопросах. Уже и директор совхоза приглашен, да только он против был. Два директора в доме, это уже много будет, говорил он. Да тут промелькнуло у меня в памяти, как свекровь издевательски высказывалась, что вот сын у меня директор, а ты - никто.
Работала я тогда секретарем сельского совета. Работа, в основном, сидячая, чего мне не особо нравилось. Да ведь, приехав в село за мужем, я сама не захотела работать в школе. За 20 лет устала, думала, что в другом месте легче будет. Но и на этой должности начала больше работать с населением: проводила торжественные бракосочетания, рождение ребенка, организовала активную работу женсовета и другие интересные мероприятия. Вот и заметили, видимо, организаторские способности. А главным фактором, в основном, сыграло, наверное, то, что была женой директора совхоза.
Школа в те годы переживала большую материальную нужду, а денег на приобретение, ремонт и другие нужды вообще не выделялось. А как существовать? Хорошо, что в совхозе тогда даже статья в уставе была записана, где говорилось, что совхоз может оказывать материальную помощь школе. И это очень помогало выживать.
В здание школы раньше вода была подключена, да только уже много лет как забыли об этом. В настоящее время вода была привозная и в столовую, и даже в кочегарку, благоустройство за углом, которое вот-вот завалится. Вот поэтому в первую очередь нашла спонсоров, которые построили новый туалет, хоть тревога за жизнь детей поуспокоилась. Но ведь это не дело? Взялась за решение вопроса о проведении водопровода к школе. И хоть всего метров 400 надо было вести водопровод, побороться и покланяться пришлось немало. Денег выделили такой минимум, что пришлось строить хозяйственным способом. Самой нанимать рабочих за минимальную плату, а где их взять? Совхоз существовал, все работящие люди работали и в ЛПДС ( нефтеперекачивающая станция). За лето, пока прокладывали водопровод, я успела не только загореть, но местами сгореть, т.к. приходилось все время стоять над траншеей и наблюдать, руководить работой. Стоило только отлучиться по другим делам, как работников как корова языком слизнула, уже в кочегарке рюмочкой чокались. Но не смотря ни на что работу закончили.
С кочегаркой, правда, проблем было немало с этими горе – работниками. Одних увольняла по собственному желанию за пьянки, других таких же работников набирала, через месяц опять возвращала. На меня никто не обижался, да и я понимала, что не каждый пойдет работать на такую тяжелую грязную работу за копейки. Приходилось и по ночам мчаться проверять не заснул ли кочегар, самим иногда топить котлы, ведь они могли взорваться, если не поддерживать давление. Да и с трубами в здании столько неприятностей, потому что через день они рвались то в одном, то в другом месте. Хорошо, что рабочий был рукастый , когда не запивал неделями.
Вспоминается один случай, когда весной с горы бежали ручьи и пробили дорожку в подвал здания, ведь отмостки давно никто не ремонтировал. Звонит в полночь сторож, что заливает подвал, а там щитовая. Подбегаю к кочегарке, где стоят мужики и разводят руками, не зная что делать. Рядом с кочегаркой находится трансформаторная будка, замок легко открывается. Я говорю, что давайте отключим здание школы от электричества. Они стоят и мямлят что то. Тогда я пошла в трансформаторную даже без резиновых сапог, без перчаток. Вырубаю один рубильник, смотрю, отключила половину села. Ставлю его на место, другой вырубаю- здание отключилось. Только потом до меня дошло, почему мужчины не рискнули сами это сделать, и какой опасности я себя подвергала. Но зато спасла здание и занятия в школе не сорвались. Теперь - то я понимаю, кто меня спас.
Но самое главное, что в эти годы и работали мы за бесплатно можно сказать. Выдавали деньгами не более 20% от заработной платы, а остальное заставляли выбирать ненужными, неликвидными товарами, а то ,говорят, потеряете остальную зарплату. Если бы не держали домашнее хозяйство, не выращивали овощи, голодное время не миновало бы нас. И детей у многих надо было учить в институтах. Каждый по - своему выкручивался, но детям нашим тоже было непросто. И какое творчество может проявлять учитель, когда кругом забастовки, недовольство? Хорошо хоть уроки регулярно проводились.
С весны по осень необходимо было вместе с учениками работать на полях и огородах, чтобы вырастить овощи для школьной столовой. Этому просто обязывало районное руководство. Сельскохозяйственной техникой помогал совхоз, поэтому мы овощей выращивали столько, что могли продавать, но только детским домам и больницам за копейки. Но за них нам удавалось закупить мячи для уроков физкультуры, рубанки и другую мелочь для трудового обучения… А как радовались, когда приобрели швейную машинку и утюг для кабинета по домоводству! И все это решалось на совете дружины. Дети, в основном, отличались трудолюбием и пониманием. И как обидно, что в настоящее время детей отучили трудиться, даже уроки трудового обучения отменили.
Но прошли тяжелые 90-е годы. Наступили новые времена, новые проблемы появились. А как без них? Слава Богу за все.
Свидетельство о публикации №223040201494