Наставница покаяния

ПАМЯТИ БОГОИЗБРАННОЙ МАРИИ, НАШЕЙ НАСТАВНИЦЫ ПОКАЯНИИ

Сегодня память преподобной матери нашей - аммы Марии Египетской. Церковь прославила ее за беспримерный подвиг покаяния и удостоила ее одну из святых сугубым поминанием и почитанием Великим Постом.

Чем же так отличилась амма Мария среди огромного множества других каявшихся христиан, чем заслушила это особое богослужебное воспоминание, ставшее одним из центральных назиданий для человека во дни Великого Поста...

...Безграничное упоение пороком, грехом с 12 лет (сакральная цифра: вспомним имена святых, начавших свой прямой путь к Богу именно с 12 лет), ее не знающее острастки буйство похоти, плоти - как символа во зле лежащего мира (вспомним слово Иоанна Богослова  о  мире, в котором царит тройственная похоть:  "похоть плоти, похоть очес и гордость житейская"(1 Ин.2:16 )), - такой застал, "увидел" и... выбрал Марию Господь Бог. Выбрал несомненно. Почему ее? Почему Савла?  Почему рыбарей, Левия Матфея? Тайна сия велика есть. Несомненно, что Господь зрел в сердца и находил именно там, в сердцах - залоги будущего преображения человека. И несомненно, что одним из главных золотых залогов этих сердец (вспомним о "почвах" из Притчи о Сеятеле!) была великая расположенность их душ к раскаянию, к стыду, к ненависти к увиденному в себе ужасу, патологии греха, к мощному сокрушению  начаткам смирения. Не случайно говорил о Апостоле Павле святитель Иоанн Златоуст, что он всю жизнь плакал. Мы знаем, что и Петр выплакал за жизнь все глаза. Страшная, могущественная сила в человеке - способность  к великому раскаянию. Не всем дано. У иных гордыня и постоянное самодовольство настолько заливают душу, что несчастной слабой волне раскаяния там не пробиться.

Нет сомнений, что Бог выбрал Марию, потому что Сам и привел ее, влекомую похотью, в Иерусалим, причем не когда-нибудь, а к празднику Воздвижения Креста Господня, к которому и она, движимая любопытством, подражанием толпе, а на самом деле влекомая силой Божией, возымела желание приложиться ко кресту в храме.

Здесь позволю себе небольшое отступление о наших днях, о том как нам надо стремиться к трезвенным оценкам того, что нам подсовывает о христианской жизни нынешний мир. Прочесав интернет - сети, именуемые православными, я поразилась скудости и убожеству представленных сокращенных, отредактированных, "убитых" смыслами марииных житий. Важнейшие подробности и детали в них - как то же символическое появление Креста и праздника Воздвижения, ставшим поворотным днем в ее судьбе, подробности ее пребывания в пустыни, а именно первые 17 лет - из 47 - страшных браней с плотью - поистине многолетние "распятия плоти со страстьми и похотьми" (Гал.5:24 ),  первоначальный переход Марии через Иордан на лодке, описание ее еды тогда как человека плотского для того чтобы потом подчеркнуть, как многолетний предельного напряжения и мужества подвиг брани с плотью привел ее к тому, что она теперь питалась..
 Словом Божиим... И пресдмертное ее шествие по водам Иордана, как невероятное преодоление "чинов естества"...

Что угодно, вкрапление сентиментальных а то и чуть ли не смачно-плотоядных редакторских измышлений о силе  влечений извращенной плоти, душевность, плотское мудрование, но чаще элементарная оскопляющая все смыслы примитивизация духовного из духовных жития святой Марии.

Что и говорить: это - не просто так,  не обычная популяризация и невинное упрощение, это  ТЕНДЕНЦИЯ современной модернизированной оинтеллигенщенной и рационализированной церковной жизни, ее внутренняя, сокровенная ненависть к сердцу христианского православного делания - к аскетике ( путям, способам и законам аскетического делания), уклон в протестантский дух, мораль, отвержение всего того, что является подлинной христианской мистикой, но при этом с благосклонностью и  изподволь навязывание мистики католической, категорически оппонирующей мистике православной, подтвержденной  опытом сонма православных святых... Тут и настырные попытки воскрешения розановской реабилитации плоти, на которую якобы всегда воевало "жестокое" каноническое Православие. Хитрые подмены, обманы доверчивого и не очень подкованного ни в догматике, ни в Православной антропологии народа. Да, и плоть -дар Божий, и сила влечений человека - энергия жизни его - непреложные дары Всемогущего Бога. Но что совершил человек с этими дарами, какими были они у него ДО грехопадения и что сталось со всей природой человека после него, если для спасения человечества понадобилось Воплощение Богочеловека и  беспримерные Его страдания на Кресте, ставшие ИСЦЕЛЕНИЕМ этой несчастной извращенной во всех статьях плоти!

Святые отцы, Великие учители Церкви Православной и словом и делом учили, чтобы приобщиться к Крестной победе и Воскресению Христа человек должен пройти в своей жизни этот же путь Христа на Голгофу, сораспинаясь Ему со всеми страстьми и похотьми. а что говорят нынешние мудрецы?
Они всегда убирают крест с пути, обманывая народ ложным пониманием преображения и способствующему  ему покаяния.

Путь аммы Марии, ее пустынная Голгофа, ее первоначальный переход за Иордан, указанный ей как путь Самой Богородицей: "иди за Иордан, там спасешься", - есть ни что иное как первый шаг ко спасению, тот шаг, с которого начинают описывать этот путь все православные святые наставники спасения. Этот шаг - ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА. Предельно кратко - это волевое отречение от самодовлеющей над душой и духом плоти и ее командования с помощью изуродованной, пляшущей под дудку бесов воли.

Отсюда - три великих монашеский обета - нестяжания, послушания и воздержания (целомудрия). Марию Церковь чтит в чине преподобных, следовательно, монахиней, хотя она не проходила чина пострижения. Она исполнила все делом.  И обрела от Бога невероятные дары, способности: ходить по водам, молиться, поднимаясь на воздух, жить без земной пищи, и главное не только питаться - буквально! -  Словом Божиим, но и познавать его ДУХОМ. А ведь она и книг в руках никогда не держала, читать-писать не умела... Она получила такой силы дары духа, что видела все вокруг, преодолевая пространства и время... Вот она и стала примером преображения человека "плоти" в человека "духа".

Но главное, что мы познаем в ее основном житии, составленном Софронием Иерусалимским и с величайшим благоговением, духовным пониманием и точностью переведенным Димитрием Ростовским, что преображение, обожение человека совершается не мирным  ЭВОЛЮЦИОННЫМ путем преображения плотских, душевных начал в духовные, а КРЕСТОМ, смертной бранью крестораспятием, умираниями на кресте, и не единожды, кровавым отрешением от собственной души, возненавидением ее, изуродованной, искалеченной до последней капли крови грехом соитием Адама и Евы с диаволом (кто кому послушен, тот тому и раб), СМЕРТЬЮ В СЕБЕ ВЕТХОГО АДАМА И РОЖДЕНИЕМ НОВОГО АДАМА - ХРИСТА: "С Тобою, Христе, распинался..."
Потому Священное Предание Православия и учит нас: "даждь кровь и приими дух"(Петр Дамаскин). И: "Без пролития крови нет прощения"(Евр. 9:22 ).

Сколько ж крови пролила преподобная Мария ради очищения и преображения себя из плотского ("плоть и кровь Царства Божия не наследуют"- (1Кор. 15:50 ))?!
Сколько тысяч раз она умирала?!

Вот эти смыслы эти акценты сегодня нам, дорогие братья и сестры, изо всех сил пытаются подменить, извратить, изменить, скрыть, подстроить под удобное похоти и плоти мира "употребление" Евангелия, Священного Предания, высочайших истин православного христианства. Будем же "мудри яко змии и цели (просты, кротцы) яко голуби" (Мф.10:16), Будем вопрошать Господа с молитвой обо всем и стараться со тщанием внимать святым отцам.

;;;;;;
Святая Преподобная Мария Египетская. Фреска монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Рецензии